Человек каргопольской культуры (могильник у Караваихи)

В Вологодской области, близ озера Воже, на протяжении ряда лет А.Я. Брюсов копает не- олитические памятники. В 10 км от свайного поселения на реке Модлоны, на правом ее берегу, по речке Еломе находится местечко, называемое Караваиха. В 1938—1939 гг. и вновь в 1945—1946

Человек каргопольской культуры (могильник у Караваихи) - student2.ru

Человек каргопольской культуры (могильник у Караваихи) - student2.ru Человек каргопольской культуры (могильник у Караваихи) - student2.ru

Человек каргопольской культуры (могильник у Караваихи) - student2.ru Рис. 55. Мужчина из Караваихи (каргопольская

культура).

Антропологический материал этой неолитической стоянки неоднороден, о чем свидетельствует даже пред- варительное ознакомление с найденными черепами. В верхнем слое, более позднем, найдены европеоидные до- лихокранные черепа с древними чертами кроманьонского типа и наряду с ними четко выраженные брахикефальные массивные черепа с элементами европеоидного и монго- лоидного типов. В нижнем слое, очень небогатом наход- ками, найдено мало костей человека. Хорошо сохранился лишь один женский череп — брахикефальный, в основе европеоидный, с едва намеченными элементами лапоно- идности. Публикуемая реконструкция выполнена по бра- хикефальному черепу из верхнего слоя и занимает по своим антропологическим признакам промежуточное место между европеоидным и монголоидным типами.

гг. в данном месте раскапывалась неолитическая стоянка и связанный с нею территориально нек- рополь этого же времени. Стоянка, по словам автора раскопок, не представляет большого интере- са. Это не особенно богатый находками типичный памятник каргопольской культуры II тысячеле- тия до нашей эры. Из типического инвентаря данной поры А.Я. Брюсов упоминает наконечники стрел сейминского типа, костяные веретенообразные наконечники стрел, короткое желобчатое до- лото и, наконец, многочисленные обломки сосудов со сложным геометрическим орнаментом.

Одновременно с отложением и формированием культурного слоя данной стоянки в нем по- гребались останки людей. До 30 захоронений различной сохранности вскрыто на данном некропо- ле. Кроме того, в ряде случаев попадались отдельные кости из ранее разрушенных захоронений, свидетельствующие о многократных захоронениях на одном и том же месте. Антропологический материал сохранился плохо; но и то незначительное количество костей, которое А.Я. Брюсов пе- редал в Антропологический музей, до сих пор надлежащим образом не обработано. Один из ха- рактерных черепов этого некрополя был передан мне еще в 1939—40 г.

Данный череп резко брахикефальной формы, с крутым, но невысоким лбом, резким над- бровьем, сильно выступающей глабеллой (5), с высоким, но суженным корнем носа, с большой шириной слабо профилированных скуловых, костей, с высоким лицом, сильно уплощенным но- сом, незначительной прохейлией верхней губы, связанной с некоторым выгибом альвеолярной части верхней челюсти в ее фронтальной части. Глазницы высокие, но небольшие. Нижняя че- люсть очень мощная, с сильно выступающим подбородком, укороченной, широкой восходящей ветвью.

Этот тип неолитического человека я бы затруднился назвать монголоидным, так как ряд черт

— форма скуловых костей, наличие собачьей ямки, высокий корень носа, сильное надбровье — скорее европеоидного типа. Несомненно, данный череп представляет один из древнейших метиси- рованных типов монгольского и европейского корня, несколько отличного от так называемого ла- поноидного типа и скорее напоминающего внешними чертами палеоазиатский тип с некоторыми элементами европейских черт. Реконструкция по данному черепу экспонирована в Историческом музее Москвы (рис. 55).

Наши рекомендации