Шесть призраков страха

Всмотритесь в себя, читая эту заключительную главу, и вы узнаете, сколько «призраков» стоит у вас на пути

Шесть основных страхов... Самый разрушитель­ный страх... Симптомы страха бедности... День­ги решают все!.. Страх критики... Симптомы страха критики... Страх плохого здоровья... Сим­птомы страха плохого здоровья... Страх утраты любви... Симптомы страха утраты любви... Страх старости... Симптомы страха старости... Страх смерти... Симптомы страха смерти... Древние человеческие тревоги... Катастрофа деструктив­ного мышления... Мастерская дьявола... Как за­щититься от негативных влияний... Вопросы для самоанализа...Единственное, что вы полностью контролируете... Оправдания старика — пятьде­сят пять «если бы»...

ЗАКОН УСПЕХА. ДУМАЙ И БОГАТЕЙ

«Закон успеха» — главный труд Наполеона Хилла, автора популярных книг о том, как преуспеть в жиз­ни, среди которых особенно известен его бестселлер «Думай и богатей», тоже включенный в это издание. Анализируя в «Законе успеха» жизнь и достижения виднейших бизнесме­нов Америки, часто начинавших с нуля, черпавших опыт в «университетах ударов судьбы», Хилл подчеркивает, что «ус­пех нельзя поймать», его достигают, «усваивая и применяя законы, которые так же неизменны, как законы всемирно­го тяготения». Исследованию этих законов, помогающих «победить в битве жизни», и посвящена книга, где читатель найдет целую философию успеха. В основе ее — «стратегия преодоления собственных слабостей — главных преград на пути к успеху», и автор дает массу полезных советов по самовоспитанию, выстраивая их в последовательную пси­хологическую систему. Хилл призывает тех, кто «бесцельно дрейфует по морю жизни» пробудить «дремлющие в каж­дом семена возможностей», стать капитанами своей судьбы, ибо «битва за успех наполовину выиграна, когда человек знает, чего хочет». Приводя множество наглядных приме­ров, автор повествует и о собственных злоключениях, кото­рые в конечном счете помогли ему «открыть себя», найти свое призвание. «То, что вы считаете неудачей часто лишь испытательный срок, которым судьба проверяет вашу жиз­нестойкость, — пишет Хилл. — Неудача — это печь, в кото­рой природа выжигает шлак из человеческого сердца, по­буждая нас удваивать усилия».

Если «Закон успеха» — универсальный компас, указыва­ющий «дорогу к победам в жизненной борьбе», то «Думай и богатей» — это, говоря словами автора, «книга о том, как превратить мысли в деньги». Перед нами своего рода прак­тическое пособие для тех, кто хочет стать богатым. При этом Хилл убежден, что разбогатеть может почти каждый, кто по-настоящему захочет, ибо «для наших стремлений нет иных пут, кроме тех, которыми мы сами себя стреножим». Автор наглядно показывает, что «деньги своенравны и лег­ко ускользают, — за ними надо ухаживать, как настойчи­вый влюбленный ухаживает за своей избранницей». Чита­тель найдет в книге немало конкретных примеров таких «ухаживаний».

«Закон успеха», «Думай и богатей», так же как и другие книги Н. Хилла, посвященные миру бизнеса, переведены на многие языки, стали «учебниками достижений» для мно­гих тысяч людей на всей планете.

Закон успеха

ЛИЧНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ АВТОРА

Каждая железная дорога, каждый выдаю­щийся финансовый институт, каждое гигантское деловое предприятие, каждое великое изобретение — все это зарож­далось в воображении одного человека.

Ф.У. Вулворт создал свой «План пяти и десяти центов» вначале в своем «воображении», и только потом этот план, претворившийся в действительность, сделал его миллионером.

Томас А. Эдисон в своем воображении создал говорящую машину, аппарат, подаривший миру движущиеся картинки, необыкновенно яркую электрическую лампочку и десятки других полезных изобретений, прежде чем они стали реаль­ностью.

Во время пожара в Чикаго десятки торговцев стояли воз­ле дымящихся останков своих магазинов, предаваясь горес­ти. Многие решили переехать в другие города и начать за­ново. В этой группе был и Маршалл Филд, который в своем воображении увидел крупнейший в мире универмаг на том самом месте, где стоял его прежний магазин, к этому времени представлявший собой тлеющую груду. И этот за­мысел стал реальностью.

Счастлив молодой человек, который в самом начале жиз­ненного пути научится использовать свое воображение, осо­бенно в наш век великих возможностей.

