Сон человека в прошлом, настоящем и будущем
HUMAN SLEEP: PAST, PRESENT, AND FUTURE
Е.В. Вербицкий
Институт аридных зон ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
E.V. Verbitsky
Institute of Arid Zones of the Southern Scientific Centre RAS, Rostov-on-Don. Russia
Пока в Англию не пришла викторианская эпоха, многие взрослые обитатели Европы, да и Западной Азии, спали не менее двух раз в сутки. Традиционный послеобеденный сон после бодрствования сменялся вечером ночным сном. Такое чередование дневного и ночного сна объединяло человека с теплокровными животными, которые меняют бодрствование на сон два раза и более в течение суток. Обычно переходы ко сну наступают в периоды максимальной сонливости. Причем у животных, ведущих дневной образ жизни, самый длительный сон регистрируется ночью, а у ночных хищников - он фиксируется днем. Чередование в течение суток нескольких периодов сна имеет свои физиологические преимущества (быстрая компенсация расстройств сна и оптимальная регуляция экскреции гормонов, необходимых в бодрствовании). Дневной и ночной сон являлся неотъемлемой частью жизненного уклада Малороссии, а также жителей юга России. Некоторые документы донесли до нас рекомендации по чередованию сна днем и ночью людей Донского края того времени. Это касалось жизни не только селян, но и купеческого, мещанского, а также др. сословий населения городов.
За 150 последних лет суточная организация сна человека существенно изменилась. Мы стали брать сон от жизни единым куском, причем только ночью. Причину видят в нарастающей урбанизации и в повышении интенсивности служебных занятий. К тому же компьютеризация труда с широким использованием в быту IT- и IP-технологий отнимают от жизни человека все больше времени на необходимости взаимодействия с техническими устройствами. Залитые светом ночные города, экспансия индустрии отдыха и развлечений, непродуманные эксперименты с переходом на зимнее и летнее время, - все это сокращает время сна. Согласно данным экспертов ВОЗ в XX веке средняя продолжительность сна человека уменьшилась на один час. Кроме того, последствия убранизации негативно сказываются на качестве сна.
Только в настоящее время, когда компенсаторные механизмы сна начали раскрывать свои тайны, можно приблизиться к пониманию размера потерь отказа от чередования дневного и ночного сна, применительно к деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, иммунной и др. систем организма. Как оказалось, индивиды с высоким уровнем личностной тревожности при выполнении продолжительной и эмоционально напряженной работы в сложных, необычных условиях (космос, гермообъем), - зачастую вынуждены возвращаться к чередованию сна днем и ночью. Тем самым, повышение темпа современной жизни и рост уровня тревожности делают все более востребованными компенсаторные функции сна, реализация которых в полной мере при нарастающем темпе жизни с использованием только ночного сна, к сожалению, затруднительна.
Повышение интенсивности труда в будущем, развитие новых цифровых, BCI- и др. технологий провоцирует в развитых странах возникновение стационаров с кабинками дневного сна вблизи офисных центров. Цель - быстрый и качественный отдых во время кратковременного сна. Следует также отметить, что развитие персонифицированной медицины неизбежно ведет к созданию индивидуально-обусловленных оценок, что позволит фиксировать динамику сна каждого человека. Накопление данных по персональному учету качества сна подстегнет развитие новых технологий не медикаментозного углубления медленноволновой фазы сна. Понимая это, эксперты ВОЗ прогнозируют появление новых подходов по коррекции нарушений переключения фаз сна, а также открытие высокотехнологичных путей компенсации расстройств дыхания и гормональной регуляции физиологических функций организма во сне.
Таким образом, интенсификация труда человека в будущем может привести к дальнейшей деформации привычного сна. Развитие этого процесса, с одной стороны, повышает актуальность физиологии и медицины сна, а с другой, неизбежно будет способствовать открытию новых горизонтов оценивания и учета индивидуального сна, а также путей его адекватной коррекции. Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что развитие вышеуказанных перспективных направлений сомнологии будущего не исключает хорошо забытого старого, а именно, разнообразия чередования дневного и ночного сна.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ростовской области
THE MORPHO-PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN THE ROSTOV REGION
В.Б. Войнов1, С.Н. Кульба2, Е.Н. Пожарская3, Л.К. Чаусова4
1Институт аридных зон Южного научного центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] 3Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия 4Областной центр психоло-педагогическойреабилитации и коррекции, Ростов-на-Дону, Россия
V.B. Voinov1, S.N. Kulba2, E.N. Pozharskaya3, L.K. Chausova4
1Institute of Arid Zones of the Southern Scientific Centre RAS, Rostov-on-Don, Russia 2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia 3Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia 4The Regional Centre for psychological rehabilitation and correction, Rostov-on-Don, Russia
Изучение регионального разнообразия и стандартизованная оценка морфофизиологического развития детей и подростков являются актуальной задачей при решении широкого круга проблем в сфере человекознания, включая построение рациональных моделей современной педагогики (Ямпольская, 2005; Безруких, 2012).
