Обвинение в неверии мусульман
Если человек называет кого-либо неверующим или безбожником, то он берет на себя ответственность говорить от имени Аллаха и Его посланника, e. Поэтому тот, кто обвиняет в неверии мусульманина, совершает тяжкий грех, и в этом вопросе следует обратить внимание на два аспекта:
1. Он измышляет на Аллаха ложь, а Всевышний сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?»(аль-Кахф, 15).
2. Он ввергает себя в то, в чем клеветал на правоверного, ибо Пророк, e, сказал: «Если человек называет неверующим своего брата, то один из них должен быть неверующим».[305]
В другом хадисе говорится, что посланник Аллаха, e, сказал: «Среди сынов Исраила было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как другой грешит, он говорил ему: “Прекрати!” Однажды он вновь застал его, когда тот совершил грех, и сказал: “Прекрати!” Тот ответил: “Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?” Он же сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя”. Когда же их души покинули их тела, и были они собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: “Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?” А затем Он сказал грешнику: “Ступай и войди в Рай по милости Моей”. По поводу другого же Он сказал: “Отведите его в Огонь!”». Абу Хурейра сказал об этом человеке: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он произнес одно слово, которое погубило его мирскую и будущую жизни».[306]
Поэтому каждый мусульманин должен помнить об опасности подобных слов, ведь милость Аллаха велика и объемлет всякую вещь. Сам Господь, перед тем как ввергнуть раба в Геенну, будет искать малейший повод для того, чтобы простить его. Помни, мой дорогой брат, что лучше ошибиться, сказав, что Аллах простит кого-то, чем утверждать, что его ожидает наказание! Все сказанное особенно актуально в наши дни, когда многие мусульмане совершают великие грехи, а некоторые из них по собственному невежеству даже впадают в многобожие. Но мы не должны забывать о словах Пророка: «Придет время, когда люди не будут знать ни о намазе, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут: «Мы застали своих отцов, а они говорили: “Нет божества, кроме Аллаха”». Хузейфу б. аль-Йамана спросили: «Им ведь не принесут пользы слова “нет божества, кроме Аллаха”?» Он ответил: «Они спасут их от Огня!»[307]
Посланник Аллаха, e, рассказывал о человеке, который перед смертью сказал: «Когда я умру, то сожгите мое тело, превратите его в прах и рассейте по морю, ибо, клянусь Аллахом, если Аллах сможет воскресить меня, то он накажет меня так, как не наказывал никого из миров». Пророк, e, сказал: «Все так и сделали, и Аллах спросил его: “Что заставило тебя поступить так?” Он ответил: “Страх пред Тобой”. И Аллах простил его».[308]
Пречист Всевышний Господь! Он простил раба, который усомнился в Его могуществе, а что может быть еще большим грехом?.. Однако этот раб поступил так по причине своего невежества, и поэтому Аллах смилостивился над ним.
Из этих хадисов становится ясной порочность убеждений хариджитов и прочих еретиков, которые считают, что мусульманин, совершающий грехи становится неверующим. Известно ли тебе, мой брат, кто такие хариджиты? Об их появлении нас предупреждал Пророк, e: «В моей общине появятся люди, которые будут молиться так, что вы сочтете свою молитву жалкой по сравнению с их. Они будут читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они выйдут из религии подобно тому, как стрела пронзает дичь...»[309]
Хариджиты появились в конце эпохи праведных сподвижников Пророка, e, и существуют по сегодняшний день. Они произносят свидетельство единобожия, совершают много молитв, читают Коран и представляют себя правоверными, подлинными приверженцами дороги Пророка, e, однако наряду с этим многие богословы признают их убеждения неверием, ибо они сеют смуту среди мусульман и объявляют их безбожниками и неверующими. Пророк, e, сказал о них: «Если вы встретите их, то убивайте их, ибо убивший их найдет в День воскресения вознаграждение у Аллаха».[310] Именно так поступили Али б. Абу Талиб и его сторонники, когда они сразились с хариджитами и одержали над ними верх. Каждый мусульманин должен помнить об этом и избегать того, чтобы обвинять в неверии других мусульман, даже если они совершают великие грехи.
