При освоении оп во, реализующей гос впо

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ

ПРИ ОСВОЕНИИ ОП ВО, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ГОС ВПО

Специальность

Связи с общественностью»

Квалификация (степень) выпускника Специалист по связям с общественностью

Нормативный срок обучения - 5 лет

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук

Кафедра массовых коммуникаций

ПРОГРАММА

итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 030602.65 «Связи с общественностью»

Квалификация (степень) - специалист

Составители:

докт. фил. наук, профессор Борисова Е.Г докт. ист. наук, профессор Исаков В.А.

к. ист. наук, доцент Полунина О.С.

к. ист. наук, доцент Объедков И.В.

Программа государственной итоговой аттестации выпускников по направлению 030602.65 Связи с общественностью утверждена на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО МГПУ от «28» августа 2013 года протокол № 1.

Директор Института гуманитарных наук В.В. Кириллов

Заведующий кафедрой

массовых коммуникаций В.А.Исаков

Содержание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………………………………..4

ПРОГРАММА КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»………………………7

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………..40

ПРОГРАММА КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»…………………………… 50

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………..76

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»…………………………………………………………………………...85

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ……………..91

ЧАСТЬ I. ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН………………………………………………………...93

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………93

1.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА……………………………………………. 95

1.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК……………………………………………………………………………………………….…95

1.4. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ…………………………....97

ЧАСТЬ II. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………..100

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ…………………………………………………………………..100

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА…………………………………………………..101

2.3. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ…………………………………………………………………………………101

2.4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ………………………………………………………………………...103

2.5. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ…………………………………………………………………………………………....105

2.6. ЗАЩИТА РАБОТЫ………………………………………………………………………………………………….....111

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………………………..117

Пояснительная записка.

На основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 350400 «Связи с общественностью» (код ОКСО 030602.65), утвержденной приказом Министерства образования РФ № 686 от 2 марта 2000 г., обучение по специальности завершается государственной итоговой аттестацией.

Итоговая государственная аттестация специалиста предусматривает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и сдачу государственных экзаменов для установления уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач.

Квалификация специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных, муниципальных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.

Профессиональная деятельность выпускника направлена на изучение, анализ и выработку соответствующих рекомендаций последующим аспектам:

· Процессы и явления внутриполитической и международной жизни;

· Межнациональные, межэтнические и международные отношения;

· Социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом;

· Глобальный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки;

· Научное и культурное сотрудничество;

· Информационное обеспечение внутренней и внешней политики;

· Формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом;

· Создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства;

· Процессы глобализации;

· Процессы, связанные с разоружением и строительством безопасного мира.

В соответствии с приказом Министра образования РФ (№ 1155 от 25.03.2003 г.) к итоговым государственным аттестационным испытаниям относятся: государственные экзамены и защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Государственный экзамен по специальности 350400 (030602.65) «Связи с общественностью» представляет собой итоговое испытание по профессионально ориентированным междисциплинарным проблемам. Он устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям ГОС ВПО. Государственный экзамен проводится по следующим дисциплинам предметной и общепрофессиональной подготовки:

· Теория и практика связей с общественностью;

· Теория и практика массовой информации;

· Основы теории коммуникации;

Специальность 350400 (030602.65) «Связи с общественностью» в настоящее время является одной из самых популярных и востребованных.

Данное издание рассчитано на выпускников Института гуманитарных наук ГОУ ВПО МГПУ и содержит подробные программы экзаменационных дисциплин, списки источников и литературы по курсам, а также методические рекомендации по прохождению ГИА.

Обращаем внимание студентов на то, что необходимо изучить данные материалы перед прохождением государственного экзамена и защитой дипломной работы. Допустимо наличие этого пособия на самом экзамене.

ПРОГРАММА КУРСА

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Дисциплина «Теория и практика связей с общественностью» является важной составной частью профессиональной подготовки студентов Института гуманитарных наук МГПУ, обучающихся по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».

Цель дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» - предоставление студентам необходимых знаний и закрепление практических навыков в области связей с общественностью.

Задачи дисциплины:

· Определение места, значения и особенностей профессии специалиста по связям с общественностью в современной деловой жизни;

· Изучение основных направлений деятельности специалиста по связям с общественностью;

· Изучение основных видов документов, используемых в работе PR-специалистов;

· Формирование навыка самостоятельного создания основных видов PR-документов;

· Развитие умения выделять целевые аудитории и использовать каналы выхода на целевые аудитории;

· Изучение особенностей корпоративных связей с общественностью;

· Изучение особенностей и технологий политического PR;

· Развитие умения самостоятельно выстраивать, планировать и проводить PR-мероприятия.