Воображение — это такое свойство ума, которое может быть культивировано, развито, усилено и расширено. Если бы это было не так, настоящий курс из пятнадцати законов успеха никогда не был бы создан, потому что вначале воз­ник в воображении автора, где зародился благодаря случай­ной ремарке покойного Эндрю Карнеги.

Где бы вы ни были, кем бы вы ни были, чем бы ни занимались, у вас всегда есть возможность стать более по­лезным, более продуктивным — благодаря развитию вашего воображения.

Успех — всегда результат индивидуальных усилий, но вы обманываете себя, если считаете, что можете достигнуть ус­пеха без сотрудничества с другими людьми. Успех — резуль­тат индивидуальных усилий только в том отношении, что каждый должен для себя решить, чего он хочет. Такое реше­ние связано с использованием воображения. С этого момента достижение успеха — дело искусного и тактичного воздей­ствия на окружающих с целью добиться их сотрудничества.

Но прежде чем добиться сотрудничества со стороны окружа­ющих, нет, еще до того, как просить их об этом, вы сами должны проявить способность к сотрудничеству. Именно по­этому девятый урок курса — ПРИВЫЧКА ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ТОГО, ЗА ЧТО ТЕБЕ ПЛАТЯТ ,— должен особенно привлечь ваше внимание. Применение закона, на котором основан этот урок, само по себе обеспечит успех во всех предприятиях.

В конце первого урока вы найдете Карту личного анали­за, в которой для изучения и сопоставления проанализиро­ваны качества десяти хорошо известных людей. Вниматель­но изучите эту карту и отметьте «пункты опасности», кото­рые означают неудачу для тех, кто не обращает внимания на эти сигналы. Из десяти проанализированных восемь доби­лись большого успеха, а двух можно считать неудачниками. Внимательно изучите причины их неудач.

Затем изучите себя самого. Для этой цели оставлены две пустые колонки; проставьте в них себе оценку каждого из пятнадцати уроков успеха в начале изучения курса и в кон­це изучения и отметьте, в чем проявилось улучшение.

Цель курса «Закон успеха» — дать вам возможность по­нять, как стать более способным в избранной вами сфере деятельности. С этой целью вы должны проанализировать свои данные, оценить и классифицировать их, чтобы ис­пользовать как можно лучше.

Вам может не понравиться дело, которым вы начинаете заниматься.

Есть два способа покончить с этой работой. Первый — мало интересоваться тем, что вы делаете, лишь бы только «избавиться». И вы очень скоро со всем покончите, потому что ваши услуги перестанут требоваться.

Второй и лучший способ — сделаться полезным и эффективным в том, чем вы сейчас заняты, и тем самым привлечь благоприятное внимание тех, кто обладает возможностью продвинуть вас и предложить более ответственную работу, которая вам больше понравится.

Вы сами должны выбрать путь.

Я снова напоминаю вам о значении девятого урока кур­са; с его помощью вы можете вступить на этот «лучший путь» продвижения.

Тысячи проходили над местом, где расположена медная шахта Калумет, и ничего не замечали. Только один человек использовал свое воображение, углубился на несколько фу­тов в землю, исследовал найденное и обнаружил богатей­шие в мире залежи медной руды.

Вы — и каждый человек — время от времени прохо­дите над собственной «шахтой Калумет». Открытие — дело исследования и использования воображения. Курс «Пятнадцать законов успеха» может привести вас к ва­шей шахте, и вы будете поражены, увидев, что все время стояли над богатейшими залежами, которые сейчас раз­рабатываете. В своей лекции «Акры бриллиантов» Рас­селл Конвелл говорит нам, что не нужно далеко ходить, чтобы отыскать возможность: она прямо там, где мы сто­им! ЭТУ ИСТИНУ СТОИТ ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ!

Этот курс — результат тщательного анализа жизни и де­ятельности свыше ста человек, которые в своем деле дос­тигли выдающихся успехов.

В наибольшей степени автор обязан Генри Форду и Энд­рю Карнеги. Карнеги первым предложил написать курс, а жизнь и деятельность Генри Форда дали для него больше всего материала.

Некоторые из перечисленных людей уже скончались, но тех, кто жив, автор искренне хочет поблагодарить за помощь, без которой курс никогда не был бы создан. Большинство из этих людей автор изучал лично, с близкого расстояния. Со многими из них он дружил и дружит до сих пор, и в других условиях ему не удалось бы собрать необходимые факты.

Эти люди составляют фундамент, основу, костяк амери­канского бизнеса, финансов, промышленности и торговли.