В этом состоят убеждения ранних мусульман – последователей Пророка Мухаммада, e, одним из которых был имам Ахмад б. Ханбаль. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя упоминал о том, как имам Ахмад относился к заблудшим мусульманам. Он сказал: «Некоторые из правителей утверждали то, что говорили джахмиты, считали Коран сотворенным, считали, что никто не сможет увидеть Аллаха в будущей жизни, и т.п. Они проповедовали свои взгляды, подвергали людей пыткам, наказывали тех, кто не внимал их призыву, обвиняли в неверии тех, кто не следовал за ними. Схватив мусульманина, они не отпускали его, пока тот не признавал, что Коран сотворен, и прочие их убеждения. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из средств закята. Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха помиловать и простить их, так как он знал, что им еще не ясно то, что они опровергают Посланника, e. И хотя они не отрицали того, с чем пришел Посланник, e, они ошибочно толковали его учение и слепо следовали за свыоими наставниками».[311]
Мой дорогой брат! Это – очень важное положение исламского шариата, знать и выполнять которое должен каждый, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, e. Будь милостив к окружающим тебя в этом мире людям, и Аллах будет милостив к тебе в мире ином. Помни о человеке, который усомнился во всемогуществе Аллаха и которого Аллах простил. Знай, что неграмотный мусульманин, который стремится к милости Господа и повиновению Посланнику, e, но заблуждается, еще более заслуживает этого прощения. Не спеши называть человека неверующим, но спеши разъяснить ему истину с мудростью и добрым наставлением, и да поможет всем нам Аллах!
Пречист Господь, Господь величия, и далек от того, что приписывают Ему нечестивцы! Мир Его посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!
Кулиев Эльмир
Баку, Азербайджан
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
ЧАСТЬ I. ВЕРА В АЛЛАХА | |
Глава I. Единобожие в господстве | |
Тема I. Его значение и подтверждение его Кораном, Сунной, здравым смыслом и подсознанием | |
Тема II. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве не спасает от мучений | |
Тема III. Примеры уклонения от единобожия в господстве | |
Глава II. Единобожие в божественности | |
Тема I. Его доказательства и разъяснение его важности | |
Тема II. Необходимость поклонения одному Аллаху | |
Тема III. Защита Пророком неприкосновенности единобожия | |
Тема IV. Многобожие, неверие и их виды | |
Тема V. Притязания на знание сокровенного и то, что связано с этим | |
Глава III. Единобожие в обладании божественными именами и качествами | |
Вступление. Вера в имена и качества Аллаха и ее влияние на поведение мусульманина | |
Тема I. Единобожие в обладании божественными именами и качествами и доказательства этого | |
Тема II. Практические примеры того, как следует принимать имена и качества Аллаха в свете Корана и Сунны | |
Тема III. Правила, относящиеся к именам и качествам Аллаха | |
ЧАСТЬ II. ОСТАЛЬНЫЕ СТОЛПЫ ВЕРЫ | |
Глава I. Вера в ангелов | |
Тема I. Сотворение, природа, качества и особенности ангелов | |
Тема II. Важность веры в ангелов, ее суть и доказательства | |
Тема III. Обязанности ангелов | |
Глава II. Вера в ниспосланные писания | |
Вступление. Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы | |
Тема I. Религиозное предписание относительно веры в писания и его обоснование | |
Тема II. Суть веры в писания | |
Тема III. Разъяснение того, что Таурат, Инджил и некоторые другие небесные писания претерпели искажения, тогда как Коран не был искажен | |
Тема IV. Вера в Коран и его особенности | |
Глава III. Вера в посланников | |
Тема I. Религиозное предписание по поводу веры в посланников и его доказательства | |
Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними | |
Тема III. Суть веры в посланников | |
Тема IV. Обязанности мусульман перед посланниками | |
Тема V. Твердые духом посланники | |
Тема VI. Особенности нашего пророка Мухаммада, обязанности мусульман перед ним и разъяснение того, что видение Пророка во сне является истинным | |
Первое – особенности пророка Мухаммада | |