По завершении изучения курса студенты должны знать особенности профессии специалиста по связям с общественностью, особенности корпоративных связей с общественностью, а также особенности применения методов PR в политике, а также уметь определять целевые аудитории и работать с документами.

Политический консалтинг.

Консалтинг как один из аспектов менеджмента. Политический консалтинг как специализированное направление управленческой деятельности. Понятие политической организации. Классификация политических организаций. Структура и органы политической организации. Взаимодействия в политической организации. Ранги политической активности. Роль политических организаций в современном обществе.

Процесс консалтинга. Навыки политического консультанта. Взаимодействие консультанта и организации: постановка целей и работа над проектом. Предложение по проекту. Оценка практической выполнимости. Дневник проекта. Показатели выполнения задачи.

Типы клиентов. Типы консалтинга. Управление политическими проектами. Укрепление авторитета политического учения, деятеля, организации. Создание благоприятных условий для деятельности политических организаций. Расширение числа сторонников политических доктрин, лидеров и организаций. Формирование электоральных предпочтений населения. Создание политических союзов и коалиций. Влияние на политических оппонентов и противников. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения. Мобилизация масс для политической поддержки.

Избирательная кампания как реализация политического проекта. Политический маркетинг в избирательной кампании. Сущность и технологии электоральных исследований. Организация работы избирательного штаба. Планирование полевого направления кампании. Агитационные и вспомогательные программы. Противодействие некорректным избирательным технологиям.

Планирование полевого направления избирательной кампании.

Основа планирования. Разработка плана-графика полевого направления избирательной кампании. Основные принципы планирования мероприятий. Набор сотрудников. Локальные полевые программы. Обход квартир, разноска и расклейка агитационных материалов. Организация пикетов, телефонных звонков, мониторинга общественного мнения.

Кризисное регулирование.

Риски и кризисы как новое направление научных исследований. Потенциальные и реальные опасности, угрожающие основным ценностям и структуре современных социальных систем. Усиление трансграничного характера рисков и кризисов. Возрастание роли СМИ как источников и факторов рисков и кризисов. Политизация рисков и кризисов и их последствий.

Европейская академия по управлению кризисными ситуациями (ЕСМА). Проект европейского кризисного управления «Crisis Management Europe».

Центр анализа рисков и кризисов (АРК-центр) Института международных экономических и политических исследований Российской Академии Наук. Журналы «Управление риском» и «Вопросы анализа риска».

Проект Администрации Президента РФ и Федеральной службы охраны (ФСО) создания «Центра прогнозирования кризисов в регионах страны». Индикаторы прогнозирования кризисных ситуаций в регионах России. Ситуационные центры Президента РФ и Совета безопасности.

Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от13 сентября 1996 г. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от количества пострадавших и размера материального ущерба.

Деятельность Научно-исследовательского центра № 7 ВНИИ МВД. Научно-исследовательские учреждения МЧС России.

Связи с общественностью в условиях проведения контртеррористических операций. Работа PR-специалистов в условиях массовых беспорядков.

Увеличение миграционных потоков как кризисная ситуация. Федеральный закон РФ «О беженцах».

Работа правоохранительных органов с нарушителями уголовного законодательства и с условно-досрочно освобожденными.

Противодействие криминальным сообществам. Межправительственный форум министров внутренних дел государств Европейского Сообщества (TREVI). Пенитенциарные конгрессы. Частные тюрьмы – новый социальный институт в современном обществе.

Антикризисное управление.

Теоретики HR - менеджмента о кризисных ситуациях.

Законодательство Российской Федерации о порядке ликвидации, сокращении численности персонала или штата предприятия.

Особенности управления персоналом при возникновении несчастного случая на предприятии. Федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. и «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.

Особенности управления персоналом предприятия при возникновении и разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.

Управление персоналом в условиях проведения забастовки. Забастовочные действия как специфический способ защиты трудовых прав. Условия организации и проведения забастовки, допускаемые российским законодательством.

Зарубежный опыт управления персоналом, объявившим забастовку.