«Закон успеха» резюмирует философию и правила дей­ствия, которые позволили каждому из этих людей достичь огромного влияния в избранном поле деятельности.

Тот, кто приступает к изучению курса с открытым умом, кто постарается держать ум «открытым» все время чтения, будет вознагражден, приобретя более широкий и точный взгляд на жизнь.

Наполеон Хилл

Урок первый

СВЕРХРАЗУМ

Вы сможете это сделать, если поверите, что можете!

Этот курс посвящен основаниям успеха.

Успех — это во многом умение в духе гармонии и равновесия приспособиться к разнообразным и постоян­но изменяющимся условиям жизни. Гармония основана на понимании сути сил, составляющих окружение; по­этому данный курс — по существу, план, исполнение ко­торого ведет прямо к успеху, потому что он помогает изу­чающему интерпретировать, понимать и использовать эти силы жизни.

Прежде чем начать изучение, вы должны кое-что узнать об истории курса «Закон успеха». Вы должны точно знать, что обещает курс тем, кто будет ему следовать, пока они не овладеют законами и принципами, на которых он основан. Вы должны знать границы возможностей курса и какую помощь он вам окажет в борьбе за свое место в мире.

Люди, достигшие самого большого успеха, должны были преодолеть свои слабости, прежде чем добиться результата. Самые очевидные слабости, стоящие между человеком и ус­пехом, это НЕТЕРПИМОСТЬ, АЛЧНОСТЬ, КОРЫСТО­ЛЮБИЕ, РЕВНОСТЬ, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, МЕСТЬ, ЭГОИЗМ, ОБМАН, ТЕНДЕНЦИЯ ЖАТЬ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, и ПРИВЫЧКА ТРАТИТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗАРАБАТЫ­ВАЕШЬ.

Все эти распространенные недруги человечества и мно­гие другие, здесь не упомянутые, рассматриваются в курсе «Закон успеха» таким образом, что любой желающий, даже с ограниченным интеллектом, может овладеть курсом с не­большими усилиями.

С самого начала вы должны знать, что курс «Закон успе­ха» давно миновал стадию экспериментов, что он помог многим добиться достижений, которые стоит осмыслить и проанализировать.

Курс «Закон успеха» вначале преподносился в виде лек­ций, которые были прочитаны автором практически во всех городах Соединенных Штатов в течение более чем семи лет. Возможно, вы были в числе тысяч слушателей этих лекций.

Во время этих лекций ассистенты автора размещались в аудитории, отмечая реакцию слушателей, и таким образом автор точно знал, каково воздействие его лекций. В резуль­тате изучения этих материалов в курс было внесено немало изменений.

Первую большую победу философия «Закона успеха» одер­жала, когда автор использовал ее как основу курса, прочи­танного для трех тысяч человек, готовившихся стать тор­говцами. Большинство из этих людей не имело никакого опыта в области торговли. Благодаря обучению они сумели за шесть месяцев заработать больше миллиона долларов и заплатить автору за его услуги тридцать тысяч.

Философия «Закона успеха» привлекла внимание покой­ного Дона Р. Меллетта, издателя «Дейли ньюс» в Кантоне, штат Огайо, который стал партнером автора и готовился отказаться от руководства кантонской «Дейли ньюс», чтобы заниматься делами автора, когда, увы, был убит.

Незадолго до смерти мистер Меллетт договорился с судьей Элбертом X. Гэри, который тогда возглавлял совет директо­ров «Юнайтед Стейт Стал Корпорейшн», о том, что с курсом познакомятся все служащие корпорации — за сто пятьдесят тысяч долларов. Из-за смерти судьи Гэри план этот был при­остановлен, но то, что он готов был вложить в него такую сумму — сто пятьдесят тысяч, — доказывает полезность курса.

В начале курса вы встретите несколько технических тер­минов, которые вам, возможно, незнакомы. Пусть это вас не тревожит. Начало должно послужить только фоном для пят­надцати уроков курса, и именно так вы его должны воспри­нимать. Никакого экзамена по этому разделу вы сдавать не будете, но вы должны прочесть его несколько раз, и при каждом прочтении у вас возникнут новые мысли и идеи.

В этом уроке вы встретите описание закона психологии, который служит фундаментом всех личных достижений. Автор называет этот законом Сверхразума, имея в виду разум, возникающий в результате гармоничного сотрудничества двух и большего количества людей, которые прилагают со­вместные усилия для решения какой-либо задачи.

