Как совершать пятничную молитву

1. Пятничная молитва, как и утренняя, состоит из двух рак‘атов, но имеет две проповеди, которые читает имам перед совершением молитвы.

2. Желательно громкое чтение имама при совершении пятничной молитвы, а также чтение в первом рак‘ате суры «Аль-Джуму‘а» (Соборная) – 62 и во втором рак‘ате суры «Аль-Мунафикун» (Лицемеры) – 63. Также желательно совершение двух кунутов, первый кунут в первом рак‘ате до поясного поклона, а второй кунут во втором рак‘ате после поясного поклона.

Внимание!

● Молитва того, кто не успеет придти на пятничную проповедь и придет только во время совершения пятничной молитвы имамом и совершит за ним эту молитву, считается правильной, даже если он присоединится к пятничной молитве во время совершения имамом поясного поклона второго рак‘ата.

● Пресвятая Фатима аз-Захра (да будет мир с ней!) не носит титулИмама мусульман[23]. Упоминание благословенного имени ее светлости в проповеди пятничной молитвы необязательно. Но непредосудительно снискать благодать именем пресвятой Фатимы аз-Захры (да будет мир с ней!), это даже рекомендуется и имеет вознаграждение.

● Дозволяется читать проповеди пятничной молитвы до наступления полудня, но из (желательной) предосторожности лучше, если часть проповеди будет прочитана уже после наступления полудня, а исходя из более строгой предосторожности, следует читать проповеди после наступления полудня.

Замечания относительно пятничной молитвы.

■ Не дозволяется любое действие, которое ведет к появлению раздоров и разрозненности в рядах мусульман, в особенности, если дело касается пятничной молитвы, которая считается символом Ислама и манифестацией единства мусульман.

■ Не предосудительно закреплять послеполуденную молитву в пятницу не за имамом пятничной молитвы.

■ В правильности закрепления за имамом пятничной молитвы одной из обязательных молитв, в то время, когда сам имам совершает пятничную молитву, есть сомнения.

Урок 50

﴿ وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلاَةِ ...﴾

«А когда вы путешествуете по земле, то нет

на вас греха, чтобы вы сокращали молитву…»

Коран – 4:101.

Ежедневные молитвы

Молитва путника (салят аль-мусафир)

Молитва путника.

1. Обязательность сокращения (каср) молитвы в пути.

В пути при наличии условий, которые будут изложены ниже, человек должен сокращать (на два рак‘ата) свои четырехрак‘атые молитвы.

Внимание!

● Необходимость сокращения молитв в пути касается только обязательных ежедневных четырехрак‘атных молитв (это полуденная (аз-зухр), послеполуденная (аль-‘аср) и ночная (аль-‘иша) молитвы), а такие молитвы, как утренняя (ас-субх) и вечерняя (аль-магриб) не сокращаются.

Условия для необходимости сокращения молитвы.

Путник при наличии восьми условий должен совершать четырехрак‘атые молитвы два рак‘ата:

Первое условие.

Длина пути согласно исламскому закону (только в одну сторону или туда и обратно вместе) не должна быть меньше восьми фарсахов (древняя мера длины, один фарсах приблизительно равен 5,6 километрам – прим. пер.), причем путь в одну сторону не должен быть короче четырех фарсахов.

Второе условие.

Требуется с самого начала иметь намерение проделать путь не менее восьми фарсахов. Исходя из этого, если кто-либо в начале пути не имел такого намерения или имел намерение проделать путь меньше восьми фарсахов, но после того, как дойдет до пункта, до которого намеревался дойти, захочет отправиться оттуда в некое место, расстояние которого тоже менее восьми фарсахов, но в общем расстояние от его дома до второго пункта будет больше восьми фарсахов, он должен выполнять свои молитвы полностью.

Третье условие.

Человек должен оставаться верным своему намерению, проделать путь не менее восьми фарсахов на протяжении всего путешествия. Таким образом, если человек до того, как проделает путь, равный четырем фарсахам, изменит свое намерение или засомневается в нем, то с этого момента положения путника на него не будут распространяться (он должен будет выполнять свои молитвы полностью). Тем не менее, все же его прошлые молитвы, совершенные в сокращенной форме до смены намерения, правильные.

Четвертое условие.

Человек в пути не должен отказаться от продолжения поездки, а также у него изначально не должно быть намерения посетить по пути свою родину или место, в котором человек собирается пробыть десять и более дней.

Пятое условие.

Требуется, чтобы путешествие было разрешенным с точки зрения исламского закона, а если оно будет греховным и запретным (харам), то молитвы следует совершать в полной форме. Причем, нет разницы, является ли запретным само путешествие (например, побег с поля боя) или его цель (например, разбойничество).

Шестое условие.

Положение о сокращении молитв путником не относится к тем, кто «носит свой дом с собой», таким как кочевники в пустыне, не имеющим определенного места жительства и переезжающим с одного места на другое.

Седьмое условие.

Путник не должен быть из тех, чьим родом деятельности являются поездки (например, водителем-дальнобойщиком, экспедитором грузов, машинистом поездов, пилотом и т.п.) или тем, чья работа происходит в поездке.

Восьмое условие.

Путник при совершении молитвы должен находиться в месте, называемом «хадд ат-тараххус», т.е. место, из которого не видно стен его родного города и не слышно городского призыва на молитву (азан). Хотя отсутствия слышимости азана для определения «хадд ат-тараххус» достаточно.

1. Длина пути не меньше восьми фарсахов.

1. Если путь в одну сторону был меньше четырех фарсахов, а обратная дорога сама по себе не составляла восьми фарсахов, то следует совершать молитвы в полной форме. Таким образом, если расстояние между родиной работников и местом работы будет меньше восьми фарсахов (даже если считать путь туда и обратно), то они не считаются путниками.

2. Если человек отправится из своего города в определенное место, а там будет переходить из одного места на другое, то перемещения внутри места назначения не считаются частью пройденного из дома пути.

3. Определение конца города, с которого начинается точка отсчета расстояния в восемь фарсахов, вверено общественному мнению. Если, с точки зрения людей, заводы и предприятия, а также жилые комплексы в окрестностях города не считаются частью города, то отсчет следует вести от стен последних домов.

2. Намерение проделать путь длиной не менее восьми фарсахов.

1. Путник, который отправляется в путь длиной в три фарсаха, и изначально собирается отклониться от основного маршрута на один фарсах для выполнения определенного дела, а потом вернуться на основную дорогу и продолжить путь с точки зрения исламского закона не является путником. Прибавления к его пути того расстояния, на которое он отклонился и потом вернулся, недостаточно.

2. Тот, кто поехал из места своего проживания в другое место, расстояние между которыми меньше восьми фарсахов, и в течение недели предпринимает поездки в другие места, что совместно составит более восьми фарсахов, то, если он при выезде из дома не намеревался преодолеть путь равный восьми фарсахам и расстояние между первым его местом назначения и каким-нибудь из мест, которые он посещал в течение недели, не составляет восьми фарсахов, то он не считается путником.

Наши рекомендации