Формирование американских наций
Важность. Важно потому что необычно. Помогает понять степень адаптации человека к чуждым ему средам и поставить вопрос этнических меньшинств.
Когда? Формирование происходило в эпоху капитализма => феноменально быстро (200-300 лет).
3 основные группы:
1. переселенцы из Европы
2. фрагменты африканских племен и народностей
3. недобитые индейцы. Отсюда – этнорасовая пестрота американской нации.
Этническая история. Формирование собственно наций началось с завоевания и колонизации. 1492 год – высадка на Гаити. Конкиста испанцев. Потом Куба – плацдарм для экспедиций в Мексику и Флориду. Жили там инки и ацтеки. В 1500 Васка да Гама открыл Бразилию. Уже в 1521 пал Теночтитлан. Начали испанцы и португальцы, потом подключились французы, англичане и голландцы. Официальная цель – распространение католицизма. Папа Александр даровал Испании право на владение и миссионерство в открытых землях. XVIII век – англичане. Земледельческие колонии в Виргинии. Колонисты принесли с собой новые болезни, пьянство etc. Местные группы втянуты в непрерывные походы европейцев. На протяжении первого столетия колонизации погибло 95% коренного населения (при их общей численности ок. 100 млн. чел.). Ацтеки: «Дайте нам умереть, ибо наши боги уже умерли…», известный эдикт папы «о признании индейцев людьми» etc. Не эффективен труд аборигенов, поэтому ввозят негров. Нац. состав колоний – лоскутное одеяло. То, что мы сейчас называем американской нацией – народы Сев. Америки.
По переписи 1790 г. 80% жителей Америки было выходцами из UK. Остальные – GER, FR, HOL. Постепенно складывается понятие «американец», а потом и его типовой образ: янки – житель штата Коннектикут.
В 1900 г. в США было всего 200 тыс. индейцев, сейчас – 1, 5 млн. Но это метисы; в свое время была мода на приписывание себя к индейцам (ради позитивной дискриминации).
Всего в Америке около 40 млн. чел. (из 750 млн.) говорят на индейских языках, из них 10 млн. – проживают в MEX. В Парагвае язык гуарани – язык бытового общения, SP – язык официального общения. Билингвизм – типичное американское явление наравне с двойственным этническим и этнорасовым самосознанием.
Афроамериканцы. Прибыли в 1619 с голландцами. Причём не рабы – кабальные слуги. Классическое рабство – уже XVIII век, Виржиния. Рабство было и патриархальное, часто фермерство (надо самому работать). Босалии – негры, родившиеся в AFR, креолы – уроженцы уже Америки. (А в XIX в. креолами называли белых потомков SP и FR, в отличие от англоговорящих американцев). Всего было ввезено 10-15 млн. африканцев. Легитимировала всё протестантская этика (Вебер). Их судьба предопределена, пусть и пашут. Негры бежали, образовывая целые лагеря и даже области беглецов.
К концу XVIII, однако, кризис идеологии, появился аболиционизм – движение за отмену рабства. 1805 г. – победа негров Гаити, которые по новой конституции обрели свободу. 1838 г. – рабство отменено в колониях UK, в
Африканцы, утратили ли свою культуру? Херсковиц утверждал, что нет (она осталась в традициях афроамериканской церкви, песнопения etc.), Парк, что «да», идея культурного шока и потери корней. В рабстве (даже плантационном) были плюсы: крепкая семья, уверенность в будущем. Поэтому Гражданская война (1861-1865) всё порушила. Неясно, что дальше. Всё по накатанной: лишение их прав голосовать, раздельные школы, они собираются вместе, «чёрные гетто», противостояние Ку-клукс-клану. Отказались от ассимиляции. Преодолевали национальную неполноценность. 1896 год, Уильям Кроуди «чёрные евреи». Но особенно в 70ые годы XX-го века, «чёрные мусульмане», Нация Ислама. Элайджа Мухаммад, Малькольм Икс, Мохаммед Али. Боевая организация, политические борцы. Тут и групповая экономика, и тренировка девушек-убийц. Отдельно – массовые лидеры (Мартин Лютер Кинг). 1865 г. – XIII поправка в конституцию США – признание равноправия негров.
Латинская Америка. Главная черта – метисация. Полное отсутствие расовых предрассудков. Были удачные колонизаторские проекты (Парагвайское государство иезуитов среди индейцев гуарани). Тут и протестанты, и католики. Но если католики стремятся навязать свою веру аборигенам и даже неграм, то протестанты – нет. 1810-1826 – «Indepencia» – освободительная война в SP колониях. Аргентинский президент Сарбиенте написал книжку «Факундо», где сказал: США – civ, мы – варвары. Расовая терпимость, даже ввозимые негры принимались. Если от смешанных браков рождался мулат, его забирал белый отец. Если совсем чёрный – то оставляли матери, но давали всяческие льготы.
Белые. Предприимчивые люди, маргиналы, плыли за богатством и новой жизнью. Жили отдельными колониями по странам, но есть противопоставление: мы – они. Боролись между собой за влияние. Однако, смешанное население, довольно быстро «американизировалось». С точки зрения хозяйства принесли кучу плодов: картофель, томаты, какао, стручковый перец.
Около сер. XVIII в. противопоставление колоний и метрополий стало носить континентальный характер, появилось самоназвание «американцы».
С приобретением независимости американскими государствами аборигенные народы стали еще больше страдать. Их загоняют в резервации, истребляют. Границы государств были проведены без учета расселения аборигенных этносов. Осталось и плантационное землевладение – ввозят иммигрантов из CHI, IND, Индонезии. Протестантизм распространяется на юг, среди негров и аборигенного населения получают распространение различные синкретические культы.