Если вы заняты в торговле, можете в своей повседневной работе провести эксперимент с законом Сверхразума, и этот эксперимент принесет вам выгоду. Было установлено, что группа из шести или семи торговцев может использовать этот закон так эффективно, что продажа товаров резко возрастет.

Труднее всего на земле продавать страхование жизни. Так не должно быть, но так есть. Несмотря на это, неболь­шое число сотрудников страховой компании «Благоразум­ная жизнь» («Пруденшл лайф»), которым раньше удавалось продать немного страховых полисов, объединилось для экс­периментирования с законом Сверхразума, и в результате каждый член группы за три последующих месяца продал больше полисов, чем за весь предыдущий год.

Самый оптимистично настроенный и наделенный бога­тым воображением человек будет поражен тем, какие дос­тижения возможны для небольшой группы, научившейся применять этот принцип. Не забывайте об этом, читая вступ­ление к «Закону успеха», и вполне можно ожидать, что оно само по себе даст вам понимание закона, способного изме­нить всю вашу жизнь.

Успех дела определяется личностью того, кто этим делом занят. Измените личность так, чтобы она была привлекательна для клиентов, и ваше дело будет процветать. В любом из боль­ших городов Соединенных Штатов одинаковые товары за оди­наковую цену можно купить в десятках магазинов, но вы все­гда найдете магазин, дела которого идут лучше, чем у других, и причина в том, что там есть человек или группа людей, внима­тельных к личностям тех, кто имеет дело с покупателями. Люди покупают не только товары, но и личности, и еще неясно, что действует на них больше: товар или личность продавца.

Страхование жизни поставлено на такую научную осно­ву, что цена его не очень меняется в разных компаниях, но из числа сотен компаний, занимающихся таким страхова­нием, всего на десять приходится основная масса договоров в Соединенных Штатах.

Почему? Личности! Девяносто девять человек из ста, при­обретающих страховой полис, не знают, что в нем написано, и что еще поразительней — им это неинтересно. На самом деле они покупают привлекательную личность тех, кто по­нимает, как культивировать такие качества личности.

Ваша задача в жизни — по крайней мере ее значительная часть — добиться успеха. В понимании настоящего курса успех — это «достижение вашей главной цели без наруше­ния прав других людей». Независимо от того, какова эта ваша цель в жизни, вы достигнете ее с гораздо меньшими трудностями, если научитесь культивировать в себе каче­ства привлекательной личности и усвоите тонкое искусство объединения с другими для решения определенной задачи без трений и зависти.

Одна из важнейших проблем жизни, если не самая важ­ная, — овладение искусством установления гармоничных отношений с другими. Курс создан для того, чтобы облег­чить людям продвижение по жизни с гармонией и уравно­вешенностью, освободить от деструктивных последствий разногласий и трений, которые миллионам людей приносят несчастья, нужду и неудачи.

Вы не добьетесь вьщающегося успеха в жизни без влия­ния, а влияния у вас не будет, если вы не настолько сильная личность, чтобывоздействовать на других и сотрудничать с нимив духе гармонии.Этот курс покажет вам, как шаг за шагом развивать такую личность.

Урок за уроком вы будете усваивать из курса «Закон успеха» следующее:

1. ОПРЕДЕЛЕННАЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ научит вас, как экономить усилия, которые большинство тратит, стараясь найти цель жизни. Этот урок поможет вам покончить с бесцельностью и позволит закрепиться на какой-то опреде­ленной, хорошо осмысленной главной цели вашей жизни.

2. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ позволит вам справиться с шестью главными страхами, которыми проклято человечество: страхом нищеты, страхом болезни, страхом старости, страхом критики, страхом утраты чьей-либо любви и страхом смерти. Урок научит вас отличать подлинную уверенность в себе, ос­нованную на определенных, полезных знаниях, от эготизма.

3. ПРИВЫЧКА К ЭКОНОМИИ научит вас системати­чески распределять свой доход, так чтобы его определен­ный процент постоянно накапливался, образуя один из источников личного влияния. Никто не преуспеет в жизни без привычки экономить деньги. Из этого правила нет ис­ключений, и избежать его невозможно.

4. ИНИЦИАТИВА И ЛИДЕРСТВО научат вас, как пере­стать бьпъ последователем в избранной вами сфере и стать лиде­ром. У вас выработается инстинкт лидерства, который посте­пенно поднимет вас на самый верх дела, которым вы заняты.