Поиск и адаптация персонала в минимально возможные сроки. Экспресс-рекрутинг, экспресс-адаптация и экспресс-тренинг. Управление персоналом организации во время проведения внезапных проверок в ее офисе.

Обязанности должностных лиц предприятия по антикризисному управлению персоналом.

Практическая работа персонала учреждений, исполняющих лишение свободы. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы.

Информационные войны.

Понятие, цели и функции информационной войны. Технологии ведения информационных войн. Информационные войны в экономической, и политической сферах. Неустойчивость социальной системы и перераспределение ресурсов. Механизмы выведения социальной системы из состояния равновесия и достижение целей в условиях конфликта. Признаки поражения в информационной войне.

Менеджмент информационных войн в борьбе с конкурирующими организациями. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

Литература по курсу «Теория и практика связей с общественностью»

1. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. – СПб.: Речь, 2008. – 280 с.

2. Автономов А.С.Азбука лоббирования. – М.: «Права человека», 2004.

3. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д.Самое главное в PR. – СПб.: Питер, 2005.

4. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 472 с.

5. Аронсон Э., Приткинс А. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения/ Пер. с англ. – М.: 2002.

6. Беленко П.В. Хедхантинг: принципы и технологии. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.

7. Березкина О.П. Политический консалтинг: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2008.

8. Беркун С. Искусство управления IT-проектами/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

9. Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст. Задачник для копирайтеров. – М.: ОГИ, 2007. – 200 с.

10. Боброва И.И., Зимин В.А. Черный PR? Белый GR! Цветной IR: менеджмент информационной культуры. – М., СПб.: «Вершина», 2006. – 464 с.

11. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. Учебник. – М.: ИТК «Дашков и К», 2009, 578 с.

12. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

13. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: изд-во «Финансы и статистика», 2005. – 208 с.

14. Василенко И.А. Политические переговоры: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 271 с.

15. Воловская Е.К. Генеральный директор: от приема до увольнения. – М.: Вершина, 2008. – 96 с.

16. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. – М.: ЭКСМО, 2008. – 400 с.

17. Голубев А.В. «Если мир обрушится на нашу республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920 – 1940-е гг. – М.: Кучково поле, 2008. – 384 с.

18. Горман Д. Рождение брэнда. Практическое руководство. – М.: Гелиос, 2004.

19. Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисном управлении. Теория и практика. – М.: «Экономика», 2006.

20. Григорьев А.Д.История социальной работы до начала ХХ века. Ч. 1. – Минск: «Тетрасистемс», 2006. - 464 с.

21. Григорьев С.И. Придворная цензура и образ верховной власти (1831 – 1917). – СПб.: Алетейя, 2007. – 480 с.

22. Гринберг Т.Э.Политические технологии. и PR-реклама. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.

23. Гриффин Э. Управление репутационными рисками: стратегический подход. Пер. с англ. – М.: изд-во «Альпина бизнес букс», 2009, 238 с.

24. Грошев И.В., Поздняков А.А. Служебное совещание. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 204 с.

25. Гусятникова Д.Е. Внезапная проверка в офисе. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 254 с.

26. Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. – СПб.: Питер, 2004. – 219 с.

27. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Б.Л.Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416 с.

28. Дибиров А.Н. Теория политической легитимности. Курс лекций. – М.: РОССПЭН, 2007. – 278 с.

29. Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. – СПб.: Питер, 2005.

30. Дэвис С., Данн М. Брэнд-билдинг/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005.

31. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Байбакова В.Б. Политическая реклама. – М.: Никколо-Медиа, 2002. – 240 с.

32. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы. – М.: «Академический проект», 2007.

33. Желязны Дж. Бизнес-презентация. Руководство по подготовке и проведению/ Пер. с англ. – М.: Ин-т комплексных стратегических исследований, 2006.

34. Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы: Монография. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 331 с.

35. Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX – XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. – М.: Наука, 2004.

36. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. – М.: «Эксмо», 2008. – 304 с.

37. Игнатьев Д.И., Бекетов А.В. Настольная энциклопедия Public Relations. – М.: Альпина-Бизнес-Букс, 2004.

38. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний/ Пер. с англ. – М.: изд-во «Альпина бизнес букс», 2007. – 276 с.

39. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью. Вводный курс. Учебное пособие. – М.: Логос, 2004.

40. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. – М.: ЭКСМО, 2005.