Второе – обязанности мусульман перед Пророком | |
Третье – разъяснение того, что видение Пророка во сне является истинным. | |
Тема VII. Заключительное пророчество и разъяснение того, что после него уже не будет пророков | |
Тема VIII. Ночной перенос Посланника и его доказательства | |
Тема IX. Суждение о жизни пророков | |
Тема X. Чудеса пророков и разница между ними и караматом угодников | |
Тема XI. Угодники и угодничество в исламе | |
Глава IV. Вера в Последний День | |
Тема I. Признаки Судного Часа и их виды | |
Тема II. Блаженство и мучения в могиле | |
Тема III. Вера в воскрешение | |
Глава V. Вера в предопределение и судьбу | |
Тема I. Понятия «предопределение» и «судьба», их доказательства и разница между ними | |
Тема II. Ступени предопределения | |
ЧАСТЬ III. ПРОЧИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ | |
Глава I. Ислам, вера, ихсан | |
Тема I. Ислам | |
Тема II. Вера и ее столпы | |
Тема III. Ихсан | |
Тема IV. Связь между исламом, верой и ихсаном | |
Глава II. Дружба и вражда: смысл и условия | |
Глава III. Права сподвижников и наши обязанности перед ними | |
Тема I. Сподвижники и необходимость любви к ним | |
Тема II. Необходимость веры в превосходство и справедливость сподвижников и воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий в свете шариатских доводов | |
Тема III. Обитатели дома Пророка | |
Тема IV. Праведные халифы | |
Тема V. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае | |
Глава IV. Обязанности перед мусульманскими правителями и обычными мусульманами и необходимость нахождения среди них | |
Глава V. Необходимость следования Корану и Сунне и доказательства этого | |
Тема I. Доказательства необходимости следования Корану и Сунне | |
Тема II. Предостережение от ереси | |
Тема III. Порицание разделения на секты и разногласий | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | |
ОБ ОБВИНЕНИИ В НЕВЕРИИ | |
Виды неверия | |
Вероотступничество | |
Условия неверия | |
Обвинение в неверии мусульман | |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
أصُولُ الإيمَان
في ضَوء الكِتَاب والسُّنَّة
جمعه
نخبة من العلماء
ترجمه إلى اللغة الروسية
إلمير رفائيل كولييف
الطبعة الأولى
سنة 1424 هـ/ 2003 م
مدينة باكو/ جمهورية آذربيجان
[1] Имеется в виду Медина, куда Пророк Мухаммад, , совершил переселение вместе со своими сподвижниками. – Прим. пер.
[2] «Сахих аль-Бухари» (3443) и «Сахих Муслим» (2365).
[3] «Сахих Муслим» (1).
[4] «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, а аль-Хаким – достоверным.
[5] «Сахих аль-Бухари» (7373).
[6] «Сахих аль-Бухари» (7372).
[7] «Сахих аль-Бухари» (4497).
[8] «Сахих Муслим» (93).
[9] «Сахих аль-Бухари» (25) и «Сахих Муслим» (22).
[10] «Сахих Муслим» (23).
[11] «Сахих аль-Бухари» (2697).
[12] «Хилйат аль-Аулийа» (8/95).
[13] «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.
[14] «Сахих Муслим» (2200).
[15] «Сахих Муслим» (2196).
[16] «Сахих Муслим» (2199).
[17] «Сахих аль-Бухари» (5743), «Сахих Муслим» (2191).
[18] «Сунан Абу Давуд» (3883), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[19] «Муснад Ахмад» (4/310), «Сунан ат-Тирмизи» (2072), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным.
[20] «Муснад Ахмад» (4/154), «Мустадрак аль-Хаким» (4/240). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[21] «Муснад Ахмад» (4/156), «Мустадрак аль-Хаким» (4/244). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, а Абд ар-Рахман бин Хасан сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.
[22] «Муснад Ахмад» (4/445). Аль-Бусыри назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а аль-Хейсами назвал его рассказчиков заслуживающими доверия.
[23] «Сунан ат-Тирмизи» (2180).
[24] «Сахих Муслим» (977).
[25] «Сахих Муслим» (975).
[26] «Муснад Ахмад» (3/38), «Мустадрак аль-Хаким» (1/531).
[27] «Мустадрак аль-Хаким» (1/532).
[28] «Сахих Муслим» (975).
[29] «Сахих Муслим» (532).
[30] «Сахих аль-Бухари» (1330), «Сахих Муслим» (531).
[31] Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей. – Прим. пер.
[32] «Сунан Абу Давуд» (3222).
[33] «Сахих Муслим» (970), «Сунан Абу Давуд» (3225), «Мустадрак аль-Хаким» (1/525).
[34] «Сахих Муслим» (972).
