Глава 29. О гадании по звездам (об астрологии (танджим)).

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этой главе говорится об отношении шариата к предсказаниям по звездам и их разновидностях. К первому виду относится вера в то, что звезды оказывают самостоятельное влияние на происходящие на земле события. Фактически, это – обожествление звезд, и мусульманские богословы единодушны в том, что такие убеждения являются великим неверием и многобожием, в котором некогда погряз народ пророка Ибрахима.

Ко второму виду относится наука, которая называется астрологией. Астрологи предсказывают события на земле по движению, сближению, расхождению, восходу или закату звезд. Это является одной из разновидностей предсказаний. К людям, которые занимаются такими предсказаниями, являются дьяволы, внушающие им то, что им угодно и что якобы произойдет в будущем. Эти деяния являются запрещенными и относятся к тяжким грехам. Более того, они являются проявлением неверия в Великого и Могучего Аллаха.

К третьему виду относится наука, называемая астрономией. Астрономы изучают положение и движение звезд для того, чтобы определять киблу, время или сезон, когда лучше всего заниматься земледелием. Некоторые богословы разрешали заниматься этой наукой, поскольку она утверждает, что положение, движение, сближение, расхождение, восход и заход звезд связаны с местом и временем и не являются причиной происходящих на земле событий. А раз так, то нет ничего плохого в том, что люди говорят или изучают это, поскольку утверждения о том, что появление и исчезновение звезд связано со временем, являются дозволенными.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихе” аль-Бухари сообщается о том, что Катада сказал: «Аллах создал эти звезды ради трех вещей: для украшения неба, для побития дьяволов и для того, чтобы по этим ориентирам путники находили правильную дорогу. Тот же, кто истолковывает это иначе, ошибается, теряет свою долю и возлагает на себя то, о чем у него нет никакого знания». [Аль-Бухари 6/211].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Что касается сотворения звезд ради украшения ими неба, то Великий и Могучий Аллах сказал: «Мы украсили ближайшее не­бо красотой звезд (или звездами) и оберегаем его от всякого мятежного дьявола»Ас-Саффат 37:6-7.

О побивании звездами дьяволов говорится во многих аятах. Еще одна функция звезд состоит в том, что они являются ориентирами, по которым путники могут найти правильную дорогу. Если же кто-либо истолковывает их иначе, то он ошибается, лишается удела и возлагает на себя то, о чем у него нет никакого знания. И это справедливо, потому что звезды являются одними из творений Аллаха, и узнать тайну их сотворения можно только от Великого и Могучего Аллаха.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Харб ибн Исмаил сообщил, что Катада не одобрял изучение лунных фаз и что Ибн Уйейна также не разрешал это. Однако Ахмад и Исхак разрешали изучать лунные фазы.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Последнее мнение является достоверным, потому что Великий и Могучий Аллах поведал о том, что это является милостью по отношению к рабам. Аллах сказал: «Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет»Йунус 10:5.

Из этого аята очевидно, что обрести эту милость можно только благодаря изучению науки о звездах. Это и является доказательством законности этого.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Абу Муса рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Три группы людей не попадут в Рай: пьяницы, порвавшие родственные узы и верящие в колдовство». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Хиббан в своем сборнике “ас-Сахих”. (Ахмад 4/399, Ибн Хиббан (1380), аль-Хаким 4/146. Аль-Хаким назвал его досто­верным, с чем согласился и аз-Захаби). [Шейх аль-Альбани (да помилует его Аллах) назвал иснад этого хадиса слабым в своей книге Даиф аль-Джами (2597), но возвел его до степени хасан ли гайрих (слабый хадис подкрепленный свидетельствами прищедшими через други пути) засчет другого свидетельства которое подкрепляет этот хадис в своей книге Сахих аль-Джами. (со слов Абу аль-Фида Аль-Кадуси)].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Мы уже упоминали о том, что астрология является одной из разновидностей колдовства. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу сказал: «Кто обучился части астрологии, тот обучился части колдовства, и чем больше одного, тем больше другого». К астрологии также относятся гороскопы, которые в наше время часто публикуются в журналах и к которым люди относятся с большой небрежностью. Это – разновидность предсказаний, изобличать которую необходимо повсеместно. Гороскопы нельзя приносить домой, нельзя читать, нельзя даже просматривать, ибо если человек просматривает их, то он совершает запрещенный поступок, подобный тому, который совершает человек, приходящий к предсказателю и не порицающий его за ослушание. Если же читатель читает гороскоп, зная созвездие, под которым он родился или которое соответствует дате его рождения, то он словно спрашивает предсказателя и совершает запрещенный поступок. Если же он поверит прочитанному, то он не уверовал в то, что было ниспослано Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Составители гороскопов относятся к предсказателям, и это лишний раз свидетельствует о том, насколько далеки сегодня люди от единобожия и насколько далеки они от понимания этой книги – “Книги единобожия”. Все это относится даже к мусульманам и даже к тем, кто проповедует Ислам.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Мудрость сотворения звезд.

2. Опровержение тех, кто утверждает что-либо помимо этого.

3. Упоминание о расхождении во взглядах ученых на науку о положении небесных тел.

4. Угроза тому, кто верит хотя бы во что-нибудь, имеющее отношение к колдовству, даже если ему известно, что это ложь.

___________________________________________

Наши рекомендации