41. Китчен Ф. Паблик рилэйшнз: принципы и практика. – М.: «РОПИТИ», 2004.

42. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2005.

43. Консалтинг менеджмента или как улучшить свой бизнес/ Под ред. Калверта Маркхэма. Пер. с англ. И.Гаврилова. – М.: ФАИР-Пресс, 2005. – 292 с.

44. Коханова Л.А. Экологический PR: составные профессии. – М.: «РИП-холдинг», 2004.

45. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления.- М.: изд-во «Альфа-Пресс», 2007.

46. Кнорринг В.И. Социальное управление. Государство, коллектив, личность. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2008. – 687 с.

47. Красностанова М.В. Формирование команды в хайтек бизнесе. – М., СПб.: изд-во «Вершина», 2008. – 184 с.

48. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. - 288 с.

49. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

50. Лазарев Д. Презентация: Лучше один раз увидеть! – М.: Альпина бизнес букс, 2009. – 126 с.

51. Латфуллин Г.Р., Новичков Н.В. Политическая организация: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 656 с.

52. Левицкий Р., Сондерс Д., Барри Б. и др. Самое главное о переговорах/ Пер. с англ. – М.: Форум, 2006. – 320 с.

53. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004.

54. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. – М.: Международные отношения, 2004.

55. Лучшие НR - решения. Сб. статей/ Ред.-сост. Васенина А.Ю. – М.: изд-во «Вершина», 2009.

56. Любимов А.П. Гражданский лоббизм. Процедуры и технологии обращений граждан. – М.: Мэйн, 1998.

57. Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2007.

58. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2005.

59. Михайлов А.Г., Романов Ю.В. Обитатели миража. PR специального назначения: связи с общественностью в кризисных случаях. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

60. Михайлов Д.М. Международные контракты и расчеты. – М.: Юрайт, 2008. – 641 с.

61. Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ). Учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.

62. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОССПЭН, 1999. – 247 с.

63. Музыченко В.В. Мастер-класс по управлению персоналом. – М.: «Гросс-Медиа», РОСБУХ, 2009. – 648 с.

64. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

65. Нехаев В.В., Куприянова Г.В. Государственная служба по делам молодежи: возникновение, структура, направления деятельности: Историко-правовой аспект. – Тула: Изд-во Тульского пед. Ун-та, 2000.

66. Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

67. Олейник И.В., Лапшов А.Б. «Плюс/минус» репутация. – Самара: «Бахрах-М», 2003 – С. 101-102.

68. Олсоп Р.Дж. 18 непреложных законов корпоративной репутации/ Пер. с англ. – М.; СПб.: Вершина, 2006.

69. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. – СПб.: Питер, 2005.

70. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: «Питер», 2003.

71. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

72. Паламарчук Е.А. Социальная политика Третьего рейха. – Ростов-на-Дону: Изд-во АПСИ СКНЦ, 2005.

73. Политические коммуникации. Учебное пособие/ Под ред. проф. А.И.Соловьева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

74. Политический менеджмент: Учебное пособие/ Под общ. ред. В.И.Жукова и др. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

75. Полуэктов В.В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2003. – 464 с.

76. Поляков Л.В.Основы политического консультирования. Учебно-методическое пособие. – М.: КДУ; Изд-во МГУ, 2004.

77. Прескотт Дж.Е., Миллер С.Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2001.

78. Прозуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. – М.: РОССПЭН, 2004. – 464 с.

79. Прокофьева Г.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: 1999.

80. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. – 240 с.

81. Рейнольдс Г. Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры/ Пер. с англ. – М., СПб, Киев: ООО «ИД Вильямс», 2009. – 240 с.

82. Роббинз С. П. Основы организационного поведения/ Пер. с англ. – М.: издательский дом «Вильямс», 2006. – 448 с.

83. Роббинз С., Хансейкер Ф. Тренинг делового общения для менеджера. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007. – 464 с.

84. Роуз Дж. Искусство презентации/ Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

85. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. – М.: «Инфра-М», 2002.

86. Снэйр С. Остановите совещание! С меня хватит!/ Пер. с англ. В.Подейко. – М.: ООО Изд-во «РОССМЭН-ПРЕСС», 2004. – 266 с.

87. Соловьев А.В. Коллективный договор, или как достичь успеха в проведении коллективно-договорной кампании. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 188 с.

88. Социальная информатика. Основания. Методы. Перспективы. – М.: КомКнига, 2006.