[35] «Сунан Абу Давуд» (492), «Сунан ат-Тирмизи» (317). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[36] В арабском языке слово «празднество» («ид») получило такое название, потому что оно время от времени повторяется. К таким празднествам относятся, например, праздник разговения и праздник жертвоприношения. Если человек каждый день посещает могилу посланника, , чтобы поприветствовать его миром, то он словно устраивает на ней празднество. Посланник, , запретил поступать так и велел мусульманам молиться за его благословение и приветствовать его миром из любого места, потому что у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают эти приветствия благородному посланнику, . Это обстоятельство свидетельствует о легкости мусульманской религии, ведь далеко не каждый мусульманин способен посетить Медину.
[37] «Сунан Абу Давуд» (2042), «Муснад Ахмад» (2/367).
[38] «Сахих аль-Бухари» (1189), «Сахих Муслим» (1397).
[39] «Тафсир Ибн Касир» (2/50).
[40] «Сахих Муслим» (3030), «Сахих аль-Бухари» (4714).
[41] Фарак – мера объема, равная 16 ритлам или 12 муддам. – Прим. пер.
[42] В хадисе Салима сообщается, что скала немного отодвинулась, но они не могли выбраться через образовавшийся проход.
[43] «Сахих аль-Бухари» (3465).
[44] «Сахих аль-Бухари» (1013), «Сахих Муслим» (897).
[45] «Сахих аль-Бухари» (5705), «Сахих Муслим» (218).
[46] «Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа» шейха аль-Албани (1/88/25).
[47] «Сахих аль-Бухари» (1010).
[48] «Сунан ат-Тирмизи» (3578), «Муснад Ахмад» (4/138).
[49] «Далаил ан-Нубувва» (6/167).
[50] «Сахих Муслим» (1631).
[51] «Муснад Ахмад» (1/347), «Мустадрак аль-Хаким» (1/638).
[52] «Сахих Муслим» (2670).
[53] «Сахих аль-Бухари» (3445).
[54] «Сахих аль-Бухари» (7084), «Сахих Муслим» (1847).
[55] В частности, знание о том, для чего были созданы эти статуи.
[56] «Сахих аль-Бухари» (4920).
[57] «Тафсир ат-Табари» (12/254).
[58] «Муснад Ахмад» (4/267), «Сунан ат-Тирмизи» (2969).
[59] «Сунан ат-Тирмизи» (3095), «аль-Муджам аль-Кабир» (17/92).
[60] Это значит, что если Аллах пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если нет, то подвергнет его мучительному наказанию. – Прим. пер.
[61] «Муснад Ахмад» (5/428). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48) назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (1/102) сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».
[62] «Сунан Абу Давуд» (4980). Аз-Захаби в книге «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2) сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная.
[63] «Тафсир Ибн Абу Хатим» (1/62).
[64] «Мадарик ас-Саликин» (1/346).
[65] «Сахих аль-Бухари» (34), «Сахих Муслим» (58).
[66] «Сахих аль-Бухари» (33).
[67] «Сахих Муслим» (67).
[68] «Сахих аль-Бухари» (121), «Сахих Муслим» (65).
[69] «Сунан Абу Давуд» (3905).
[70] Его звали Кабиса бин Махарик. – Прим. пер.
[71] «Сунан Абу Давуд» (3907), «Муснад Ахмад» (3/477).
[72] «Сунан Абу Давуд» (3904), «Муснад Ахмад» (2/429), «Мустадрак аль-Хаким» (1/50). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
[73] «Аль-Мусаннаф» (11/26).
[74] «Муснад аль-Баззар» (9/3578). Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (5/117) сказал, что рассказчики хадиса являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».
[75] Иудеям было велено попросить прощение у Господа, однако они решили поглумиться над велением Аллаха. Они добавили к откровению от Аллаха букву «нун» и заменили слово «хитта» словом «хинта», которое означает «пшеница». В Коране по этому поводу говорится: «Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, поклонившись, и скажите: “Прости!” Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро».Беззаконники заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на беззаконников наказание с неба за то, что они поступали нечестиво» (аль-Бакара, 58-59). – Прим. пер.
[76] Джахмизм – это одно из направлений калама, основателем которого был аль-Джахм бин Сафван. Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Они считают, что человек не обладает волей и свободой выбора. Они полагают, что вера – это знание об Аллахе, а неверие – это незнание о нем, и если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они считают, что вера у всех одинаковая – от пророков до рядовых мусульман, отрицают возможность лицезреть Аллаха в День воскресения, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают Речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они не признают вознесение Аллаха на Трон и Его высокое местонахождение и считают, что Аллах находится среди творений Своей божественной сущностью. – Прим. пер.