5. ВООБРАЖЕНИЕ стимулирует ваш мозг так, что вы сможете генерировать новые идеи и разрабатывать новые планы, которые помогут вам достичь вашей главной цели. Этот урок научит вас «строить новые дома из старых кам­ней». Он покажет, как создавать новые концепции из ста­рых, хорошо известных и как использовать старые идеи в новых целях. Сам по себе один этот урок эквивалентен целому курсу торгового дела и окажется настоящей золотой шахтой для тех, кто серьезно его изучит.

6. ЭНТУЗИАЗМ научит вас «насыщать» всех окружаю­щих интересом к вам и вашим идеям. Энтузиазм — это основание привлекательной личности, а вы должны стать

. такой личностью, чтобы повлиять на окружающих и убе­дить их сотрудничать с вами.

7. САМОКОНТРОЛЬ — это рулевое колесо, с помощью которого вы управляете своим энтузиазмом и направляете его туда, куда желаете. Этот урок научит вас самым прак­тичным образом становиться «хозяином своей судьбы, ка­питаном своей души».

8. ПРИВЫЧКА ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ТОГО, ЗА ЧТО ТЕБЕ ПЛАТЯТ, — один из важнейших уроков курса «Закон успеха». Он позволит вам овладеть преимуществами закона увеличения возврата, и постепенно вы сможете получать больше денег за оказываемые вами услуги. Никто не смо­жет стать лидером в любой области, если у него нет при­вычки делать больше, чем то, за что ему платят.

9. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ есть «точка опо­ры», к которой вы должны приложить «лом» своих уси­лий; правильно приложив его и действуя с умом, вы убе­рете множество препятствий. Один этот урок дал десятки превосходных торговцев. Он порождал лидеров за один ве­чер. Урок научит вас, как преобразовать свою личность так, чтобы вы могли приспособиться к любому окружению или к любой другой личности таким образом, чтобы доминировать.

10. ТОЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ — один из краеугольных камней постоянного успеха. Этот урок научит вас отделять «факты» от простой «информации». Он научит вас распре­делять известные факты по двум классам: «важные» и «не­важные». Он научит определять, что такое важный факт. Научит на основе ФАКТОВ разрабатывать планы действий для достижения цели.

11. КОНЦЕНТРАЦИЯ научит вас сосредоточивать вни­мание на какой-то одной задаче, пока вы не разработаете план ее решения. Урок научит вас сотрудничать с другими таким образом, чтобы вы смогли использовать их знания для подкрепления своего плана и достижения своей цели. Он даст вам практичное действенное знание окружающих вас сил и покажет, как овладеть этими силами и использо­вать их в своих интересах.

12. СОТРУДНИЧЕСТВО научит вас ценить коллектив­ную работу. В этом уроке вы научитесь применять закон Сверхразума. Урок научит вас координировать ваши усилия с усилиями других так, чтобы исключить трения, ревность, разногласия, зависть и алчность. Вы научитесь пользовать­ся знаниями других людей о деле, которым вы заняты.

13. УЧИТЫВАТЬ УРОКИ НЕУДАЧ - этот урок научит вас, как превращать собственные ошибки и неудачи в опо­ру на своем пути. Он научит вас различать «неудачи» и «временные поражения», а между ними очень большая и важная разница. Он научит вас извлекать пользу из своих неудач и из неудач других людей.

14. ТЕРПИМОСТЬ научит вас избегать разрушительных последствий расовых и религиозных предрассудков, кото­рые приносят беды миллионам людей, отравивших свой мозг и закрывших себедверь к разуму. Этот урок — двойник урока ТОЧНОГО МЫШЛЕНИЯ: никто не может мыслить точно, не практикуя терпимость. Нетерпимость закрывает книгу знаний и пишет на переплете: «Конец! Я все узнал!» Нетерпимость делает врагов из тех, кто мог бы стать друзь­ями. Она уничтожает возможности и наполняет разум со­мнениями, недоверием и предрассудками.

15. ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА научит вас использовать великий закон человеческого поведения та­ким образом, чтобы вы могли добиться сотрудничества от любого индивида или группы индивидов. Непонимание закона, на котором основана философия Золотого Правила, является одной из главных причин того, что миллионы лю­дей всю жизнь тонут в несчастьях, нищете и нужде. Этот урок не имеет ничего общего с религией или сектантством в любой форме, точно так же, как остальные уроки курса.

Цель этих пятнадцати законов — помочь вам получить и организовать все имеющиеся у вас знания и все знания, которые вы приобретете в будущем, чтобы вы могли пре­вратить их — во ВЛИЯНИЕ.

ВЛИЯНИЕ есть один из трех основных объектов чело­веческих стремлений.

ВЛИЯНИЕ бывает двух разновидностей: то, которое до­стигается примененем законов природы, и то, что развива­ется путем организации и классификации ЗНАНИЙ.