89. Социальное меню в программах российских партий. Обзор Вячеслава Глазычева. – М.: Издательство «Европа», 2005.

90. Справочник по политическому консультированию/ Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера/ Пер. с англ. – М.: «ИНФРА-М», 2002.

91. Стил П.Т., Бизор Т.Переговоры в бизнесе. Практическое пособие/ Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2004.

92. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебное пособие. – М.: Форум, 2010. – 192 с.

93. Таболина Т.В. Государство и казаки: опыт взаимодействия/ Войсковое казачье общество «Войско Донское». – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказск. Академии гос. службы, 2001.

94. Ткаченко Д.В., Горбачев М.Н. Переговоры об откате. – М.: Вершина, 2008.

95. Толкачев А.Н. Реклама и PR в бизнесе. – М.: ЭКСМО, 2009. – 352 с.

96. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2007.

97. Томбу Д.В. Социология рекламной деятельности: учебное пособие. – М.: Форум; ИНФРА-М, 2009. – 240 с.

98. Туманова А.С.Общественные организации и русская публика в начале ХХ века. - М.: Новый хронограф, 2008. – 320 с.

99. Уикхэм Ф. Консалтинг в управлении проектами/ Пер. с англ. – М.: «Дело и сервис», 2008. – 368 с.

100. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. – М.: ЭКСМО, 2008. – 432 с.

101. Управление персоналом. Упражнения. Тесты/ Под ред. д.э.н. М.Н.Кулапова. – М.: изд-во «Экзамен», 2003.

102. Ученова В.В., Старых Н.В.История рекламы. – Спб.: Питер, 2008. – 304 с.

103. Фенетто Э.Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты/ Пер. с франц. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.

104. Филатов А.А. Совет директоров: Инструкция по применению. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 174 с.

105. Филлис Д.PR в Интернете/Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

106. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование/ Пер. с англ. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 264 с.

107. Форсайт П. Как организовать консалтинговое агентство/ Пер. с англ. - М., 2007.

108. Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс/ Пер. с англ. – СПб.: ИД «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. – 368 с.

109. Хатсон Г., Перри Б. Надежда как инструмент мобилизовать команду и достичь выдающихся результатов/ Пер. с англ. – М.: изд-во «Альпина бизнес букс», 2008. – 262 с.

110. Хесс Х. Практическая работа в партии. Справочное руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Европа», 2005.

111. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005.

112. Цой Л.Н. Организационный конфликтный менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. – 352 с.

113. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике: Словарь-справочник. – М.: Академический проект, 2009. – 506 с.

114. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления. Исследовательские подходы. – Дубна: Феникс+, 2005.

115. Чижов Н.А. Руководитель и персонал: Технология взаимодействия. – М.: изд-во «Альфа-Пресс», 2007. – 580 с.

116. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Деловая переписка. – М.: «Дело», 2004.

117. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью. Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2008. – 413 с.

118. Шевырин В.М. Власть и общественные организации в России (1914 – 1917): Аналитический обзор. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – 152 с.

119. Яхонтова Е.С. SOFT management или управление отношениями в компании: учебник. – М.: Экономика, 2010. – 470 с.

ПРОГРАММА КУРСА

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ».

для проведения выпускного государственного экзамена.

Дисциплина «Теория и практика массовой информации» является важной составной частью профессиональной подготовки студентов Института гуманитарных наук МГПУ, обучающихся по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».

Дисциплина «Теория и практика массовой информации» неразрывно связана с циклом общественных наук – всеобщей историей, историей отечественной и зарубежной журналистики, историей литературы, философией, социологией, политологией.

Целью преподавания данной дисциплины является получение студентами знаний и навыков, необходимых для работы в сфере массовой информации в качестве PR-специалистов, а также журналистов, менеджеров, аналитиков.

Задачами изучения дисциплины «Теория и практика массовой информации» являются:

· Понимание студентами общих закономерностей и особенностей развития СМИ;

· Получение студентами представления о изданиях журналов и газет как специальных видов печатной продукции, связанных с различными общественно-политическими направлениями;

· Получение студентами представления о процессе формирования и развития радиовещания и телевидения;

· Освоение студентами основных жанров журналистики;

· Анализ творчества выдающихся представителей СМИ.

По завершении изучения курса студенты должны свободно владеть всеми жанрами журналистики, ориентироваться в мире современных СМИ, уметь анализировать различные аспекты их деятельности.

