Материал и оборудование. Фиксированные кивсяки, сколопендры, костянки и геофилиды
Фиксированные кивсяки, сколопендры, костянки и геофилиды, влажные препараты сколопендр, фиксированные черные тараканы, препараты ротовых аппаратов насекомых, бинокуляры, предметные и покровные стекла, чашки Петри, препаровальные иглы, пинцеты, белая бумага.
Основные термины по теме "Насекомые"
Амнион Анаморфоз Гемиметаболия Гистолиз Голометаболия Грибовидные тела Грифельки Дейтоцеребрум Жировое тело Имаго Инстинкт Интеркалярный сегмент Кардиальные тела Кокон Мальпигиевы сосуды Метаморфоз Миксоцель Мимикрия "Мозаичное" зрение | Нейросекреты Омматидий Педогенез Перикардиальные железы Перикардиальный синус Пилорические придатки Плеврит Покровительственная окраска Полиморфизм Полиэмбриония Предостерегающая окраска Проторокальные железы Протоцеребрум Пупарий Рабдомеры Ректальные железы Сенсилла Стернит Стигмы | Сяжки Тергит Трахейные жабры Тримпанальные органы Тритоцеребрум Хордотональные органы Церки Экдизон Энтомофаги Ювенильная стадия (нефроциты) Яйцеклад |
Вопросы к итоговому занятию по теме: "Насекомые"
1. Общая характеристика насекомых как наиболее приспособленных к жизни на суше членистоногих.
2. Внешнее строение насекомых.
3. Внутреннее строение насекомых.
4. Строение ротовых аппаратов у насекомых и их видоизменения в связи с характером пищи и типом питания.
5 Органы чувств насекомых.
6. Эмбриональное развитие насекомых.
7. Постэмбриональное развитие насекомых. Типы метаморфоза.
8. Принципы классификации насекомых. Подразделение насекомых на подклассы, отряды.
9. Отряды насекомых с неполным превращением: представители, значение.
10. Отряды насекомых с полным превращением: представители, значение.
11. Насекомые - вредители леса и сельского хозяйства. Меры борьбы с ними
12. Насекомые - паразиты и переносчики заболеваний человека и животных.
13 Полезные насекомые. Разведение насекомых, вырабатывающих нужные человеку продукты.
ЗАНЯТИЕ 18
Тип Иглокожие – Eсhinodermata
В эволюции первичные билатеральные иглокожие очень рано стали вести неподвижный донный образ жизни и приобрели, поэтому тяжелый скелет, питание из толщи воды и вторично выработали радиальную симметрию. Многие из их потомков позднее снова стали подвижными. Перестроек в органах иглокожих возникло очень много. Все отделы тела иглокожих находятся в соединении друг с другом и функционируют как единое целое, независимо от того, из каких зародышевых листков они возникли.
Подтип Элеутерозои - Eleutherozoa
I.Класс Морские звезды-Asteroidea 2.Класс Офиуры (Змеехвостки) - Ophiuroidea
Отр. Педицелляриевые звезды - Forcipulata Отр. Настоящие офиуры-Ophiurae
Морская звезда- Asterias sр. Офиура - Ophiura sarsi
1. Класс Морские ежи- Echinoidea 2. Класс Голотурии-Holothuroidea
Подкласс Правильные ежи - Regularia | Отр.Древовиднощупальцевые - голотурии – Dendrochirota |
Отр.Сводчатозубые ежи-Саmarodonta | Морской огурец ‑ Cucumaria frondosa |
Морской еж- Strongylocentrotus sр.
Задания
Рассмотреть и зарисовать:
· внешний вид морской звезды (центральный диск, лучи, ротовое отверстие, мадрепоровую пластинку, амбулакральные ножки, скелетные иглы и пластинки);
· участок кожи морской звезды с аборальной стороны (иглы, педицеллярии, кожные жабры);
· вскрытую морскую звезду (амбулакральные пластинки, ампулы, печеночные отростки и их протоки, гонады, желудок, ректальные железы);
· внешний вид офиуры (центральный диск, центродорсальную пластинку, радиальные щитки, руки со скелетными пластинками и иглами);
· внешний вид морского ежа с оральной стороны (ротовое отверстие с зубами аристотелева фонаря, околоротовой валик, перистомальное поле, амбулакральные ножки, иглы, жабры);
· часть панциря морского ежа с аборальной стороны (перипрокт, мадрепоровую пластинку, половую пластинку с половыми порами, глазную пластинку с глазными порами, радиус и интеррадиус);
· аристотелев фонарь (зубы, эпифизы, дужки, пирамидки и мышцы между ними);
· внешний вид голотурии (брюшную и спинную стороны, ротовое отверстие со щупальцами, ампулы щупалец, амбулакральные ножки бивиума, амбулакральные ножки тривиума, клоакальное отверстие).
Вопросы к занятию
1. Как устроена амбулакральная система? Можно ли сказать, что каждая отдельная ножка действует по принципу кожно-мускульного мешка?
2. Как устроена псевдогемальная система иглокожих?
3. Что такое осевой орган?
4. Развитие иглокожих, их основные личиночные формы.
5. Как называются диплеврулы в разных классах иглокожих и как они устроены?
6. Каково соотношение билатеральной и радиальной симметрии у иглокожих?
7. В чем проявляется билатеральная симметрия взрослых иглокожих?
8. Укажите особенности организации морских ежей и голотурий.
9. Есть ли у иглокожих сердце? Печень? Если да, в каких классах?
10.Что можно сказать о выделительных органах иглокожих?