ВЛИЯНИЕ, возникающее из организованного знания, наиболее важно, потому что вкладывает в руки человека орудие, с помощью которого он может трансформировать, перенаправлять другие виды влияния и до определенной степени овладевать ими.

Цель настоящего курса — наметить маршрут, по которо­му изучающий может безопасно пройти свой путь, собирая факты и вплетая их в ткань своего ЗНАНИЯ.

КАЖДЫЙ МОЗГ - ОДНОВРЕМЕННО ПЕРЕДАЮЩАЯ И ПРИНИМАЮЩАЯ СТАНЦИЯ. Автор много раз - слиш­ком много, чтобы посчитать, — доказывал, по крайней мере самому себе, что каждый человеческий мозг одновременно передает и принимает колебания на частоте мысли.

Если эта теория окажется справедливой и будут разрабо­таны разумные методы контроля, представьте себе, какую роль они будут играть в собирании, классификации и орга­низации знаний. Возможность и даже вероятность такой реальности поражает сознание!

Каждый мозг, или каждое сознание, непосредственно свя­заны с другими с помощью эфира. Каждая мысль, произве­денная мозгом, может быть немедленно уловлена и интер­претирована мозгом другого человека, который настроен на посылающий мозг. Автор так же уверен в этом, как в том, что химическая формула воды — Н2О. Представьте себе, если сможете, какую роль играет этот принцип во всех об­ластях жизни.

Автор полагает, что каждое колебание мысли, излучен­ное мозгом, подхватывается эфиром и поддерживается в постоянном движении на длине волны, соответствующей энергии, с которой эта мысль была произведена; эти коле­бания находятся в движении вечно; именно они являются одним из источников неожиданного появления мысли в со­знании; другой источник — прямой и немедленный контакт через эфир с мозгом, пославшим мысль.

Если эта теория справедлива, бесконечное пространство можно считать гигантской сокровищницей, в которой мож­но найти все мысли, когда-либо произведенные человече­ством.

СВЕРХРАЗУМ. Мы подошли к следующей ступени в описании способов и средств, с помощью которых можно собирать, классифицировать и огранизовывать полезные знания; Сверхразум возникает из гармоничного союза двух и больше умов.

Термин «Сверхразум» — абстракция и имеет смысл толь­ко для небольшого количества людей, которые вниматель­но изучали воздействие одного мозга на другие.

Автор внимательно прочитал все имеющиеся учебники и статьи о человеческом мозге, но нигде не нашел даже легкого упоминания принципа, описанного здесь под на­званием «Сверхразум». Этот термин впервые привлек вни­мание автора во время разговора с Эндрю Карнеги, описан­ного во втором уроке.

ХИМИЗМ МОЗГА. Ученым и просто внимательным лю­дям хорошо известно, что иногда мозг одного человека, едва соприкоснувшись с мозгом другого, тотчас вступает с ним в конфликт, в то время как в других случаях сразу возникает естественная близость друг к другу. Между этими двумя край­ностями: естественным антагонизмом и естественной близос­тью при встрече и контакте — находится широкий спектр возможностей взамодействия мозга с мозгом.

Некоторые умы так естественно настроены друг на друга, что при первом же контакте неизбежно возникает «любовь с первого взгляда». Кому не знакомо подобное состояние? В других случаях умы настолько враждебны, что с первой же встречи становится очевидной взаимная нелюбовь. Такой результат возникает без слов и без малейших признаков того, что способствует в других случаях любви или ненависти.

Вполне вероятно, что мозг это тоже в своем роде энерге­тическая субстанция — называйте ее, как хотите, — анало­гичная эфиру. Когда два ума оказываются настолько близко, что между ними возникает контакт, смешение единиц этого «мозгового вещества» (назовем его электронами эфира) при­водит к химической реакции и вызывает колебания, которые приятно или неприятно действуют на две личности.

Результаты встречи двух умов очевидны даже для нео­пытного наблюдателя. Но каждый результат должен иметь причину! Что может быть разумней предположения, что при­чина изменения мысленных отношений двух умов, только что вступивших в контакт, есть не что иное как возмуще­ния электронов или единиц каждого мозга в процессе при­способления к новому полю, созданному контактом?

Встреча или вступление в контакт двух умов вызывает в каждом из них «последствия» или состояние ума, отличное от того, что было непосредственно перед контактом. То, что такая реакция имеет место, — установленный факт, и, от­талкиваясь от него, мы можем выяснить, что понимается под термином «Сверхразум».