[77] «Тафсир Ибн Касир» (8/60).
[78] «Тафсир ат-Табари» (7/621).
[79] Этот хадис передал аль-Хаким (1856). Он сказал, что он является достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
[80] «Сахих аль-Бухари» (3370), «Сахих Муслим» (406).
[81] «Сахих аль-Бухари» (2731).
[82] «Сахих аль-Бухари» (6345), «Сахих Муслим» (2730).
[83] «Сахих Муслим» (2202).
[84] «Сахих аль-Бухари» (6382).
[85] «Сахих Муслим» (9287).
[86] «Сахих Муслим» (2713).
[87] Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».
[88] «Сахих аль-Бухари» (7406).
[89] «Сахих Муслим» (2759).
[90] «Сахих аль-Бухари» (7404), «Сахих Муслим» (2933).
[91] «Сахих аль-Бухари» (4850), «Сахих Муслим» (2846).
[92] «Сахих аль-Бухари» (4848, 4849), «Сахих Муслим» (2848).
[93] «Сахих Муслим» (2996).
[94] «Сахих Муслим» (177).
[95] «Муснад Ахмад» (1/395), (6/294).
[96] «Сахих Муслим» (2401).
[97] «Сахих аль-Бухари» (555), «Сахих Муслим» (632).
[98] «Сахих Муслим» (8).
[99] «Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[100] «Сахих Муслим» (2842).
[101] Храм на седьмом небе, расположенный непосредственно над Каабой. – Прим. пер.
[102] «Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357).
[103] «Сахих Муслим» (177).
[104] «Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357).
[105] «Муснад Ахмад» (2/162, 192).
[106] «Мустадрак аль-Хаким» (2/506), (4/589), причем текст хадиса приведен по версии аль-Хакима.
[107] «Муснад Ахмад» (3/7), «Сунан ат-Тирмизи» (2431), (3243).
[108] «Сахих аль-Бухари» (3231), «Сахих Муслим» (1795).
[109] «Сахих аль-Бухари» (318), «Сахих Муслим» (2646).
[110] «Тафсир Ибн Касир» (7/120).
[111] «Сахих аль-Бухари» (3236).
[112] «Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[113] «Сахих аль-Бухари» (6408), «Сахих Муслим» (2689). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[114] «Муснад Ахмад» (1/452), «Сунан ан-Насаи» (1282). Текст хадиса приведен по версии Ахмада.
[115] «Сахих аль-Бухари» (1374), «Сахих Муслим» (2870). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[116] «Сунан ат-Тирмизи» (1073), «аль-Ихсан фи Такриб Сахих Ибн Хиббан» (3117). Текст хадиса приведен по версии ат-Тирмизи.
[117] «Маварид аз-Заман» (1084, 1085), «Мустадрак аль-Хаким» (2/4), «Сунан Ибн Маджа» (2144), Ибн Абу ад-Дунья в книге «аль-Канаа», аль-Бейхаки в книге «Шуаб аль-Иман», аль-Багави (4112).
[118] «Сахих аль-Бухари» (3), «Сахих Муслим» (160).
[119] Cм. стр. 120.
[120] Cм. стр. 112-113.
[121] «Сахих аль-Бухари» (2), «Сахих Муслим» (2333).
[122] «Тафсир Ибн Касир» (1/297).
[123] См. стр. 106.
[124] «Сахих аль-Бухари» (7410), «Сахих Муслим» (193).
[125] «Сахих аль-Бухари» (6614), «Сахих Муслим» (2652).
[126] «Тафсир Ибн Касир» (2/36).
[127] «Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).
[128] «Тафсир Ибн Касир» (3/63).
[129] «Тафсир Ибн Джарир» (14/7).
[130] «аль-Акида ат-Тахавийя» (1/172), «Мабахис фи Улум аль-Куран» шейха Манны аль-Каттана (стр. 21), «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).
[131] «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).
[132] «Сахих Муслим» (2577).
[133] «Мусталах аль-Хадис» шейха Ибн Усеймина (стр. 7), «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 61-62).
[134] «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65-66).
[135] «Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).
[136] «Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152).
[137] «Тафсир Ибн Касир» (8/453).
[138] «Тафсир Ибн Джарир» (27/96).
[139] См. стр. 112.
[140] «Сахих аль-Бухари» (7499).
