Глава 8. Искусство «контролируемой глупости». Сталкинг

По мнению магов, контролируемая глупость – единственное средство, которое позволяет им иметь дело с самими собой в состоянии повышенного осознания и восприятия, а также – со всеми людьми и всем на свете в повседневной жизни.

Карлос Кастанеда, «Сила безмолвия»

«Игра в жизнь» как способ пополнять энергию и действовать более эффективно

Важнейший вопрос, который не могут разрешить многие люди, идущие по пути духовного развития: как сочетать этот путь с повседневной жизнью? Многие искатели истины оказываются перед одной из двух проблем: либо все земное, материальное, человеческое начинает казаться чем-то пустым и бессмысленным, и в результате хочется вообще уйти от людей и от мира, воспарить куда-нибудь в заоблачные выси, но тогда земная жизнь просто теряет смысл – либо, наоборот, «заоблачные выси» начинают пугать своей неуютностью, и человека снова, как в трясину, затягивает в повседневность, в суету и нервозность обыденного человеческого существования.

Кастанедовский маг и воин легко решает эти проблемы. Все в жизни не важно, все суета, все иллюзии? Да! Есть только одна подлинная реальность – реальность духа? Да! Но у духа есть прекрасная особенность: дух способен играть . И если мы хотим, живя в реальности духа, все же не выпадать из обычной человеческой жизни и не терять ощущения ее смысла, все же не лишать себя социальной реализации, мы можем начать играть во все то, к чему раньше относились с предельной серьезностью.

И тогда окажется, что у всей этой человеческой суеты все же есть смысл, и смысл этот – игра. А от игры можно получать удовольствие, и, что самое главное, в игре можно заряжаться энергией. В том, что мы делаем всерьез, мы теряем энергию, в том, во что играем, не только экономим энергию, но и пополняем ее запасы.

Маги называют такого рода игры «контролируемой глупостью». Суть здесь проста: маг и воин знает, что все обычные человеческие заботы на фоне Бесконечности являются просто глупостью, настолько они пусты и незначительны. Но обычные люди воспринимают это крайне серьезно. Они не знают, что участвуют на самом деле в большом балагане. Что реальность духа – единственно подлинная реальность – совсем другая, и что с точки зрения этой реальности все то, что беспокоит людей, просто смехотворно.

Почему? Да потому что реальность с точки зрения мага – это всего лишь наша интерпретация мира. То, что нас окружает, является лишь видимостью, игрой нашего восприятия, давайте не будем забывать об этом. Мы воспринимаем лишь тональ – мир, созданный нашим «деланием», и не видим подлинной реальности нагуаля.

Маг знает, что все, относящееся к тоналю, и людские заботы в том числе, не являются чем-то важным. Но он умеет играть в то, что они будто бы для него важны. Таким образом он может заниматься с виду всем тем же, чем и обычные люди, всеми теми же глупостями – но его «глупость» контролируемая.

...

То есть он знает, что все это – глупость, тогда как обычные люди этого не знают.

Зачем магу это нужно? Чтобы, с одной стороны, не давать себя затянуть в трясину обыденности, не тратить силы и энергию на обычные людские проблемы и заботы, а с другой стороны – не дать себя поглотить Бесконечности, не оторваться от земли, не начать витать в облаках.

Таким образом, «контролируемая глупость» – это тонкий мост между миром нагуаля, Бесконечностью, и обыденным человеческим миром. «Контролируемая глупость» позволяет магу существовать в этих двух мирах одновременно: не забывая, что он маг, жить обычной человеческой жизнью.

Перепросмотр – обязательная подготовительная ступень, без которой невозможно овладеть искусством контролируемой глупости. В процессе перепросмотра вы неминуемо приходите к осознанию, что все, казавшееся вам важным, серьезным, драматичным и даже трагическим в вашей жизни – на самом деле не более чем иллюзия, игра.

Избавившись от чувства собственной важности и жалости к себе, вы можете посмеяться над тем, из-за чего страдали. Эти страдания теперь кажутся глупостью. Получив опыт перепросмотра, вы можете и к текущим событиям своей жизни относиться без прежней серьезности. Для вас они перестают быть такими важными, как для других людей. Но чтобы по-прежнему жить среди людей, не выпадать из социума и не становиться белой вороной – вы можете сыграть в то, что для вас это будто бы важно. Вы можете даже искренне переживать, но делать это как актер на сцене, получая удовольствие от этих переживаний и не забывая, что это игра.

Заметьте, что контролируемая глупость – это не обман и не притворство, и не способ дурачить других. Это тонкое искусство, сродни актерскому. Актер знает, что все происходящее на сцене – игра, но он играет так, как будто верит, что все это всерьез. При этом хорошая актерская игра всегда отличается искренностью. И все же это игра. Дон Хуан в ответ на упрек в неискренности говорит Кастанеде, что его поступки всегда искренни, хоть и являются актерской игрой.

Вы можете сказать, что у вас нет актерских способностей. Но на самом деле хотя бы в зачаточном состоянии они есть у всех людей. Иначе дети не могли бы играть, а ведь все без исключения дети играют, и входят в разные роли в этих играх. Двигаясь по пути мага и воина, вы восстанавливаете в себе эти способности.

Научиться отрешенности воина – это уже означает облегчить себе возможность входить в разные роли и играть. Попробуйте сделать любое дело, самое обыденное, самое простое в состоянии отрешенности, представив, что вы просто играете в это, что на самом деле ваше занятие не имеет никакого смысла, кроме того, что оно – игра.

Не надо ничего изображать внешне, не надо вообще задумываться о том, есть ли у вас актерские способности. Просто скажите себе, что это – игра, и играйте, играйте буквально во все, чем занимаетесь ежедневно.

Возможно, очень скоро вы с удивлением обнаружите, что настрой на игру позволяет вам значительно лучше справляться со своими обычными делами, и даже делать то, что раньше казалось вам недоступным, и тратить на это значительно меньше сил, чем раньше.

...

Важнейший смысл такого рода игры в том, что она позволяет магу и воину экономить огромное количество энергии, не тратя ее на переживания, которыми те же самые занятия обычно сопровождаются у обычных людей.

Практика

Подумайте о каком-то деле, занятии, обязанности, которые кажутся вам сложными, но, тем не менее, вам необходимо это выполнить. Возможно, вы уже давно откладываете это занятие, потому что опасаетесь его. Скажите себе: «Я просто в это сыграю». Войдите в состояние отрешенности, и представьте, что вы играете роль человека, который выполняет данное дело.

Смотрите на себя как бы со стороны. Получайте удовольствие от процесса. Время от времени напоминайте себе: «Это всего лишь игра», «Я играю роль, и как же здорово я ее играю!»

Если вам трудно сразу подойти как к игре к какому-то сложному и ответственному делу – начинайте с простых дел, но обязательно с таких, которые вам не очень хочется делать, которые вам неприятны или кажутся обузой (убрать квартиру, пойти за покупками, нанести визит не самому приятному для вас человеку, и т. д.). Играйте в это! Вы почувствуете, что не только сохранили энергию и меньше устали, но и получили удовольствие от игры.

Наши рекомендации