I. Краткий конспект лекционных занятий и зад ание на семинарские занятия

П Р О Г Р А М М А

дистанционного обучения для студентов 1 курса по направлению «Журналистика» по дисциплине «Основы журналисткой деятельности»

Цель дисциплины:

Сформировать компетенции обучающегося в области журналистской практики, развивать журналистское мышление и навыки творческой журналистской деятельности.

Задачи дисциплины:

· дать представления о сущности редакционной работы журналиста как индивидуальной и коллективной деятельности, о ролевых обязанностях журналиста;

· раскрыть принципы творческой деятельности журналиста;

· показать специфику создания журналистского произведения, журналистских текстов;

· научить готовить журналистские материалы в разных жанрах для размещения на различных медийных платформах.

Тема 3. Журналистика как политический, и социальный институт

Журналистику относят наряду с государством к важнейшему политическомуинституту. Являясь его составной частью, она действует в рамках политической и правовой системы, установленной государством, решает вопросы, которые стоят перед государством. Это с одной стороны.

С другой стороны, являясь социальным институтом, служит прежде всего обществу, обращаясь к разуму и чувству людей. Ориентированная на наиболее важные в общественном отношении явления, выполняя регулирующую и контрольную функции, - все это дает основания говорить о журналистике как о влиятельном и активно действующем социальном институте, наряду с такими, как церковь, семья, культура и т.д.

Роль, которая возлагается на журналистику, предполагает наличие гласности, плюрализма мнений и свободы масс-медиа.

Гласность - это политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

Плюрализм – это свобода выражения мнений, убеждений.

Свобода масс-медиа – это конституционная гарантия функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Закон о СМИ трактует о том, что в РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежит ограничениям.

Таким образом, свобода – это возможность действовать со своими целями и интересами, это необходимое условие обеспечения социальных прав человека.

В связи с этим встает вопрос о высокой гражданской ответственности журналистики, что относится каждому, кто принадлежит к данной профессии.

Основное требование, которое предъявляется к журналистам:

· соблюдение объективности в оценке событий, выводах и прогнозах,

· отсутствие предвзятости в освещение происходящего, беспристрастное отношение к нему

· способность и возможность высказаться независимо и правдиво

· соблюдение нравственности и морали.

Эта проблема имеет значение первичной важности. Она оказалась в перечне проблем, связанных с обеспечением гуманитарной безопасности. Дело в том, что сама журналистика все более шаблонно-технической, целые ее блоки заимствуются из сетевого пространства. Особую опасность представляют для общества внедрение искаженных моральных стереотипов, что не лучшим образом сказывается особенно на подрастающем поколении.

Семинарские занятия по теме

1 Оценить структуру редакции СМИ, его устав и другие нормативно-правовые документы (на выбор студента).

Тема 8. Информация в журналистике и ее виды
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности,создает свое произведениеи фиксирует его текстна каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Виды информации:

По способам восприятия: визуальная, аудиальная; по форме представления: текстовая, числовая, графическая., звуковая.

По общественному значению: массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая), специальная (научная, производственная, техническая, управленческая), индивидуально-личностная – включающая в себя знания, умения неповторимый и уникальный личный опыт, чувства, интуицию, прогнозы и планы.

Термин «информация» в журналистике означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналис­тика аудитории.

В теории журналистики применяется понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение»). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме инфор­мации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, ин­формация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журнали­стики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется вы­бор термина «средства массовой информации» для журналистики как со­вокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает сле­дующий смысл:
• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, про­фессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории

• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспече­ние ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в раз­ных сферах жизни;
• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой ак­тивной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечелове­ческим суждениям нормам;
• доступность информации для массы (бесплатное поступление ин­формации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), про­стота формы, способствующая легкому усвоению;
• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) ин­формации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, ра­бота на общественных началах и т.д.).
Структура массово-информационной деятельност:.

-Сбор
-Обработка
-Компоновка .
-Передача
- Восприятие информации.
- Использование.

Источники информации.

