Подходы к классификации телевидения. Понятие телеканала.
Телеканал – это организованный во времени поток аудиовизуального контента, подобранного в соответствии с определенной концепцией и доставляемого с помощью определенных организационных структур и технических средств.
Под телеканалом часто понимается и само предприятие, телекомпания.
Подходы к классификации телевидения
1. Классификация ТВ по способу доставки информационного сигнала:
-эфирное (наземные сети),
-неэфирное (кабельное, спутниковое),
-широкополосное
-интернет-ТВ
-мобильное ТВ
2. Классификация по типу сигнала:
-аналоговое
-цифровое
-стандартное (SD)
-высокой четкости (HD)
3. Классификация по типу организации вещания:
-централизованное
-сетевое (все красноярские каналы сетевики)
4. Классификация по доступности для абонентов:
-бесплатное(общедоступное)
-платное
5. Классификация по охвату (географическому рынку):
-федеральное (общенациональное)
-региональное
6. Классификация по природе програмной стратегии:
-универсальное (GeneralInterest)
-специализированное (SpecialInterest)
7. Классификация по целевой аудитории:
-массовое
-нишевое
8. Классификация по типу собственности:
-частные
-государственные
-смешанные предприятия
9. Классификация по функции в производственной цепочки:
-вещатели
-производители программ
-агрегаторы
-дистрибьюторы
-операторы
№28 Музыкальное телевидение в России. Музыкальное ТВ в структуре развлекательного ТВ.
Музыкальное телевидение, несмотря на внешнюю аполитичность, часто использовалось для пропаганды выбранного государством нового политического курса. К началу 1990-х гг. было осознано влияние музыкального телевидения на формирование рынка шоу-бизнеса. Создание во второй половине 1990-х гг. специализированных эфирных музыкальных каналов МУЗ-ТВ и Эм-Ти-Ви Россия и превращение их в крупнейшие бизнес-проекты завершило процесс сращивания музыкального телевидения с шоу-бизнесом.
15 ноября 1934 г . вышел в эфир эстрадный концерт. Формирование музыкального телевидения в СССР шло параллельно с подобным процессом в странах Западной Европы и США в 1930-1950-х гг. На этапе становления, используя простые трансляционные жанры, музыкальное телевидение переводило в экранную плоскость уже существующие формы искусства.
С середины 1950-х гг. на телевидении начались первые опыты опосредованного освоения телевидением музыкального искусства, способствующие приобщению телезрителя «к процессу, к акту творчества»14, что в особенности реализовалось в связи с «феноменом Вана Клиберна»15. Творческий и политический импульсы привели к тому, что большинство самобытных форм отечественного музыкального телевидения появилось именно в это время. До сих пор используется формат «телекафе»16, выходят в эфир телепередачи «КВН» (ЦТ, Первый), «Музыкальный киоск» (ЦТ, Культура); появился первый отечественный сериал-телемюзикл «Кабачок 13 стульев» (ЦТ), ставший для советских зрителей музыкальным «окном в Европу». К исполнителям на экране добавились журналисты, музыковеды, критики. В музыкальных программах появились ведущие.
Предтечей нишевого музыкального телевидения стала телепрограмма «Веселые ребята», радикально новаторская и по форме, и по содержанию (вышла в эфир еще до перестройки в 1980 г .). Для программы был произведен и показан первый советский видеоклип.
Ко второй половине 1980-х гг., когда было отменено глушение «западных голосов», на телевидении появилась альтернатива советской эстраде – музыка «андеграунда», еще недавно запрещенная для официального воспроизведения, но расходившаяся в массовых записях с подпольных концертов. Новое музыкальное телевидение неизбежно стало символом новой политической жизни
В 1987 г . в рамках молодежной редакции ЦТ создана общественно-политическая программа «Взгляд», в эфире которой впервые на ЦТ вышел еженедельный часовой блок музыкальных клипов с логотипом Эм-Ти-Ви, а также начал выходить «МУЗобоз» в виде информационно-музыкальной вставки с фрагментами концертов и записей выступлений новых популярных исполнителей (затем «МУЗобоз» стал отдельной телепередачей). Новацией «МУЗобоза» стало рассмотрение событий в музыкальном мире в контексте общественных.
Первый национальный музыкальный канал МУЗ-ТВ начал массовое вещание на территории России 1 мая 1996 г . В первые годы существования МУЗ-ТВ эфир канала заполнялся в основном музыкой российского происхождения (более, чем на 70% - на этом основании канал получил название «национальный»). Музыкальные телепрограммы на канале в 2008 г . представлены в виде тематических подборок видеоклипов и телеконкурса «Битва за респект». В сентябре 1998 г .Биз-Ти-Ви в результате подписания контракта с международной сетью Эм-Ти-Ви Нетуоркс преобразовался в канал Эм-Ти-Ви Россия, который начал своё вещание 25 сентября 1998 г . В работе описываются музыкальные телепрограммы на канале в 2008 г .: «13 злобных зрителей» (ремаркетинг телепрограммы «12 злобных зрителей»), «СТЕРЕО утро» (видеоклипы и новости), «Домашняя вечеринка» и хит-парад «Русская десятка». В развитии российских музыкальных каналов проявляются закономерности: они созданы практически одновременно, дважды сменили владельцев – в 2002 г . и в 2007 г ., оба - эфирные. Они следуют общим тенденциям в развитии телевидения: развлекательности, ориентации на рейтинг, увеличению числа немузыкальных телепрограмм, уменьшению количества видеоклипов.