В рамках проекта по созданию единого здо- ровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области было обследовано 35 828 детей в возрасте от 6 до 18 лет, обучающихся в 100 общеобразовательных школах 53 административных образований (регионов). Исследования проводились с использованием аппаратно-программного комплекса «АРМИС», который позволяет проводить донозологическое скрининг-обследование обучающихся по комплексу значимых антропометрических и физиологических показателей (Айдаркин и др., 2010):
- антропометрические параметры: длина тела, масса тела, индекс массы тела, сила сгибателей кисти рук, индекс силы;
- параметры состояния сердечно-сосудистой системы (ЭКГ в трех стандартных отведениях): частота сердечных сокращений, индекс напряжения Баевского (за 5 минут), феномены аритмии и параметры кардиокомплекса; артериальное давление (осциллометрическим методом);
- параметры системы дыхания (спирометрия): частота дыхания, жизненная емкость легких, скоростные и объемные параметры выдоха, пробы Генчи и Штанге;
- параметры состояния центральной нервной системы: количественные характеристики нервно-мышечной координации - время простой и сложной зрительно-моторной реакции;
- параметры состояния сенсорных систем: острота зрения по кольцам Ландольта, слуховая чувствительность по методу субъективной тональной аудиометрии. Следует отметить, что такие параметры как: длина (рост) и масса тела (в определенной степени) ребенка, - характеризуют процессы роста ребенка. Масса тела, жизненная емкость легких, сила сгибателей кисти рук и ряд других параметров позволяют описывать уровень развития ребенка, связанный не только с общими закономерностями онтогенеза, но и зависящий от условий жизни ребенка, от его функциональной активности. Целый ряд параметров имеет выраженный ситуативный характер и позволяет описывать текущее функциональное состояние (в первую очередь речь идет о частоте сердечных сокращений, времени простой и сложной зрительно- моторной реакции и т.д.), что в определенной степени дает возможность судить и о функциональном созревании тестируемой системы. При этом следует понимать, что методика проведения обследования детей требует тщательного соблюдения условий формирования функционального состояния - «спокойное бодрствование». Только в этом случае и частота сердечных сокращений, и время зрительно-моторной реакции, и индекс напряжения Баевского могут быть отнесены к характеристикам функционального созревания и здоровья школьников. При этом подходы к объективному анализу состояния здоровья и его мониторинга в значительной степени остаются неопределенными и требуют дальнейшего теоретического анализа. Перспективной представляется психофизиологическая парадигма здоровья, согласно которой описание здоровья школьника должно строиться на следующих положениях (Войнов, 2003):
- комплексность или системность - здоровье, как обобщенная способность к функционированию в широком диапазоне условий, подчеркивается условность разделения здоровья человека на физическое, психическое, социальное;
- функциональность - оценка возможностей человека по реализации определенных функций с учетом уровня индивидуального развития человека; особое внимание уделяется описанию особенностей функционирования организма при различных нагрузках (функциональное тестирование);
- многоуровневость - уровни здоровья представлены не двумя крайними состояниями: болен - здоров, а спектром качественно и количественно различных градаций. Полученные в результате обследований антропометрические и физиологические данные в обезличенном виде накапливались на сервере информационной системы «Наша здоровая школа», что позволило проанализировать особенности морфофизиологического развития школьников Ростовской области. Фактически сегодняшний уровень развития информационной системы уходит от представлений об индивидуальном здоровье учащегося к описанию количественных параметров здоровья групп населения (ОУ, район, город). Полученные данные позволяют провести сопоставление с различными параметрами, потенциально оказывающими влияние на особенности роста и развития континген- тов детей, - экологическими, климатическими, социально-экономическими и т.д.