1. Люди как источник информации – свидетели тех или иных событий, специалисты по определенному вопросу, люди, чье мнение может оказаться интересным для читателей, зрителей или слушателей.
Алгоритмы работы с ними таковы:
Интервью— наиболее часто употребляемый в журналистской прак­тике метод получения информации при подготовке публикаций практиче­ски всех газетных жанров. Характерная черта метода интервью заключает­ся в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важ­ные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и вы­слушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления.
Беседа,как и интервью, является непосредственным речевым обще­нием автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопро­сы могут задавать друг другу оба собеседника — журналист и обладатель информации. Именно последний момент резко отделяет интервью от бесе­ды как метода получения информации. Выступая равноправными собесед­никами, журналист и тот, с кем он беседует, выступают равноправными участниками речевого действия, могут в одинаковой мере влиять на ход и содержание беседы. Естественно, в силу этого журналист-собеседник, в отличие от журналиста-интервьюера, может получить гораздо более не­предвиденный результат своей беседы.
Опрос— это метод получения информации, когда журналист пыта­ется выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процен­тов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относи­тельно предмета опроса.
Анкетирование— метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обосно­ванный ответ на те или иные вопросы. Однако в силу определенной гро­моздкости и трудоемкости он применяется в журналистике -относительно редко по сравнению с другими методами получения информации.
2.Документы.
Этот метод является одним из наиболее распространенных в дея­тельности журналиста. Понятие документ происходит от латинского «documentum» («доказательство», «поучительный пример»). В настоящее время под документом понимается, прежде всего, письменное свидетель­ство о чем-либо. Но есть и другие толкования документа. Выделяется не­сколько типов документов по разным основаниям. Так, по типу фиксации они могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и ки­нопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По ти­пу авторства - официальные и личные. По степени близости к объекту ото­бражения - первоначальные и производные. По степени предназначенно­сти для печати - преднамеренно созданные и непреднамеренно. По сфере деятельности, породившей документ, - бытовые, производственные, госу­дарственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.
Существуют разные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту. Основные методы, описываемые специалистами, представляют так на­зываемые традиционные и формализованные методы. Традиционные ме­тоды, или как их еще называют - качественные, составляют основу журна­листского исследования документов. Эти методы преломляются в понима­нии исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полу­ченных таким образом сведений. Интерпретация осуществляется как срав­нение содержания документа с определенными критериями, соотносящи­мися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных до­кументов (например, подшивки газет) по определенным параметрам. Кон­тент-анализ - это трудоемкий научный метод, и применяется в журнали­стике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
3.Окружающая действительность.

Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании дейст­вительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Оно базируется на общих, значимых и для других сфер деятельности основаниях: систематичности, целенаправленности, последовательности.
Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культур­ные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации.
Существует несколько видов журналистского наблюдения. Их можно классифицировать по разным основаниям, например, способам органи­зации, предмету, характеру интересующих наблюдающего сведений. По первому основанию наблюдения подразделяются на открытоеискрытое. Особенностью открытого наблюдения является то, что журналист, открыто заявляет о своей цели, о редакционном задании, может сообщить и о том, как он его будет выполнять, какая ему может потребоваться помощь со стороны уча­стников действа. В отличие от открытого, скрытое наблюдение характеризуется тем, что журналист в течение определенного времени (или никогда) не сообща­ет окружающим его людям, за действиями которых он наблюдает, что он является журналистом и собирает необходимую ему информацию, а также о том, какого рода сведения его интересуют. Скрытое наблюдение может применяться при изучении, например, конфликтной ситуации в каком-то коллективе или при проведении журналистского расследования.
Особенности журналистского наблюдения могут быть предопреде­лены и таким фактором, как степень его участия в том событии, за кото­рым он ведет наблюдение. По этому основанию наблюдения могут быть разделены на включенныеиневключенные. В первом случае журналист становится участником событий и выполняет в событии свою нежурналистскую роль. Невключенное наблюдение пред­ставляет собой изучение какой-то деятельности со стороны.
В зависимости от условий изучения предмета, на который направле­но внимание журналиста, наблюдение может оказаться прямыми косвен­ным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать непо­средственно, другие же — в силу их удаленности, скрытости и других ус­ловий — лишь опосредовано, используя косвенные данные.
По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковре­менныеидлительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций; в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, применяется длительноенаблюдение.
Правовые и этические нормы работы с источниками.
Конституции, п. 4, 29 статьи которой гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». То же дублируется в «Законе о СМИ».
Право журналиста:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

Статья 38 статья этого же Закона, которая декларирует право граждан на получение информации через СМИ, и обязывает предоставлять информацию:
- по запросам редакций;

- на организованных ими же самими пресс-конференциях;

- в своих рассылках справочных или иных материалах;
- да и в любых других формах, в зависимости от собственной испорченности.
Соблюдение этики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (принят в 1994 г.):

- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Охрана прав и законных интересов личности.
-Тайна переписки,

- неприкосновенность жилища,

- презумпция невиновности

- исключение дискриминации по расовому, национальному, половому признакам,
- не­прикосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребнос­ти, в том числе - потребности в информации,

- права на свободу убеждений,
- выражение взглядов и мнений,
- получение и распространение информа­ции
Действующее Российское законодательство ограничивает свободу по 4 позициям:

1. Это обязанность в установленных законом случаях помещать обязательные сообщения в СМИ. В частности, ГК РФ обязывает редакцию СМИ публиковать опровержение не соответствующих действительности сведений; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» обязывает электронные СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир кандидатам и избирательным объединениям.
2. Законодательные запреты на сбор и распространение информации определенного рода. Большое количество таких запретов содержит Конституция РФ. Так, ст. 21 содержит запрет на умаление достоинства личности; ст. 24 - на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; ст. 29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ст. 49 закрепляет принцип презумпции невиновности. Кроме того, ст. 44 Конституции гарантирует защиту интеллектуальной собственности, что также налагает на редакции СМИ и журналистов определенные ограничения. Множество подобных ограничений, касающихся сбора и распространения информации с помощью СМИ, содержится в других законодательных актах (ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», ФКЗ «О чрезвычайном положении, ФКЗ «О военном положении»).
К числу таких ограничений можно отнести обязанность хранить государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, распространяющуюся на тех, кому она была доверена в специальном порядке. Ограничения на осуществление определенной деятельности, которые также могут затрагивать СМИ. К их числу относится регистрация СМИ, которая по своему содержанию является разновидностью разрешительной системы. И лицензирование частот.