[141] «Сахих Муслим» (532).
[142] «Сахих аль-Бухари» (3416), «Сахих Муслим» (2376). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[143] «Сахих аль-Бухари» (4604).
[144] «Кашф аль-Астар» (3/114), «Маджма аз-Заваид» (8/255), «Мустадрак аль-Хаким» (2/546). Аль-Хейсами сказал, что рассказчики хадиса являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». Аль-Хаким же назвал цепочку его рассказчиков достоверной, с чем согласился и аз-Захаби.
[145] «Сахих Муслим» (2278), «Сунан Абу Давуд» (4673).
[146] Имеется в виду страх, который вселяется в сердца врагов. – Прим. пер.
[147] «Сахих Муслим» (523).
[148] «Сахих Муслим» (153).
[149] «Сахих аль-Бухари» (3535), «Сахих Муслим» (2286). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[150] «Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152).
[151] «Муснад Ахмад» (4/447), «Сунан ат-Тирмизи» (3001). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким признал его достоверным, с чем согласился аз-Захаби.
[152] «Сахих аль-Бухари» (6528), «Сахих Муслим» (221).
[153] «Сахих Муслим» (2278). См. стр. 172.
[154] «Сахих аль-Бухари» (3340), «Сахих Муслим» (193).
[155] «Сунан ат-Тирмизи» (3615), «Муснад Ахмад» (3/2). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[156] «Сахих Муслим» (384).
[157] «Сахих аль-Бухари» (25), «Сахих Муслим» (22).
[158] «Мукаддимат Сунан Ибн Маджа» (5).
[159] «Сахих Муслим» (1218).
[160] «Муснад Ахмад» (5/153).
[161] «Сахих аль-Бухари» (15), «Сахих Муслим» (44).
[162] «Сахих аль-Бухари» (6632).
[163] «Сахих Муслим» (384).
[164] «Сунан ат-Тирмизи» (3546), «Муснад Ахмад» (1/201). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[165] «Сахих аль-Бухари» (3445), «Муснад Ахмад» (1/23).
[166] «Муснад Ахмад» (1/214), «Сунан Ибн Маджа» (2117).
[167] «Сахих Муслим» (2408).
[168] «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2541). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[169] «Сахих Муслим» (2266).
[170] «Сахих аль-Бухари» (6993), «Сахих Муслим» (2266).
[171] «Сахих аль-Бухари» (45), «Сахих Муслим» (3017).
[172] См. стр. 174.
[173] «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Похожий хадис передал Абу Давуд в «ас-Сунане» (4333-4334) со слов Абу Хурейры.
[174] «Сахих аль-Бухари» (3455), «Сахих Муслим» (1842). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[175] «Сунан Абу Давуд» (4291), «Мустадрак аль-Хаким» (4/522). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[176] «Сахих Муслим» (162).
[177] Исследователи, изучающие взгляды ранних ученых и приведенные ими доводы и доказательства. – Прим. пер.
[178] «Сахих Муслим» (162).
[179] «Сахих Муслим» (2697).
[180] «Сахих аль-Бухари» (3570), «Сахих Муслим» (162).
[181] Это племя населяло территорию современного Омана. Его мужчины были настолько высокими, что название племени стало именем нарицательным, и так стали называть людей, которых не любят за их высокий рост. – Прим. пер.
[182] «Сахих аль-Бухари» (3239), «Сахих Муслим» (165).
[183] Согласно некоторым версиям, на шестом небе он встретил пророка Ибрахима, а на седьмом – повстречался с пророком Мусой. – Прим. пер.
[184] «Муснад Ахмад» (4/8), «Сунан Абу Давуд» (1047), «Сунан ад-Дарими» (1580). Имам ан-Навави назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной.
[185] «Тафсир Ибн Касир» (3/436).
[186] «Сахих аль-Бухари» (6502).
[187] «Сахих аль-Бухари» (6504), «Сахих Муслим» (2951).
[188] «Сахих аль-Бухари» (7118), «Сахих Муслим» (2902).
[189] Это значит, что рабыни будут рожать детей от своих хозяев, а те превратятся в их господ, потому что имущество хозяина переходит к его детям.
[190] «Сахих Муслим» (8).
[191] «Сахих аль-Бухари» (3609).
[192] «Сунан Абу Давуд» (4252), «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
[193] «Сахих аль-Бухари» (7119), «Сахих Муслим» (2894), «Муснад Ахмад» (2/261).
