Статья 2. Военная служба. Военнослужащие.

1. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в создаваемых на военное время специальных формированиях (в ред. Федерального закона от 25.02.2002 № 116 – Ф3).

2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

3. Граждане, проходящие военную службу по контракту, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом.

4. Граждане, проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ (п.4 введен Федеральным законом от 07.11.2000 № 135- Ф3).

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

- Федеральные законы: - «Об обороне» № 61-ФЗ от 1996 г.;

- «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 1998 г.;

- «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» № 31-ФЗ 1997 г.

- Постановление правительства российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учете» от 25 декабря 1998 № 1541.

- «Инструкция по ведению воинского учета в организациях» генерального штаба ВС РФ 2000 г.

- «Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».

Утверждена постановлением Межведомственной Комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. № 144.

Цели и задачи воинского учета

Общие положения.

Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Функционирование системы воинского учетав Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Плановые проверки организации по вопросам ведения воинского учета осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными целями и задачами воинского учета являются:

- Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- Документальное отражение сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

2.2. Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету.

Воинскому учету подлежат граждане:

- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе.

Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет:

- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учетной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, определен в приложении к Положению о воинском учете (слайд. Прилож. N2%).

Не подлежат воинскому учету граждане:

- освобожденные от исполнения воинской обязанности ;

- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

- отбывающие наказание в виде лишения свободы;

- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

Обязанности граждан по воинскому учету изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» и в «Положении о воинском учете» утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 ( Прилож. №1 с. 10)

Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаются удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).

Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном порядке федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет в отставку и снимаются с воинского учета. (Слайд. Прилож. №10).

Наши рекомендации