Функции журналистики в формировании массового сознания
Понятие функции (от лат. Funktio – выполнение) понимается в науке двусторонне: либо как исполнение, действие, или как обязанность, назначение[20] [47, С. 140].
Функции журналистики - это совокупность ее обязанностей перед обществом и характер их выполнения, это та роль, которую играет журналистика как социальный институт социума как целого[21] [16, С. 40].
Основная социальная функция журналистской деятельности заключается в удовлетворении посредством СМИ потребностей населения в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества.
Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и общества с помощью информации, то есть знакомит с разнообразной текущей информацией об общественно-политической жизни, расширяет кругозор, обогащает его культурологическими знаниями, раскрывает актуальность и значение того или иного события.
Формирование с помощью информации общественного мнения и общественного сознания также является важнейшим заданием журналистской деятельности.
Современное общественное сознание в мире отмечается особенно высоким уровнем влияния общественного мнения на все сферы жизнедеятельности общества, начиная от глобальных политических решений и заканчивая мелкими бытовыми проблемами.
Общественное мнение является состоянием массового сознания, которое включает в себя отношение (скрытое или открытое) людей к явлениям, событиям, процессам, героям и персонажам определенного времени, то есть ко всему тому, что составляет текущую историю. А как известно, историю современности создает журналистика. Характер идей, которые в совокупности составляют общественное мнение, напрямую зависит от убеждений людей и особенностей их исторического сознания.
Общественная мысль - это система понятных и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающих в связи с ними представлений о том, что может быть законсервировано или изменено в текущей жизни[22] [32, С. 19].
Журналистика в современном мире - главный, хотя и не единственный, способ формирования и существования общественного мнения. Но рождение представлений о необходимых изменениях и процесс внедрения этих изменений невозможны сегодня без участия СМИ.
Журналистика осуществляет, таким образом, идеологическую (социально-ориентированную) функцию, это «узел со стремлением совершить глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремление, включая мотивацию поведенческих актов»[23] [46, С. 82]. Выполнение журналистикой идеологической функции относится к ее прямым обязанностям, это объективное, имманентное свойство журналистики[24] [15, С. 41].
СМИ как основное средство структуризации социальной среды призвано оказывать влияние на общественное мнение, массовое сознание целостности и зрелости, трансформируя их, таким образом, в гражданское общественное мнение. Именно такое гражданское общественное мнение становится аутентичным социальным институтом, который принимает эффективное участие в отправлении власти, являясь одним из узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества.
Это стратегическая задача СМИ относительно общественного мнения может быть реализована, когда СМИ как организационно-ценностная система вступит, как отмечает М. В. Шкондин, «как целостное явление и, несмотря на существование различных СМИ, будет формировать единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе с целью сформировать единое общественное мнение»[25] [52, С. 14].
Как рабочее предлагается определение общественного мнения как коллективное суждение людей, в котором отношение к событиям и явлениям оказывается в форме одобрения, осуждения или требования[26] [12, С. 28]. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает человеческое бытие, общественную практику людей и выступает как регулятор деятельности. Оно создается под влиянием обыденного сознания (включая социальную психологию), эмпирических знаний, а также науки, искусства, политики и, разумеется, всех источников массовой коммуникации.
Общественное мнение существует в вербальных и невербальных оценках и характеризует отношение людей к общественно значимым событиям и фактам, актуальным проблемам общественной жизни. Особенно ярко она проявляется в переломные моменты развития общества, например, в ходе межнационального конфликта.
Основными каналами проявления общественного мнения считаются: референдум, опрос населения, сборы, манифестации, всенародные обсуждения. Реализуется общественное мнение через его функции в отношении органов управления, политических структур, а именно: директивную, побудительную, консультативную, экспрессивную.
1. Директивная функция общественного мнения заключается в принятии решений, которые имеют сугубо императивный, обязательный характер. Речь идет о выборах, референдумах, собраниях трудовых коллективов, на которых принимают обязательные для выполнения всеми их членами решения.
2. Побудительная функция общественного мнения (функция давления на органы) занимает промежуточное место между директивной и консультативной функциями. Суть ее в том, что общественность в форме митингов, демонстраций, забастовок подталкивает органы управления к принятию соответствующих решений.
3. Консультативная функция общественного мнения заключается «в предоставлении советов» органам управления относительно способов и путей решения проблем.
4. Экспрессивная функция общественного мнения (широкая по своему значению) заключается в том, что общественное мнение, независимо от того, в каких условиях приходится действовать гражданскому обществу, занимает определенную позицию в отношении тех или иных фактов и событий жизни общества, прежде всего - деятельности государства.
