Основные направления изучения

Элементов мышления у животных.

Экспериментальные модели

Для экспериментального изучения зачатков мышления жи­вотных используются достаточно многочисленные и разнооб­разные по своей природе тесты. Часть из них в той или иной степени воссоздает проблемные ситуации, которые могут воз­никать в естественной среде обитания. Их решение основано на способности животного оперировать так называемыми «эм­пирические/ни законами», т.е. естественно присущими среде фи­зическими закономерностями. Наряду с ними в эксперимен­тах используются задачи, логическая структура которых зада­ется произвольно и которые не имеют аналогов в природной среде (например, тест Ревеша — Крушинского).

Исследования способности животных к решению новых задач в новых, экстренно возникших ситуациях, для выхода из которых у них нет «готового решения» и которые могут быть ре­шены «за счет улавливания связей и соотношений между пред­метами и явлениями», за счет «активного овладения закономер­ностями окружающей среды» при первом же предъявлении. Та­кой тип задач использовали В. Кёлер (см. 4.5), Л. В. Крушинский, отчасти Л. А. Фирсов (1977), Е. Мензел (Menzel, 1979), Д. Гиллан (Gillan, 1981) и др. Следует подчеркнуть, что во всех случаях возможно логическое решение задачи на основе мысленного анализа ее условий, т. к. по своей природе она не требует пред­варительных «проб и ошибок». Л. В. Крушинский называл их «элементарными логическими задачами». Они представля­ют собой альтернативу ситуациям, где нужный результат не может быть достигнут иначе, чем методом проб и ошибок на основе повторения, совпадения, подкрепления стимулов или реакций.

Способность животных решать задачи за счет переноса ранее выработанной реакции на новые стимулы (или набо­ры стимулов) и в новые ситуации. В основе этого типа эле­ментарного мышления лежит функция обобщения, т. е. способ­ность в процессе обучения выделять признаки, общие для ряда стимулов, или выявлять закономерности, лежащие в основе решения ряда однотипных задач.

Часть тестов в той или иной степени была заимствована из арсенала методов психологии человека и модифицирована для опытов на животных:

• оценка способности к операциям логического вывода;

• оценка способности к построению аналогий.

В тех случаях, когда животным предъявляют задачи, реше­ние которых у человека связано с функцией второй сигнальной системы, их необходимо преобразовать в невербальную форму. Примером такого преобразования может служить тест на транзитивное заключение, предложенный американским ис­следователем Д. Гилланом (Gillan, 1981). Этот тест был разра­ботан для опытов на шимпанзе, но оказалось, что его можно с успехом использовать для ворон и голубей.

Очевидно, сам по себе факт решения подобного теста не означает, что животные и человек решают его с помощью одних механизмов. Поэтому (как и следует по «канону Ллойда-Мор­гана») необходимо особенно тщательно проанализировать, дей­ствительно ли в основе решения лежит предполагаемая экспе­риментатором логическая операция или животные используют более простой механизм, например ассоциативное обучение.

В основе большинства элементарных логических тестов, ис­пользуемых для оценки рассудочной деятельности, лежат про­блемные ситуации, связанные с добыванием пищи. В одних слу­чаях животное все время видит приманку, которая отделена от него какой-либо преградой или расстоянием, в других она тем или иным способом исчезает из поля зрения (см. 4.6).

Если животное без специального обучения, без проб и ошибок, при первом же предъявлении «изобретает» способ достижения приман­ки, такое решение рассматривают как проявление мышления.

Следует подчеркнуть, что во втором типе задач, когда при­манка исчезает из поля зрения, животное должно руководство­ваться при решении не ее непосредственным воздействием, а ее «мысленным образом», что еще раз свидетельствует о когни­тивной природе этих явлений.

Исследование мышления животных часто базируется на ана­лизе таких способностей, как:

• оценка количественных параметров среды, т. е. «счет»;

• орудийная деятельность (см. ниже);

• освоение языков-посредников.

Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию

Наши рекомендации