Один эпизод жестокости белых.

4-5 летнюю Маликэ апа лошадью хотят растоптать, а лошадь на нее не ступает. Об этом нам с сыном Ильясом рассказывала Маликэ апа сама.

Ещё несколько слов об отце и матери.

Отец очень любил детей. Новорожденных в течении первой недели обнюхивал, говорил, что они очень сладки и ночью спать укладывал с собой. Противозачаточных средств тогда не было. Отец категорически был против абортов. Это же убийство человека считал отец, и это очень большой грех. Это так же проивопоказано здоровью женщины. «Слава аллаху, после каждого рождения ребенка у нас усиливается взаимная любовь» - успокаивал маму отец.

Все-таки, когда я была младенцем, а мама была в положении с Раисом, мама с отцом были в Перми у врача, который убедил делать аборт. Врач посадила маму с отцом друг против друга и убедила маму не делать аборты, поскольку это опасно и рискованно. Отец как-то меня сводила в Пермь и показал немое кино. Возможно в эту поездку.

Сейчас о каждом члене семьи отдельно.

Юныс абый 1913 г.р.

Старший сын в этом браке. Маме тогда вроде и 16 лет не было. В Сарашском ТБУМ-е оканчивал 7 класс. Или 10 класс что ли. Был способный, учился очень хорошо. Много раз стремился поступить в ВУЗы. В любом учебном заведении ему отказывали, т.к. он сын муллы. По моему его первоначально из педтехникума прогнали. С первой любовью Гайшей желал учиться. Гайшэ с годами выучилась и стала учительницей. Про те периоды, когда его прогоняли из учебных заведении со слезами на глазах он рассказывал мне. Из Сибири он писал мне на русском языке стихи. Стихотворение «Стране нужен сталь» особенно мне запомнилось. Посылал даже статьи, напечатанные в Сибирских газетах. Очень сожалею, что не сохранила эти записи. Плохо одетый, голодный даже если бы не прогоняли, он не смог бы учиться. В разных местах перебивался случайными заработками, был в крайней нужде. В периоды, которые я помню, он очень редко приезжал в родительский дом. Помню один эпизод, когда он приехал домой. Мама накрывала детям стол из того, что наскребла. Юныс абый подошел к столу, посмотрел на все и говорит: « Мама, я знаю, как вам трудно, не смог ничего вам привезти. Обделять детей не могу, немного отдохну на печке». Мама его уговаривает: « Ты наверно стесняешься попрошайничать у Солтанай, взрослый парень ведь ты уже. Куда-нибудь подальше уходи попрошайничать. Об учебе не думай, муллой не станешь. Поклевывая вороной не станешь». Юныс говорит: « Мама, меня не только в Сараше, у Солтанай, даже в Барде знают. Обойду-ка СССР, может найду работу, чтоб не умереть с голоду, быстро не смогу вернуться, уж не обессудьте» сказал и ушёл. И вправду, он не скоро вернулся. Мы с Раисом часто скучали по нему и плакали, вспоминая, почему же мы ему не давали свою долю еды, когда он на печке голодный отдыхал. В тот период я не помню, где, в какой деревне, мы жили. Очень высокий дом был. На печь на полати нужно было забираться лестницей. Никаких вещей, мебели, в доме не было. Возможно, распродав на торгах все наши домашние вещи, одежду, позволили нам жить в нашем доме. Об этом возможно помнит Сэкинэ апа. Вот после этого ухода Юныс абый 41 году приехал к нам на Сабан-Туй в деревню Никкилдем. Отчим Шаймордан с матерью его повезли к дальним родственникам Шаймордана на Сабан-Туй в деревню Кетне.

Я из приехала из Параньги, чтобы присмотреть за домом и увидеть Юныс абый. Пока я приехала, они уже в Кетне уехали. Мы в Никкилдеме не знаем даже, что началась война. Юныс абый пришедший забрать документы увидел меня и сказал: «Сестренка, у меня нет ни минуты времени, я военнослужащий запаса и срочно должен вернуться в Сибирь и из своего военкомата отправиться на фронт» - сказал и ушел. Через неделю пришло письмо из фронта. До 1944 года от него письма приходили. Очень оптимистичен. Умело писал. Потом письма перестали приходить. Потом в 46 или 47 году стали приходить письма. Попав в окружение, они стали пленными. Даже после войны их не освобождали. После освобождения он 3 раза приезжал к нам. Один раз приезжал с женой Маръям. Другой раз с дочерью Аклима. И третий раз один приехал. Как то раз его сын Гапделбэр с женой приезжал на Сабан-туй. Его жена башкирка, сам Гэптелбэр очень похож на нашего Раиса. В последние годы в Йошкар-Олу приезжал два раза. Мама была жива тогда. Приглашали меня, но не смогла. Жена Юныса абый Марьям старше его. А вторая жена Тязкирэ была моложе.

Наши рекомендации