Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы
Мы уже знаем, что живое существо, или джива по своей природе является вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к татастха-шакти, или пограничной энергии Господа. Джива обладает качествами духовной энергии, но, будучи крошечной, она имеет тенденцию попадать под влияние либо материальной, либо духовной энергии. Существуют две категории живых существ: вечно обусловленные (нитья-бадхи) и вечно свободные (нитья-сидхи). Обусловленные живые существа скорее являются исключением из правила – их несоизмеримо меньше, чем свободных. Слово «вечно» не означает «ярлык», который навешивают на живое существо: «Ты вечно обусловлен и потому никогда не вернешься в духовный мир». Оно определяет, что мы с незапамятных времен - для нас практически вечно - находимся в материальном мире, но у нас всегда есть возможность выйти за пределы материи и вернуться домой, к Богу.
Падение дживы
У Шрилы Прабхупады мы встречаем следующие четкие утверждения по этому вопросу:
ØМы были в духовном мире до падения материальный мир.
Ø Слово «вечно» в термине «вечно обусловленный» означает, что падение произошло настолько давно, что невозможно найти начала этого во времени.
Ø Вернувшись благодаря практике преданного служения домой, к Богу, мы больше никогда не вернемся в этот материальный мир
Ø Живое существо всегда обладает свободой воли, и, следовательно, склонностью к падению.
Ø Само по себе падение дживы не является проблемой: не важно, как мы сюда попали, важно, что делать сейчас, чтобы отсюда выбраться.
Закон кармы
Карма – это деятельность живого существа согласно его воле, находящаяся под влиянием трех гун материальной природы и протекающая во времени.
Каждое действие, совершенное не в сознании Кришны, то есть не для удовлетворения Кришны, несет последствия – карму. «Кармой, или деятельностью, приносящей последствия, называют деятельность, в процессе которой живые существа создают свои будущие материальные тела»(БГ 8.3).
Любое действие, совершаемое человеком в мыслях, словах или делах, обязательно приводит к определенным последствиям. Эти последствия могут проявляться как в этой жизни (краткосрочная карма), так и в последующей жизни (долгосрочная карма). Например, если мы сунем руку в огонь, то обожжемся прямо сейчас, а если оскорбим кого-либо, и не пройдем процесса искупления, то реакции обязательно настигнут нас в следующей жизни.
Тело живого существа несет в себе как определенные характеристики и способности, так и желания, тип психического восприятия (БГ 15.8; 18.61). «Существует 8 400 000 видов жизни, начиная с Брахмы, первого среди наделенных разумом существ, и заканчивая крошечным муравьем, и все они наслаждаются материальным миром в соответствии с желаниями своего тонкого материального ума и грубого материального тела. Грубое материальное тело формируется в зависимости от состояния тонкого материального ума, а чувства создаются в соответствии с желаниями живого существа» (ШБ 1.2.33).
Тело, получаемое живым существом, определяется его желаниями на момент оставления предыдущего тела. «По своему желанию живое существо может получить более совершенное тело или отправиться в низшие формы жизни. Так проявляется дарованная ему частичная независимость. То, каким будет его следующее тело, зависит от него самого. Сознание, которое человек сформировал в этой жизни, в момент смерти перенесет его в новое тело» (БГ 15.8).
Как греховная деятельность (викарма), так и благочестивая деятельность (карма) создают ограничения на реализацию желаний живого существа (БГ 13.30). Поэтому даже, когда человек обретает сознание Кришны, и желания его меняются, он, оставаясь в «старой машине», вынужден мириться с ее характеристиками и способностями.
Таким образом, кармические последствия проявляются как на грубом плане, так и на тонком – либо как обстоятельства, условия жизни, либо как желания живого существа. На грубом плане они представляют собой внешние ситуации, в которых оказывается живое существо – конкретное тело, семья, страна, климатические условия и т.д. На тонком плане они влияют на состояние ума, побуждая по-разному смотреть на мир и испытывать неконтролируемые, навязчивые желания.
«Живое существо, являясь пограничной энергией Господа, по своей природе не является независимым. Оно должно подчиняться либо Господу, либо материальной природе. Материальная природа также зависит от Господа. И живые существа, как высшая по отношению к материи энергия, могут выбирать, кому им подчиняться – Господу или материальной энергии» (ШБ 2.6.36).
«Обусловленные живые существа вступают в контакт с материей по собственному выбору, движимые сильным желанием эксплуатировать ресурсы материального мира и разыгрывать из себя хозяев всего, что находится в поле их зрения» (ШБ 1.13.50).
Человек, неправильно пользующийся своей свободой выбора, идущий на поводу чувств и ума, своей реакцией на приходящую карму (последствия) создает новую карму (новые события, укрепление своих, независимых от Бога желаний). Бесконечная череда: события – реакция – последствия – является «топливом» для все новых и новых рождений и смертей (ШБ 3.31.44). Только правильно пользуясь своей свободой выбора, живое существо «выключает вентилятор своей кармической деятельности» и, развивая свою истинную природу, очищается от уже созданной ранее кармы (БГ 2.49; 4.17-18; ШБ 2.7.49).
Достигнув своего изначального сознания, человек обретает полную свободу воли и способен не соприкасаться со всем происходящим с ним, «хорошими и плохими» обстоятельствами и событиями. Он не испытывает страданий и наслаждений благодаря тому, что отстранен от деятельности чувств и ума, предназначенных для того, чтобы испытывать эти кармические последствия (ШБ 3.27.10). Он способен во всем видеть лишь благоприятный фактор очищения своего сознания и укрепления своей воли – стремления к Кришне. Живое существо обретает подлинную независимость только тогда, когда достигает уровня чистого преданного служения Господу. Именно на уровне чистого преданного служения человек полностью реализует свою свободу воли – перед ним открыт весь спектр альтернатив. Преданный, делая всегда свой выбор в пользу Кришны, а не желаний чувств и ума, увеличивает свою свободу от их влияния (ШБ 1.2.8; 1.15.29; 3.27.24; БГ 4.18-23).