Эффективность этих функций, максимальное использование их потенциала зависят от демократичности общества, механизмов взаимодействия субъектов власти и субъектов общественного мнения, особенностей поведения людей, авторитета общественного мнения и т.д..
Носителями общественного мнения являются отдельные личности и группы населения, ее непосредственные «выразители». В зависимости от содержания высказываний носителей общественного мнения существует несколько типов суждений: оценочные, аналитические, конструктивные. В оценочных суждениях содержится оценка отношения населения к фактам и явлениям действительности. Они являются самыми распространенными. В аналитических суждениях осуществлен анализ отношения населения к фактам действительности. В конструктивных суждениях на основании анализа и оценки программируются социальные отношения и процессы[27] [19, с. 54-58].
Общественное мнение как политический институт участвует в осуществлении власти. Путем воздействия на управленческий аппарат она является важным механизмом принятия политических решений на всех уровнях. Поскольку общественное мнение выступает орудием политики, то ее формирование является сферой борьбы за власть. В этой связи составной частью политического процесса можно считать борьбу за общественное мнение, что является важным в понимании природы и развития межнациональных конфликтов.
Учитывая значение общественного мнения в социальном управлении, трудности, возникающие в процессе ее изучения, во многих демократических государствах действуют специальные центры по изучению общественного мнения. Общественное мнение используется в урегулировании многих сфер жизнедеятельности общества. Важнейшие из них:
1. Социальные процессы, отношения: общая организация социального управления, процессов выработки, принятия и реализации управленческих решений, реализация принципов социальной политики и социальной справедливости; решение экологических проблем, организация эколого-социологического мониторинга, организация процессов функционирования трудовых коллективов и самоуправления в них, осуществление социального контроля и др.
2. Экономические процессы, отношения: регулирование отношения населения к экономическим процессам, выяснения отношения населения к экономическим реформам, изучение рынка, маркетинг, исследования эффективности рекламы и др.
3. Политические процессы, отношения: политическая деятельность в целом, проблемы реализации демократических принципов, организация выборов и референдумов, определение рейтинга политических деятелей; служба в воинских формированиях, отношение к военным блокам, организация и осуществления демократического гражданского контроля за военной организацией общества и др.
4. Духовные, идеологические процессы, отношения: организация идеологической деятельности, пропаганды, деятельность средств массовой информации; социализация, воспитание личности и др..
Общественное мнение может быть монистическим, плюралистическим и единодушным. Может выступать правильным, реалистичным или ложным, иллюзорным представлениям о действительности. В целом нынешнее состояние общественного мнения характеризуется идейной пестротой, большой эмоциональной насыщенностью. В России она соответствует обществу, что находится на пути развития демократической суверенной государственности.
Общественное мнение формируется под влиянием многих факторов как стихийно (во время общения, освоение индивидуального и коллективного опыта), так и целенаправленно. В современных обществах общественное мнение несомненно испытывает информационно-психологического воздействие многих социальных институтов: легитимных - государственных учреждений, зарегистрированных политических организаций, общественных движений, средств массовой информации и нелегитимных, осуществляющих свою деятельность вне закона, часто тайно или маскируясь под легитимные.
Но, как уже говорилось ранее, наибольшую роль в формировании и распространении общественного мнения играют средства массовой информации - совокупность современных каналов связи (пресса, телевидение, радиовещание, кино, видео, Интернет и т.п.), с помощью которых распространяется разнообразная информация в обществе. Формируя общественное мнение, средства массовой информации, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой - влияют не только на сознание, но и на поступки, групповые действия людей[28] [22, С. 43].
В России они значительно влияют на формирование общественного мнения населения. Это можно объяснить привычкой людей доверять средствам массовой информации, которые являются основным источником общественно важного информирования. Конечно, к читателю, зрителю или слушателю СМИ львиная доля информации попадает во вторичном виде, и содержит авторскую оценку ситуации, событию. Отягощенный ежедневными проблемами и заботами рядовой гражданин современного информационного общества, превращается в удобную мишень для информационного влияния, склоняясь к заданной определенной социальной группой субъективной точки зрения, умело поданной с помощью СМИ.
СМИ не только выполняют информативную функцию, выполняя роль субъекта воздействия на общественное мнение, но и инструментом, с помощью которого происходит непосредственное его формирование.
Масс-медиа не только информируют, развлекают и просвещают. Они обладают манипулятивно-управленческим потенциалом, изменяя установки, модели в поведении и восприятии действительности.
Установка - это сложившиеся под влиянием пропаганды, воспитания и опыта относительно устойчивые чувства и мотивы, вызывающие соответствующее отношение человека к идейным, политическим и общественным явлениям действительности. Установка определяет направленность действия и одновременно способ восприятии и мышления. Но различные установки не являются равнозначными для детерминации ориентаций личности и зависят от множества социальных факторов, которые соотносятся с определенными сторонами общественного бытия.