Сверхразум возникает путем встречи или слияния двух или более умов в духе совершенной гармонии. Из этого слияния химизм мозга создает третий ум, который может быть использован одним или всеми индивидами. Этот Сверх­разум существует до тех пор, пока между индивидами со­храняется дружеский гармоничный союз. Но как только этот союз распадается, Сверхразум тоже распадается и сви­детельства его существования исчезают.

Принцип химизма мозга — основа и причина так на­зываемых случаев «родства душ» и «вечных треугольни­ков», многие из которых, к несчастью, заканчиваются в судах по разводу и встречаются насмешками со стороны невежественных и необразованных людей, извлекающих только вульгарность и скандалы из величайшего закона природы.

Весь цивилизованный мир знает, что первые два-три года брачной жизни связаны с многочисленными разногласиями более или менее мелкой природы. Это годы взаимной «при­тирки». Если брак их выдержит, то становится более или менее постоянным союзом. Ни один опытный человек, со­стоящий в браке, не станет отрицать эти факты.

Хотя есть и другие причины, но в основном отсутствие гармонии в первые годы брака связанно с медленным при­способлением химизма мозга к гармоничному слиянию. Выражаясь по-другому, электроны или единицы энергии, которую мы называем мозгом, при первом контакте не на­строены ни крайне дружественно, ни крайне враждебно; но при постоянной связи они постепенно гармонично слива­ются, за исключением случаев, когда контакт вызывает про­тивоположный эффект и ведет к открытой враждебности между единицами.

Хорошо известно, что после десяти или пятнадцати лет совместной жизни мужчина и женщина становятся необхо­димы друг другу, даже если нет ни малейших свидетельств состояния мозга, которое мы называем любовью. Больше того, такая связь и сексуальные взаимоотношения не только усиливают естественную склонность друг другу, но вызыва­ют схожее выражение лица и сходство во многих других отношениях. Любой знаток человеческой природы может лег­ко найти в многолюдном помещении жену, будучи представ­лен ее мужу. Выражение глаз, черты лица и тон голоса у тех, кто долго живет в браке, становятся заметно сходными.

Действие химизма мозга настолько заметно, что любой опытный оратор способен сразу понять, как аудитория встре­чает его утверждения. Антагонизм мозга одного человека в тысячной аудитории определяется говорящим, который при­вык «чувствовать» и регистировать этот антагонизм. Боль­ше того, опытный оратор может сделать такой вывод, не наблюдая за лицами слушателей. И именно так аудитория позволяет оратору подняться до вершин искусства или вы­зывает его неудачу, не издавая ни звука и никак не отражая на лицах одобрение или неодобрение.

Все опытные торговцы узнают наступление «психологичес­кого момента завершения» — не по словам перспективного по­купателя, но по воздействию химизма его мозга, которое вос­принимает или «чувствует» продавец. Слова часто противоречат намерениям говорящих, но правильная интерпретация химизма мозга не оставляет места для ошибок. Каждый компетентный продавец знает, что большинство покупателей до самого завер­шения сделки высказывают отрицательное к ней отношение.

Каждый способный юрист обладает шестым чувством, которое с помощью химизма мозга позволяет ему распутать самые тщательно подобранные слова умного лжесвидетеля, понять, что на самом деле происходит в сознании свидете­ля. Многие юристы развивают эту способность, не зная ее реальный источник; они владеют техникой без научного понимания ее оснований. То же самое бывает со многими продавцами.

Тот, кто одарен искусством правильно интерпретировать химизм мозга других, может, фигурально выражаясь, зайти через парадный вход в дом сознания и неторопливо осмот­реть все здание, отметить все подробности и выйти со зна­нием полной картины интерьера, причем владелец здания даже не подозревает, что принимал посетителя. В уроке «Практичное мышление» мы покажем, как практически ис­пользовать этот принцип (имеющий отношение к принци­пу химизма мозга). Здесь мы его упоминаем только в каче­стве подхода к главным положениям урока.

Сказано достаточно, чтобы представить принцип химиз­ма мозга и с помощью повседневных наблюдений самого изучающего курс доказать, что в момент контакта двух умов в обоих происходит заметное мысленное изменение, кото­рое иногда проявляется в антагонизме, а иногда в дружелю­бии. Каждый мозг обладает тем, что можно назвать элект­рическим полем. Природа этого поля меняется в зависимо­сти от «настроения» мозга индивида и от химизма мозга, создавшего это поле.