[194] «Сахих Муслим» (2901).
[195] «Сахих Муслим» (2901).
[196] «Сунан Абу Давуд» (4282), «Сунан ат-Тирмизи» (2230). Текст хадиса приведен по версии Абу Давуда. Ат-Тирмизи же назвал его хорошим и достоверным.
[197] «Сахих Муслим» (2940).
[198] «Сахих аль-Бухари» (3057), «Сахих Муслим» (169). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[199] «Муснад Ахмад» (1/318).
[200] «Сахих аль-Бухари» (2222), «Сахих Муслим» (155). Текст хадиса приведен по версии Муслим.
[201] «Сахих аль-Бухари» (3346), «Сахих Муслим» (2880).
[202] «Сахих аль-Бухари» (1591), «Сахих Муслим» (2909).
[203] «Муснад Ахмад» (2/220).
[204] «Сахих Муслим» (2909).
[205] «Сунан Ибн Маджа» (4049), «Мустадрак аль-Хаким» (4/473). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
[206] «Тафсир Ибн Джарир» (8/97).
[207] «Сахих аль-Бухари» (4636), «Сахих Муслим» (157).
[208] «Сахих Муслим» (158).
[209] «Муснад Ахмад» (5/268).
[210] «Сахих Муслим» (2901).
[211] «аль-Муджам аль-Аусат» (4283).
[212] «Сахих аль-Бухари» (1369).
[213] Промежуточный мир, в котором творения пребывают после смерти вплоть до воскрешения. – Прим. пер.
[214] «Тафсир Ибн Касир» (7/136).
[215] «Сахих аль-Бухари», глава «О мучениях в могиле». См. «Фатх аль-Бари» (3/231).
[216] «Сахих аль-Бухари» (1379), «Сахих Муслим» (2866).
[217] «Сахих Муслим» (2868).
[218] «Сахих аль-Бухари» (1338).
[219] «Муснад Ахмад» (4/287), «Сунан Абу Давуд» (4753), «Мустадрак аль-Хаким» (1/37-38).
[220] Имеются в виду мученики, павшие в битве при Ухуде.
[221] «Муснад Ахмад» (1/266), «Мустадрак аль-Хаким» (2/88, 297). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[222] «Сунан ат-Тирмизи» (1071), «аль-Ихсан фи Такрир Сахих Ибн Хиббан» (3117).
[223] «Сахих аль-Бухари» (3479).
[224] «Сахих аль-Бухари» (4935), «Сахих Муслим» (2955).
[225] «Сахих аль-Бухари» (3414), «Сахих Муслим» (2373) и др.
[226] «Сахих аль-Бухари» (2412), «Сахих Муслим» (2278).
[227] «Сахих аль-Бухари» (6527), «Сахих Муслим» (2859).
[228] «Тафсир ат-Табари» (8/380).
[229] Известный город, расположенный между Сирией и Египтом. – Прим. пер.
[230] «Сахих аль-Бухари» (6580), «Сахих Муслим» (2303).
[231] «Сахих аль-Бухари» (6579), «Сахих Муслим» (2292).
[232] «Сахих аль-Бухари» (7563), «Сахих Муслим» (2694).
[233] «Муснад Ахмад» (1/420-421), «Мустадрак аль-Хаким» (3/317).
[234] Арабский глагол «халласа» буквально означает «спасать», «отделять». – Прим. пер.
[235] Это будут книги, в которых записаны его грехи. – Прим. пер.
[236] «Муснад Ахмад» (2/213), «Сунан ат-Тирмизи» (2639), «Мустадрак аль-Хаким» (1/6, 529). Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
[237] «Сахих Муслим» (199).
[238] «Муснад Ахмад» (3/94), «Мусаннаф Абд ар-Раззак» (20857).
[239] «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (184).
[240] «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (183). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
[241] «Сахих аль-Бухари» (2790).
[242] Это арабское слово означает «напоенный», «сочный», «пышный». – Прим. пер.
[243] «Сахих аль-Бухари» (3257).
[244] «Сахих аль-Бухари» (3265), «Сахих Муслим» (871).
[245] «Сахих аль-Бухари» (3241), «Сахих Муслим» (2738). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари, а версия Муслима является сокращенной.
[246] «Тафсир аль-Куртуби» (19/27), «Фатх аль-Кадир» (5/307).
