Типы выпускных квалификационных работ

Выпускная квалификационная работа, выполняемая на кафедре ЖиМ СМИ, делится на два типа – исследовательская и творческая. Они различаются характером объекта исследования; отношением студента к анализируемому материалу (собственное творчество дипломника или творчество других авторов); композиционным построением; масштабом выводов, обобщений и рекомендаций; объемом.

В творческой работе студент должен продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов для печати, телевидения, радио, сетевых СМИ и умение оценивать, анализировать свои публикации, используя в качестве исходной базы полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания теоретического и практического характера.

Особенностью введения к творческой работе является то, что в нем должны быть продемонстрированы осознанность мотивации выпускника, связанная с выбором данного направления профессиональной деятельности (проблемно-тематического, жанрового и т. д.), а также критерии отбора конкретных журналистских материалов или проектов, включенных в данную дипломную работу.

Творческая выпускная квалификационная работа состоит из двух частей.

Часть 1. Теоретическая – исследование, связанное с темой работы.

Она должна быть тесно связана со второй частью, профессионально-творческой. В ней выпускник должен раскрыть не только теоретические аспекты проблем, с которыми связана тематика или жанры, особенности его публикаций, проектов, но и показать свои знания по теории журналистики, а при необходимости проанализировать опыт ведущих журналистов, их выступления на те же темы в тех же жанрах или практику удачно осуществленных рекламных, PR-проектов и т. п.

Примерный объем теоретической части–30–35 страниц.

Часть 2. Образцы журналистского творчества автора – цикл (серия) собственных печатных теле-, радио- или Интернет-материалов на определенную тематику или в одном (нескольких) жанре (жанрах) или самостоятельно разработанные рекламные ролики и прочие проекты, подготовленные выпускником за период обучения.

В качестве творческой работы студентом могут быть представлены и редакционные проекты (концепция того или иного типа издания, содержательная, оформительская модель, проект рекламной или PR-кампании и т. п.), осуществленные самостоятельно или при его участии.

Текст каждой публикации (проекта) в творческой части должен быть представлен в перепечатанном виде в авторском персональном варианте (с комментариями или без них) и самой публикацией (проектом) в виде вырезок из периодического издания (кассеты, CD-диска), помещенных в приложении к выпускной работе.

Заголовок творческой работы может быть нейтральным, например, «Тема здоровья на страницах регионального издания» (на примере публикаций автора в газете «Полярная правда»), или может носить и чисто журналистский характер, например, «Чудные люди» (цикл публикаций автора в журнале «Огонек»).

Каким быть названию, определяют автор и его руководитель, исходя из содержания выпускной работы и своих пристрастий.

Исследовательская работа – это анализ актуальных проблем истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания, сетевых СМИ). Опора на исследованные теоретические проблемы – здесь главное при изучении практической деятельности того или иного средства массовой информации.

В исследовательской работе студент обязан продемонстрировать умение выделить проблему, актуальную в определенной области журналистики, а также актуальную в современном обществе.

В работе исследовательского характера должна быть представлена основательная теоретическая часть, где с применением различных выбранных автором методов проводится анализ объекта и предмета исследования. Соответствующие разделы работы посвящаются анализу эмпирического материала. Должна быть четко обозначена связь теории с практикой.

Предметом изучения может быть не только деятельность редакции определенного средства массовой информации, но и творчество конкретного журналиста. В качестве объекта исследования может быть выбрано одно СМИ или СМИ одного типа за некоторый исторический период. В постижении творческого опыта редакционного коллектива, особенностей создания журналистских произведений тем или иным мэтром профессии – залог собственного профессионального роста автора исследовательской выпускной работы.

Тематика исследовательских квалификационных работ, охватывая важнейшие проблемы журналистики, предполагает следующие направления:

• исторические аспекты развития журналистики;

• актуальные проблемы фотожурналистики;

• уровни реализации творческой индивидуальности журналиста;

• социологические исследования в журналистике;

• психологические аспекты журналистики;

• печать в системе социальных институтов;

• журналистика в системе социальных ценностей российского общества;

• этика журналистского творчества в современных условиях;

• реклама и СМИ;

• экономика и менеджмент СМИ;

• реклама и связи с общественностью;

• дискурс СМИ;

• тенденции и перспективы веб-журналистики.

Исследовательская работа должна носить прикладной характер. Речь идет о том, чтобы умозаключения, выводы, обобщения и рекомендации, сделанные автором, обладали новизной и были направлены в адрес исследуемых СМИ.

Основная частьработы состоит из двух или трёх глав, в каждой из которых рассматривается одна из сторон заявленной темы. Если глав две, то одна из них – чисто теоретическая, другая – практическая.

Если в теоретических разделах работы важны четкость формулировок, глубина анализа и логика раскрытия исследуемых вопросов, то в практической части необходимы достаточно большой массив анализируемой журналистской практики (например, публикации в ежедневной газете за год-два) и умение вы­делить в ней главные достоинства и недостатки, с тем чтобы перейти к обосно­ванным рекомендациям. Выводы работы должны отличать качества новизны и практической значимости.

Объем работы зависит от темы, объекта и периода исследования, сложности поставленных задач, особенностей творческой личности автора.

Наши рекомендации