Многословие становится причиной гибели, а сдерживание языка приводит к спасению

Раньше мы уже приводили слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказавшего:

"Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается" ат-Тирмизи и Ибн Маджа,

- и отмечали, что разговоры о том, что не касается человека, могут сделать его дела тщетными, а рай - запретным для него.

Прежде чем что-нибудь сказать, мусульманину необходимо подумать. Если ему станет ясно, что то, о чём он хочет сказать, является благом, соответствует истине и заслуживает награды, пусть говорит, если же ему станет ясно, что его слова приведут ко злу или послужат причиной распространения ложного или же дело окажется для него неясным, пусть воздержится от слов, и это будет лучше и безопаснее для него, так как ему придётся дать отчёт за каждое сказанное слово, после чего он будет либо вознаграждён, либо наказан, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Что бы ни сказал (человек), непременно (записывает это приставленный) к нему недремлющий страж." "Каф". 18

(К каждому человеку приставлены два ангела, записывающие все eго добрые и дурные дела.)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Аллаху, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха, чему сам он и не придаст значения, но из-за чего будет ввергнут в ад". аль-Бухари.

И мы напомним о том, что в хадисе Му'аза сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

".. .а разве будут люди ввергаться лицами в ад за что-либо ещё, кроме клеветнических речей?!" Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи

Как следует говорить

Говоря о чём-либо, мусульманин должен соблюдать многие правила, в том числе:

- а - Мусульманин должен стремиться говорить только о том, что приносит пользу, и при любых обстоятельствах воздерживаться от произнесения запретных слов.

Характеризуя верующих, Аллах Всевышний сказал: "...и которые отстраняются от пустословия...""Верующие". 3

Под "пустословием" имеются в виду лживые слова наподобие злословия, сплетен, того, что оскорбляет честь других людей, и тому подобные слова.

- б - Немногословие даже в дозволенном, поскольку многословие в дозволенном приводит к запретному или отвергаемому.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Не произноси много слов, если не считать (слов) поминания Аллаха, ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха(является признаком) жестокосердия, а самым далёким из людей от Аллаха является жестокосердный". ат-Тирмизи

Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Тот, кто говорит много, произносит много бранных слов, произносящий много бранных слов совершает много грехов, а наиболее подходящим местом для многогрешного является огонь ".

- в - Обязательность произнесения слов в случае необходимости, особенно тогда, когда дело касается разъяснения истины, побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Подобное считается одним из достойнейших качеств, тогда как неисполнение этой обязанности является ослушанием и грехом, поскольку умалчивающий о том, что имеет отношение к истине, является немым шайтаном.

Проявление внимания и заботы о соседе

Одним из признаков совершенства веры и искреннего исповедания ислама является оказание благодеяний соседу и отказ от нанесения ему обид, как говорил об этом пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Достаточным указанием на необходимость этого может служить то, что Аллах Всевышний связал веление оказывать благодеяния соседу с велением поклоняться только Аллаху, слава Ему, сказав:

"И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающимся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу...""женщины",36.

Под соседом, не состоящим в родстве, подразумевается либо дальний сосед, либо дальний родственник, а под товарищем - спутник или человек, занимающийся совместно с кем-либо общим делом.

Таким образом, шариат требует не только оказания благодеяний соседу и проявления уважения по отношению к нему. В исламе вопросу о проявлении внимания по отношению к соседу придаётся такое значение, подобного которому в истории социальных взаимоотношений никогда не наблюдалось.Обратите внимание на нижеследующий хадис:

"Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Джибрил продолжал давать мне наставления относительно сосeдa (так долго), что я подумал, что он объявит его и одним из наследников". Аль-Бухари

То есть: он очень долго разъяснял мне, какими правами обладает сосед, и я решил, что он скажет, что сосед относится и числу наследников.

Наши рекомендации