Выдвигается гипотеза - небольшие города и села (с населением менее 15 тыс. человек) характеризуются менее высоким уровнем жизни населения, с другой стороны - детям в них обеспечивается больший уровень двигательной активности и более адекватный характер питания, снижен уровень стрессирующих факторов большого города, что, в совокупности, может обуславливать большую интенсивность процессов роста и физического созревания подрастающего поколения (Зыкова, Хозяинова, 2011). Несмотря на кажущуюся генетическую «предопределенность» основных закономерностей онтогенеза, по мнению ряда ведущих ауксологов (Tanner, 1998; Година, 2009), рост ребенка является весьма чутким индикатором качества социально- экономических условий. Имеются сведения о существенном градиенте факторов экологического прессинга на население области, включая факторы антропогенного загрязнения природных условий (Гос. доклад.., 2013; Экологический вестник Дона, 2012).
Учитывая достаточно высокую мобильность современного населения, следует предположить, что для населения Ростовской области факторы наследственности, связанные с генетическими особенностями населения, постоянно проживающего в том или ином регионе области, оказывают менее существенное влияние на особенности роста и развития детей школьного возраста, по сравнению со средовыми факторами.
В работе был предпринят сравнительный анализ ряда параметров девочек и мальчиков двух групп школьников: младшей (от 6 до 8 лет, n=1746) и старшей (от 16 до 18 лет, n=3637).
В качестве независимых факторов были выбраны: I - статус населенного пункта, в котором проживают школьники («Город» с количеством жителей более 15 тыс.; «Село» - с меньшим количеством жителей); II - медицинская оценка благополучия населенного пункта - уровень естественного прироста населения, как разность рождаемости и общей смертности (фактически во всех пунктах имеет место уменьшение населе-
Рост тела, см |
старшие | |
младшие 127,66 |
Рост тела, см|
186 176 166 156 146 136 126
Город |
Город
Индекс силы, кг |
Индекс силы, кг
42 41 40 39 38 37 |
67 62 57 52 47 42 37 |
39,41 |
□ Ж □ М
Рис. 1. Групповые особенности выраженности параметров: рост и индекс силы
ния, т.е. уровень прироста имеет отрицательное значение; «Оптим» с уровнем >-5 %, «Пессим» <-6 %); III - половая принадлежность (мальчики, девочки).
Двухфакторный дисперсионный анализ позволил выявить достоверный уровень зависимости совокупности параметров детей младшей возрастной группы от фактора I, старшей - от I и III факторов и их сочетаний - условия жизни детей принципиальны для их роста и развития, половой диморфизм, естественно, более выражен в старшей возрастной группе (рис. 1). На рисунке показаны групповые особенности параметров: рост тела детей и коэффициент силы (S=F/m, где F - сила кисти, лучший показатель (кг), m - масса тела (кг)). Обращает на себя внимание высоко достоверный уровень различий индекса силы мальчиков города и села младшей возрастной группы. Следует предположить, что в старшей возрастной группе процессы роста девочек и мальчиков по-разному реализуются в конкретных условиях жизнедеятельности.
Текущий этап набора первичных данных не позволил получить убедительные зависимости особенностей развития детей школьного возраста от продолжительного действия совокупности экологических факторов, предположительно определяющей уровень рождаемости и смертности населения в регионах Ростовской области.
Список литературы
Айдаркин Е.К., Бахтин О.М., Иваницкая Л.Н., Кульба С.Н., Глумов А.Г., Леднова М.И., Хренкова В.В. Разработка диагностического модуля для экспресс-диагностики состояния здоровья учащихся // Валеология. Ростов-на-Дону, 2010. №. 1. С. 81-86.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. 2012. № 2. С. 10-16.
Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2003. № 3(123). С. 104-107. Година Е.З. Секулярный тренд: итоги и перспективы // Физиология человека. 2009. № 6. С. 128-135. Государственный доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ростовской области в 2012 году. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ростов-на-Дону, 2013 // http://www.61.rospotrebnadzor.ru/index. php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=96&Itemid=116.
Зыкова Н.В., Хозяинова С.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2011. № 4(40).
Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2011 году». Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2012. 320 с.
Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. 2005. № 6. С. 73-78.
Tanner J.M. Foreword // Secular Growth Changes in Europe / Eds. E. Bodzsar and C. Susanne. Budapest: Eotvos Univ. Press, 1998. P. 1-3.