Способы противостояния негативному влиянию СМИ: (по С. А. Зелинскому)

-формирование критич. мышления по отношению к получению инф-ции через сми, обретение навыков работы с инф-цией.- формирование индивида как личности (он должен уважать себя, отдавать себе отчет о поступках);- развитие сверх-идеи (например, об элитарности, собственной избранности); -совместные обсуждения (в составе коллективов, школьных классов) негативного влияния СМИ с целью обретения навыков анализировать медиатексты;- формирование представления о влиянии информац. потоков на психику человека.— знать основы общей психологии, психофизиологии, политологии, истории, литературоведению, философии. — краткое изучение теории СМК. — строго дозированный просмотр передач.

Принцип дробления информации. Если рассмотреть первую полосу крупной газеты или первые минуты новостей, заметим, что перед нами представлена «выжимка» того, о чем будет рассказано. Фрагментарное разнесение информации по разным полосам направлено на то, чтобы индивид с самого начала не был способен их объединить и понять проблему. Быстро сменяемые сюжеты в новостях приводят к тому, что человек не в состоянии выделить гл. моменты получаемого материала, и сделать критич. анализ его. У человека снижается уровень психологич. защиты и критичности, возрастает порог внушаемости.

Методы манипулирования посредством СМИ: 1. Принцип первоочередности. Даже то, что позже мы можем получить более достоверную инф-цию, не исключает подсознат. недоверия к ней, наше бессознательное будет посылать в сознание «благосклонные» импульсы от инф-ции полученной первой. Принцип успешно используется в политич. технологиях, когда в адрес конкурента засылается компромат. 2. «Очевидцы» событий. Распространенный обман, когда находятся якобы очевидцы, которые с искренностью сообщают инф-цию переданную им манипуляторами, выдавая ее за собственную. 3. Образ врага. Путем искусственного создания угрозы и накала страстей, массы погружаются в состояние схожие с измененным состояниям сознания. 4. Смещение акцентов. Что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а наиболее явно высвечивается необходимое им. 5. Использование «лидеров мнений». При совершении действий покупательного или подражательного хар-ра индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров могут выступать фигуры, ставшие культовыми или авторитетными для опред. категории населения.6. Переориентация внимания. Необходимая для сокрытия инф-ция отходит в тень «случайно» выпячиваемых событий, служащих отвлечению внимания. 7. Эмоциональное заряжение. «Зарядив» нужную инф-цию необходимыми эмоциями становится возможным преодолеть барьер разума, и вызвать в индивиде взрыв страстей, заставив его переживать. Далее вступает в действие эффект детонирования, который получает наибольшее распространение в толпе. 8. Показная проблематика. в зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой мнений у аудитории. какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то уделить повышенное внимание. Сама истина отходит на второй план. подача инф-ции посредством такой техники приводит к раздуванию несуществующих проблем. 9. Недоступность информации. Опред. часть инф-ции, нежелательная, сознательно не пускается в эфир. Если какую-либо инф-цию необходимо скрыть, для этого достаточно не пустить ее в эфир фед. каналов. 10. Удар на опережение. Заблаговременный выброс негатив. инф-ции в сфере выборов, когда данная инф-ция вызывает макс. резонанс, чтобы потом, ко времени принятия непопулярного решения, аудитория устала от протеста. 11. Ложный накал страстей. Способ манипулирования, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного мат-ла, создается ажиотаж, преподносимая информация оказывается в фаворе. Инф-ция без купюр попадает в бессознательное, занимая место для получения более правдивой инф-ции. 12. Эффект правдоподобия. основа для манипуляции состоит из известной составляющей психики, когда человек склонен верить инф-ции, не противоречащей его внутреннему «Я». 13. Эффект «информационного штурма». среди потока ненужной и бесполезной инф-ции теряется истина. 14. Обратный эффект. негативной инф-ции в адрес какого-либо деятеля так много, что она достигает противоположного эффекта, и вместо осуждения деятель начинает вызывать жалость. 15. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом. Инф-ция, кот. может вызвать нежелат. эффект, произносится обычным тоном, словно ничего странного/страшного не происходит. Ломается критичность восприятия психикой. Злодеяния на самом деле могут быть противоположными хар-ру подачи мат-ла.16. Односторонность освещения событий. дается высказаться лишь одной стороне процесса. 17. Принцип контраста. Необходимая инф-ция подается на фоне другой, негативной, отрицательно воспринимаемой аудиторией. 18. Одобрение мнимого большинства. Допустимость совершения каких-либо действий после одобрения другими индивидами. По принципу: когда мы вместе, нам уже ничего не страшно. 19. Экспрессивный удар. Должного эффекта манипуляторы добиваются транслированием ужасов соврем. жизни, что вызывает реакцию протеста и желание наказать виновных. Также акценты при подаче мат-ла могут быть сознательно смещены в сторону ненужных конкурентов или против нежелательной инф-ции.20. Ложные аналогии, или диверсии против логики. Кстраняет истинную причину в каком-л. вопросе, заменяя ложной аналогией. 21. Искусственное просчитывание ситуации. выбрасывается на рынок множество различ. инф-ции, отслеживается интерес общественности, и инф-ция, не получившая актуальность, исключается, а оставшаяся преподносится с помощью манипулятивных.22. Манипулятивное комментирование. все зависит от того, с какими комментариями преподнесен тот или иной материал23. Эффект присутствия. По типу «очевидец всегда прав». А психика аудитории полностью доверяет лицам, находящимся в гуще событий.24. Допуск (приближение) к власти. Основан принцип на чуть ли не кардинальном изменении индивидом своего прежнего мнения в результате допущения к каким-л. представителям власти, знаменит. 25. Повторение. Необходимо многократное повторение какой-либо инф-ции, чтобы она осела в памяти аудитории. 26. Правда наполовину. метод заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной инф-ции, а др. часть манипуляторами утаивается.





Наши рекомендации