Тема 9. Жанровое многообразие журналистских произведений
ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость).Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.
Информационные жанры.

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
2. Заметка (информация).Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.

· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах

· Аннотация - предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания).

· Мини-рецензия - представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том.

· Блиц-портрет - содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.

· Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентиро­ваны на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

· Мини-совет - обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

3. Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчетсодержит изложение фактов в хронологическом порядке,
5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
6. Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
7. Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие гла­зами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
8. Блиц-опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам..

9.Информационная корреспонденция - отличается от заметки бо­лее детальным и более широким освещением предмета. Таким пред­метом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на повер­хности параметры отображаемого явления.

Аналитические жанры

Отчет.Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, рай­она, страны.

Корреспонденция. Содер­жит в себе сообщение о событии, явлении. Одна­ко само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает пред­ставление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирова­ние его развития и т.д. В силу этого автор аналитической коррес­понденции неизбежно использует теоретические методы позна­ния — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

Интервью.Кроме того, содержит и анализ факта, отве­чая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде все­го в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицоАналитический опрос.Есть общее с развернутым комментарием. В одном тексте объединяются нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.

Беседа.Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Употребляется тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается момен­тальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументирован­ного и квалифицированного «препарирования».

Комментарий.

Социологическое резюме.Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публика­циях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто пуб­ликовать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней ана­литического осмысления предмета отображения в резюме.

1. Анкета.Анализ анкеты. Жанр позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

2. Мониторинг.«Слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» како­го-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию раз­вития этого явления

3. Рейтинг.Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных мето­дов — аналогии и сравнения.

4. Рецензия -это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

5. Статья -жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

6. Общеисследовательская статья –общезначимые, широкие вопросы.

7. Практико-аналитическая статья –актуальные практические про­блемы промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства,культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр

8. Полемическая статья –спор, короче.

9. Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

10. Обозрение.Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуа­циями, возникшими проблемами.

11. Обзор СМИ.

12. Прогноз.Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода:

13. Метод Экстраполяции –проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее.

14. Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных призна­ков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

15. Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что слож­ные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда фак­торов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

16. Версия.Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

17. Эксперимент.Искусственная, специально организованная самим жур­налистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.

18. Письмо.«Дорогая редакция…».

19. Аналитический пресс-релиз.Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поста­вивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаи­мосвязи между возможным удовлетворением потребностей, кото­рые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.

Семинарские занятия

Сделать обзор программ одного из теле или радиоканалов, дать оценку.

II. Темы курсовых работ

1. Жанровая характеристика газеты (журнала).

2. Выразительные средства в творчестве одного журналиста.

3. Выразительные средства в качественной и массовой прессе.

4. Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.

5. Аналитические жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.

6. Трансформация жанра (-ов) в современных СМИ.

7. Особенности кратких сообщений в газете.

8. Структура редакции, ее построение.

9. Информационный выпуск на телевидении.

10. Интернет-сайт, его особенности.

11. Пресс-служба, организация ее деятельности.

12. Районная газета в системе СМИ

13. Система региональных СМИ

14. Информационная заметка в газете.

15. Современный репортаж в СМИ.

16. Жанр корреспонденции в качественной прессе.

17. Жанр интервью в газете.

18. Журналистское расследование: жанровые особенности.

19. Комментарий как форма публицистического выступления.

20. Аналитический отчет как жанр периодической печати.

21. Статья как жанр аналитической журналистики (другие отдельные аналитические жанры по выбору).

22. Художественно-публицистические жанры в периодической печати.

23. Жанр очерка в творчестве одного журналиста.

24. Зарисовка как жанр журналистики.

25. Фельетон как жанр.

Цель контрольной работы– глубокое, всестороннее изучение на теоретическом и эмпирическом уровне определенной темы, связанной с журналистскими текстами разных жанров в том или ином СМИ, их системы и структуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Требования к выполнению и представлению результатов курсовой работы

Контрольная работа является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы студента и должна соответствовать следующим критериям:

· Полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы.

· Уровень овладения методикой исследования.

· Научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций.

· Научный стиль изложения.

· Актуальность и степень разработанности темы.

· Творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах.

· Правильная структурированность разделов работы.

· Степень соответствия оформления государственному стандарту.

· Своевременная сдача на проверку.

Контрольная работа выполняется печатным текстом на бумаге формата А4.

Текст набирается через 1,5 межстрочных интервала, высота букв должна

Наши рекомендации