Автор полагает, что нормальное, или естественное, состоя­ние химизма мозга индивида определяется его физической наследственностью плюс природа мыслей, доминирующих в сознании; что каждый мозг постоянно изменяется, поскольку взгляд на мир индивида и мыслительные привычки постоян­но изменяют химизм его мозга. Автор считает эти принципы верными. То, что каждый индивид может по собственной юле изменить химизм своего мозга и тем самым привлечь или оттолкнуть тех, с кем он вступил в контакт, является УСТА­НОВЛЕННЫМ ФАКТОМ! Иными словами, любой человек может усвоить мысленное отношение, которое будет привле­кать других и будет им приятно, или которое оттолкнет их и настроит враждебно, и все это без помощи слов, выражения лица или движений тела и форм поведения.

Теперь вернитесь к определению Сверхразума — разума, который вырастает из слияния и сотрудничества двух и бо­лее умов В ДУХЕ ПОЛНОЙ ГАРМОНИИ, и вы поймете все значение использованного здесь слова «гармония». Два ума не могут слиться, они не могут сотрудничать, если от­сутствует элемент полной гармонии, и именно в этом тайна успеха или неудачи практически всех случаев делового или социального партнерства.

Каждый менеджер, каждый военный командир, вообще каждый лидер в любом деле хорошо осознает необходимость «esprit de corps» (честь мундира, корпоративный дух) — общего взаимопонимания и сотрудничества — для достиже­ния успеха. Этот массовый дух гармонии цели достигается путем дисциплины, добровольной или насильственной, при этом индивидуальные умы сливаются в Сверхразум; под этом понимается такая модификация индивидуальных умов, которая приводит их к слиянию и единым действиям.

Методы достижения этого слияния так же многочислен­ны, как многочисленны индивидуальные формы лидерства. У каждого лидера свой метод достижения координации умов сотрудников. Один использует силу. Другой — убеждение. Один играет на страхе наказания, другой — на вознаграж­дениях — и все это для того, чтобы умы группы индивидов слились в единый разум. Изучающий курс должен глубоко исследовать вопросы государственного управления, полити­ки, бизнеса или финансов, чтобы выяснить технику, ис­пользуемую лидерами в этих областях для слияния индиви­дуальных умов в массовый разум.

Группа индивидов не может слиться в Сверхразум, если один из членов группы обладает крайне негативным, оттал­кивающим разумом. Негативный и-позитивный умы не мо­гут слиться в смысле, который мы вкладываем в термин «Сверхразум». Непонимание этого факта привело к пора­жению многих способных в иных отношениях лидеров.

Лидер, осознающий этот принцип химизма мозга, может временно объединить умы практически любой группы лю­дей, так что в результате образуется сверхразум, но как только лидер выходит из группы, композиция немедленно распадается. Наиболее успешные страховые компании и мно­гие фирмы созывают встречи сотрудников не реже раза в неделю и даже чаще — ради чего?

РАДИ СЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УМОВ В СВЕРХРАЗУМ, КОТОРЫЙ В ТЕЧЕНИЕ ОГРАНИЧЕН­НОГО КОЛИЧЕСТВА ДНЕЙ СЛУЖИТ СТИМУЛОМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УМОВ.

Возможно — и даже часто, лидеры таких групп не пони­мают, что на самом деле происходит во время этих встреч, которые обычно называются стимулирующими. В расписа­ние встречи входит выступление лидера, кого-либо из чле­нов, иногда человека извне, а тем временем умы индивидов контактируют и подзаряжаются.

Мозг человека можно сравнить с электрическим аккумулятором; он может истощаться, и тогда его владелец чувствует себя подавленным, впадает в уныние и нуждается в стимулировании. Есть ли счастливцы, никогда не испыты­вавшие таких чувств? Истощенный мозг должен подзаря­диться, и достигается эта подзарядка путем контакта с ума­ми, более полными жизни. Великие лидеры понимают не­обходимость такой подзарядки; больше того, они понима­ют, как достичь этого. ЭТО ЗНАНИЕ СЛУЖИТ ГЛАВ­НЫМ ОТЛИЧИЕМ ЛИДЕРА ОТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ!

Счастлив человек, понимающий этот принцип настолько, чтобы постоянно «подзаряжать» свой мозг, периодически вхо­дя в контакт с более жизненным умом. Один из самых эффективных способов подзарядки — сексуальный контакт, при условии, что в контакт вступают мужчина и женщина, ис­кренне привязанные друг к другу. Любой другой вид сексу­ального контакта разряжает мозг. Каждый компетентный пси­хотерапевт за несколько минут способен «подзарядить» мозг.

Наши рекомендации