[247] «Сахих аль-Бухари» (6544), «Сахих Муслим» (2850). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[248] «Сахих Муслим» (2653).
[249] «Сахих аль-Бухари» (1384), «Сахих Муслим» (2659).
[250] «Сахих аль-Бухари» (6339), «Сахих Муслим» (2679). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
[251] «Сахих аль-Бухари» (3191).
[252] «Сахих аль-Бухари» (8), «Сахих Муслим» (16).
[253] «Сахих аль-Бухари» (50), «Сахих Муслим» (8).
[254] «Сахих аль-Бухари» (50), «Сахих Муслим» (8).
[255] «Сахих аль-Бухари» (7510), «Сахих Муслим» (193).
[256] «Сахих Муслим» (57).
[257] «Сахих аль-Бухари» (44), «Сахих Муслим» (192).
[258] «Сахих Муслим» (184). Раздел о вере, глава о заступничестве и о том, что приверженцы единобожия будут выведены из Огня.
[259] См. стр. 112.
[260] Ат-Табарани, «аль-Муджам аль-Кабир» (11/215), аль-Багави «Шарх ас-Сунна» (3/429), цепочка рассказчиков хадиса хорошая.
[261] «Сахих аль-Бухари» (6032).
[262] «Сахих аль-Бухари» (2263).
[263] Мера сыпучих тел. – Прим. пер.
[264] «Сахих аль-Бухари» (17).
[265] «Сахих Муслим» (6168).
[266] «Сахих аль-Бухари» (3688).
[267] «Сахих Муслим» (2496).
[268] «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2540, 2541).
[269] «Сахих Муслим» (2408).
[270] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым» (6/411).
[271] «Сахих аль-Бухари» (4771), «Сахих Муслим» (204).
[272] «Сахих Муслим» (2699).
[273] «Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[274] «Сахих аль-Бухари» (3654).
[275] «Сахих аль-Бухари» (3689), «Сахих Муслим» (2398).
[276] «Сахих Муслим» (2401).
[277] «Сахих аль-Бухари» (3702), «Сахих Муслим» (2405).
[278] «Муснад Ахмад» (1/188) и «ас-Сунаны». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[279] «Сахих Муслим» (55).
[280] «Сахих аль-Бухари» (7137).
[281] «Сахих аль-Бухари» (7144).
[282] Ибн Абу Асим, «ас-Сунна» (2/507). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[283] «Сунан ат-Тирмизи» (2167), «Сунна Ибн Абу Асим» (80).
[284] «Сахих аль-Бухари» (7143).
[285] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым»
[286] «Сахих Муслим» (1715).
[287] «Муватта Малик» (2/899).
[288] «Мукаддамат Сунан Ибн Маджа» (1/16), «Сахих Ибн Маджа» (1/6).
[289] «Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[290] «Сахих аль-Бухари» (7280).
[291] Имеется в виду прямой путь верующих. – Прим. пер.
[292] «Сахих аль-Бухари» (6583), (6584), «Сахих Муслим» (2290).
[293] «Муснад Ахмад» (1/435), «Сунан ад-Дарими» (1/78), «Мустадрак аль-Хаким» (2/318). Аль-Хаким назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной, и с этим согласился аз-Захаби.
[294] «Сахих аль-Бухари» (2697), «Сахих Муслим» (1718).
[295] «Муснад Ахмад» (4/152), «Сунан Абу Давуд» (5/5). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[296] «Сахих аль-Бухари» (7288), «Сахих Муслим» (1337).
[297] «Сунан ат-Тирмизи» (4/466). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.
[298] Этот хадис передали Муслим и Ахмад.
[299] Этот хадис передали Муслим и Ахмад.
[300] См. книгу «Радд аля аль-Бакри», стр. 376.
[301] См. книгу «Минхадж ас-Сунна ан-Набавийа», т. 5, стр. 250.
[302] Этот хадис передали Муслим и Ахмад.
[303] См. книгу «аз-Зухд» имама Ахмада, стр. 15.
[304] Этот достоверный хадис передали Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким.
[305] Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад.
[306] Этот хороший хадис передал Абу Давуд.
[307] Этот хадис передали Ибн Маджа, аль-Хаким, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» 87.
[308] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
[309] Этот хадис передал Муслим.
[310] Этот хадис передали Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа.
[311] См. книгу «Маджму аль-Фатава», т. 3, стр. 229-231.