1. Предмет дисциплины «Теория и практика массовой информации. Связь дисциплины с циклом общественных наук: всеобщей историей, отечественной историей, историей отечественной и зарубежной журналистики, историей литературы, философии, социологией, политологией и другими дисциплинами.

Мир современных СМИ и анализ различных аспектов их деятельности. Участники информационного процесса.

2. Природа массовой информации. Понятие «социальная масса». Масса как тип социальной общности Масса и публика. Массовое сознание. Массовая информация как социальная информация. Отличие массовой информации от индивидуальной и специальной информации. Средства массовой информации.

Единица информации. Отличие знания от информации. Текст как основной носитель информации. Различные уровни передачи информации.

Современная пресс-служба.

Основные функции и задачи пресс-службы. Техническое оснащение пресс-службы. Штат пресс-службы.

Пресс-секретарь. Пресс-бюро. Пресс-центр. Пресс-атташе. Правовые, организационные и этические основы работы пресс-службы. Формы и методы работы современной пресс-службы со СМИ, общественностью и политическими организациями. Основные правила подготовки информационно-новостных материалов. Информационный пакет. Содержание и назначение информационного пакета. Анализ прессы (пресс-клиппинг). Подготовка пресс-релизов.

Распространение официальных сообщений, заявлений и иных информационных материалов. Аккредитация журналистов, а также содействие им в сборе и подготовке материалов для публикаций. Подготовка пресс-релизов, обзоров, пресс-бюллетеней. Подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч.

Пресс-служба в государственных организациях. Пресс-служба администрации Президента России. Пресс-служба Государственной Думы РФ. Основные направления работы Департамента информации и печати МИД РФ. Пресс-служба российского загранпредставительства. Пресс-службы региональных и местных органов власти. Пресс-служба политической партии. Пресс-служба коммерческого банка. Пресс-службы в некоммерческих организациях.

Пресс-служба в государственных и муниципальных органах власти зарубежных стран.

Критерии эффективности работы пресс-служб.

Электронная журналистика.

Электронная журналистика и ее разновидности. Журналистика и свойства Интернета. Особенности создания журналистской Интернет-продукции.

Гипертекстовый способ создания информации. Локальная и интернетная группы сетевых средств массовой коммуникации. Электронные версии центральных, региональных и местных периодических изданий. Классические жанры журналистики в электронных версиях газет и журналов. Преимущества онлайновых жанров журналистики.

Рынок российских СМИ.

Отношение СМИ к рынку в пределах одной страны. Появление коммерческих компаний, финансируемых рекламодателями. Концентрация и объединение компаний в частном секторе СМИ. Трансграничные сделки. Подражание зарубежным СМИ.

Маркетинговые исследования на рынке российских СМИ. Факторы, влияющие на коммерческий успех периодического издания. Рейтинги популярности российских СМИ.

Социально-демографический состав современных российских читателей. Периодические издания, предназначенные различным целевым аудиториям, на рынке российских СМИ.

Принципы анализа прессы.

Алгоритм анализа печатных изданий. Соотношение информационного, рационального и эмоционального компонентов. Учет возрастных, национально-культурных, социальных и других особенностей аудитории. Способы воздействия на аудиторию. Характеристика звеньев коммуникативной цепи.

Система жанров в СМИ.

Жанр как часть творчества журналистов. Содержательная и формальная специфика жанров. Структура жанра и ее составные элементы. Устойчивое и изменчивое. Постоянность и устойчивость структурно-композиционных и стилистических признаков жанра.

Этика и журналистика.

Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ) и основные принципы журналистской этики. Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).

IV Консультативная встреча международных и региональных профессиональных журналистских организаций в Праге в 1983 г. Принятие Международных принципов журналистской этики.

Резолюция № 1003 Парламентской ассамблеи Совета Европы по журналистской этике (1993 г.)

Международный кодекс рекламной деятельности.

Ратификация Россией международных соглашений, регулирующих принципы журналистской этики.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста. (1994 г.) Московская хартия журналистов. (1994 г.) Положение о Большом Жюри Союза журналистов России. (1998 г.) Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций. (1998 г.) Хартия телерадиовещателей. Антитеррористическая конвенция средств массовой информации. (2003 г.)

Литература по курсу

«Теория и практика массовой информации»

1. Астахов А.

Наши рекомендации