Глава о показухе (рийа)
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Показуха (рийа) - это совершение какого-либо поклонения, чтобы люди видели его. Например, совершение молитвы, чтение Корана, поминание Аллаха, милостыня, хадж, джихад и так далее. Он совершает, не для того чтобы получить то, что у Аллаха, а для того чтобы люди видели его и похвалили. Это и есть показуха (рийа). Показуха может быть в основе Ислама, как показуха лицемеров. Сама показуха (рийа) бывает двух видов:
1 - Показуха лицемеров - человек перед творениями показывает Ислам и скрывает свое неверие. Это противоречит основе единобожия и является большим неверием. Поэтому Всевышний Аллах описал лицемеров:
﴾ يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً ﴿
«Показывают себя перед людьми и поминают Аллаха лишь немного». (Сура ан-Ниса, аят 142)
2 - Показуха мусульман - человек является мусульманином, но занимается показухой в некоторых своих делах. Это является скрытым многобожием, которое противоречит полноте единобожия. Всевышний Аллах сказал:
﴾ إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء ﴿
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает». (Сура ан-Ниса, аят 48)
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» - по мнению некоторых ученых сюда помимо большого многобожия, также входит и малое, и скрытое.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Воистину, я - такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом"». (Сура аль-Кахф, аят 110)
«И никому не поклоняется наряду со своим Господом» - это общий запрет на многобожие, охватывающий все его виды. Сюда также заходит и показуха (рийа). Поэтому саляфы приводили в довод этот аят, говоря о показухе. Точно также автор книги привел этот аят в данной главе, ведь, показуха является многобожием.
Соответствии довода данной главе явное, так как показуха является малым многобожием. Также иногда её называют скрытым многобожием, так как её нельзя явно выявить и она находится в сердце раба. Поэтому многие ученые, говоря о малом многобожии, сразу приводят в пример показуху (рийа).
Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Всевышний Аллах сказал: "Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи"». Муслим, 2985.
В этом хадисе указание на то, что показуха становится причиной того, что Аллах отвергает дела человека. Всевышний Аллах не принимает дело, в котором есть показуха. Бывает несколько видов того, как человек занимается показухой в своем поклонении.
Первая ситуация: Человек изначально намерен заниматься показухой. В такой ситуации это поклонение будет недействительным. Например, человек намеревается идти на молитву, чтобы люди видели, как он молится, хотя он не хотел молиться изначально, не увидев этих людей. Он увидел, что кто-то на него смотрит, и стал молиться. Это дело является недействительным и человек будет наказан за свою показуху.
Вторая ситуация: Человек изначально собрался поклоняться Аллаху, однако во время поклонения решил совершить показуху, например, удлинить поясной поклон, делать больше тасбиха, читать подольше Коран, чтобы люди это видели. Недействительным станет только то, что человек добавил ради людей и он будет наказан за свою показуху, хотя основа поклонения остается ради Аллаха.
Абу Саид передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Не сообщить ли мне о том, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?»Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!»Он сказал: «Это — скрытое многобожие, когда человек встаёт на молитву, специально приукрашивая её, когда видит, что на него кто-то смотрит». Ахмад, 3/30; ибн Маджах, 4204; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/174 и многие другие.
В этом хадисе указание на то, что это является одним из видов многобожия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) боится для своей общины показухи больше, чем ад-Даджаля. Это объясняется тем, что явление Даджаля является очевидным событием, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил суть всего, что произойдет во время его пришествия, описал его и предостерег общину от него. Он приказал им в конце каждой молитвы просить у Всевышнего Аллаха убежища от Даджаля. Что же касается показухи, то она пытается проникнуть в душу человека очень часто. Это многобожие заставляет человека постепенно забывать о том, что Великий и Могучий Аллах наблюдает за ним, и побуждает все чаще помнить о том, что люди смотрят на него. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что показуха причинит нам больше вреда, чем Даджаль.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Тафсир 110-го аята из суры «аль-Кахф».
2.Серьёзное предупреждение об отвергании любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.
3.Упоминание причины отвергания этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чём не нуждается.
4.Также причиной является то, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.
5.Опасение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу возможности распространения показухи среди своих сподвижников.
6.Он разъяснил это на примере того, как человек молится Аллаху, однако приукрашивает свою молитву, когда видит, что за ним наблюдают другие.
باب من الشرك إرادة الإنسان بعمله الدنيا