В 2003 - 2008 гг. содержание музыкальных программ на универсальных эфирных каналах идет в канве общей тенденции усиления развлекательной направленности российского телевидения. Преобладают гибридные жанры: телешоу, реалити-шоу. (Каникулы в Мексике)
№29 Телевидение и развлечение. Развлекательные телепередачи.
Развлечение - деятельность, направленная на личных потребностей и интересов. Если у человека много свободного времени, возникает потребность его интересно проводить. Такая система порождает потребительский культ ценностей. (Телевидение, Радио, Интеренет). Развлечение (ТВ) – способ манипулировать сознанием аудитории, под прикрытием развлечением. Массовая культура, благодаря телевидению внушает свои идеалы и принципы, потому что ТВ такая сфера, где технически легко передавать развлекательную форму.
Сегодня в сфере развлекательного ТВ такое разделения: инфотеймент (информируя -развлекай), бизнестеймент, culturetaiment, политеймент, wartaiment.
Развлекательное телевидение не занимается освещением, анализом, решением проблем. Главная задача развлекательного ТВ – отдых, культурный досуг, развлечение. Занимаются созданием развлекательного ТВ – актеры, режиссеры, шоу-мены, но не журналисты.
Смысловая составляющая развлекательного ТВ:
1)Смех.
2)Рассчитано на невысокий интеллект.
3)Образная и эмоциональная подача.
4)Присутствие и важность игровых элементов.
5)Отсутствует проблемность, аналитика, серьезность.
Запросы аудитории развлекательного ТВ:
1)Получение удовольствия.
2)Релаксация.
3)Снятие напряжения.
4)Уход от повседневных проблем.
5)Азарт.
Сильные стороны развлекательного ТВ: познавательность, социальное регулирование.
4 типа развлекательного ТВ: шоу, реалити-шоу, ток-шоу викторина.
№30 Реалити-шоу, телевикторины и шоу. История жанров, классификация
Реалити-шоу разделяются по принципу: отношения (Дом 2), изгнание (Последний герой), самореализация (Фабрика звезд), выявление победителя (Битва экстрасенсов).
Первое реалити-шоу «За стеклом»-2001г.
Ток-шоу Особенность состоит в коллективном обсуждении вопроса (проблемы), и принятии универсального решения. Занимает большое количество эфирного времени. На отечественном ТВ вообще этот жанр приобрел большую популярность и адаптировался. В период перестройки тесно входит в эфир. Одна из самых демократичных форм. Люди могут принимать активное участие в обсуждении проблем, стать героем передачи. Ведущий ток шоу, всегда должен находится в одном месте (в студии), обладать умом, находчивостью, сообразительностью. Основные участники ток-шоу: герой (и), ведущий, эксперты, модератор. Дискуссия, которая строиться по принципу вопросно-ответной формы = открытость жанра. Соединение журналистики и сценических приемов =>развлекательность. В таком жанре: судьбы реальных людей. Лучше подкреплять истории иллюстративным видеоматериалом. Программа должна быть строго структурирована.
1996- «Про это» (НТВ Е.Ханга)
1998-«Я сама»(НТВ, Ю.Меньшова)
По этическим критериям ток-шоу: скандальные и не скандальные.
По адресным критериям ток-шоу: женские, семейные, спортивные, музыкальные.
ТелевикториныПоявились до перестройки (детские, молодежные программы).
«Счастливый случай» -первая телевикторина 1989г. (Михаил Марфин ведущий). «Брейн-ринг»-1989г.(Автор Ворошилов, ведущим сначала был он, позже –Крюк, после него Козлов)
В телевикторине важна личность ведущего. Три типа постановки шоу: ведущий - и постоянно меняющиеся игроки (Кто хочет стать миллионером?), ведущий – постоянный набор игроков-интеллектуалов (Что?Где?Когда?), ведущий против зрителя (хз какой пример!!!).
Шоу
Скетч-шоу (набор комедийных сценок)(Даешь молодежь, 6 кадров)
Юмористические программы (Аншлаг, Кривое зеркало, КВН)
Стенд-ап-комеди – юморист взаимодействует с публикой (Камеди клаб, Камеди вумен)
Шоу (Субботний вечер, концерты всякие)
В развлекательной программе рейтинг зависит от фигуры ведущего. Она очень важна. Сейчас журналистика уходит от серьезности в развлекательность. Активно используется эпатаж как средство привлечения внимания.