Таким образом, демократическое общество, если хочет остаться таковым, вынуждено балансировать между двумя крайностями: с одной стороны, без свободы слова отсутствует демократия, а с другой - существует опасность использования свободы слова для манипулирования массовым сознанием. Поэтому пресса должна взвешенно и критически оценивать события, а государство в свою очередь должно контролировать средства массовой информации в соответствии с конституцией и законами, чтобы нейтрализовать возможные проявления информационного вреда для своих граждан.
Слияние интересов власти и бизнеса, так или иначе, влияет на интересы частной / коммерческой журналистики, которая сегодня является активным участником информационного процесса. Когда государственная или муниципальная пресса открыто отстаивает интересы своего основателя, то частная / коммерческая нередко выступает в роли скрытого пропагандиста власти. Причем региональная пресса, в отличие от столичной, практически не может быть в оппозиции к власти через ряд обстоятельств. Поэтому владелец практически не очень проникается интересами гражданского общества и эффективности диалога с реципиентом. Поэтому в частной / коммерческой прессе наблюдается постоянное сочетание скрытых и явных целей в формировании общественного мнения, массового сознания[29] [24, С. 76].
Сегодня усиливается контроль над деятельностью СМИ. Например, администрациями областей активно проводится мониторинг прессы, фиксируются ежедневные публикации / передачи, в которых освещается деятельность властных структур. К сожалению, в региональной государственной и муниципальной прессе начинают доминировать полные идеологические функции, с помощью которых формируется мировоззрение аудитории. Таким образом, пресса не может эффективно выполнять идеологическую функцию, а ответственность за формирование общественного мнения становится частью профессиональной деятельности отдельных журналистов.
Итак, общественное мнение является важным способом выражения идей и помыслов гражданского общества. Влияние СМИ на формирование общественного мнения является значительным. Именно поэтому государство должно контролировать, чтобы это средство формирования и выражения общественного мнения не становилось средством его навязывания для достижения целей отдельных социальных групп или использования для изменения государственного строя.
Таким образом, зная, какими качествами наделены СМИ, целесообразно говорить об их свойствах, а следовательно, и о соответствующих функциях, которые позволяют поддерживать информационный порядок в обществе. В зрелом гражданском обществе гражданские качества приобретают все СМИ: государственные, партийные, общественные, коммерческие, и вопрос о статусе СМИ не возникает, поскольку его субъектами становятся «адекватные граждане» и именно гражданское общество вместе с правовым государством[30] [20, С. 54].
Анализ текущей журналистской практики четко определяет цели, которые входят в общие задачи определенной сферы идеологической деятельности. При чем их субъектами выступают не только политические организации, которые стремятся сформировать определенное мировоззрение, но и исполнительная власть. При этом пресса в очевидный или завуалированный способ большей частью выступает в роли проводника их идей, а не, как бы быть, - участника диалога и партнера в коммуникационном процессе. Доказательством этого является тот факт, что в последнее время изучаются не особенности диалога между журналистикой и аудиторией, не эффективность коммуникативной и информационной деятельности, а совсем другие явления. Сегодня основатель и владелец СМИ определяет цели воздействия, с помощью которых СМИ должны донести до аудитории определенные представления и сформировать общественное мнение по целому ряду проблем, например, по вопросам межнациональных конфликтов. При этом они не заинтересованы в изучении отношений канала информации с его основателем.
Сегодня отсутствие должного взаимодействия между государством и гражданским обществом требует предоставления государственным СМИ гражданского статуса, который гарантирует доступ к ним конструктивной оппозиции и информационное равенство для всех слоев населения. Необходимо установить информационный баланс, который удовлетворял бы, с одной стороны, интересы прессы, принимающей непосредственное участие в управлении обществом, а также органов самоуправления и контроля, а с другой - интересы государства как одного из субъектов политико-идеологической массово-информационной деятельности.
Одной из актуальных проблем, таким образом, становится саморегуляция и самоорганизация в профессиональной среде. Конструктивно влиять на гражданское сознание можно только с помощью адекватной профессиональной журналистики. При этом сами журналисты должны быть уверены в правоте идеалов гражданского общества, иметь социальную и гражданскую ответственность, активную гражданскую позицию и социальный оптимизм.
Так как носителем, выразителем массового сознания является индивид, учитывая имидж человека и личную обязанность в СМИ особое значение приобретают личности журналистов, которые в рамках своей профессиональной деятельности могут по-разному влиять на общественное массовое сознание в сложных, острых социально-политических вопросах, в том числе и в освещении межнациональных конфликтов.