Позиции сторон касательно правительства Башара Асада

С самого начала сирийского конфликта Правительство России находится всецело на стороне Башара Асада. Россия поддерживает Асада и сохранение его у власти является одной из целей присутсвия нашей страны в сирии. Позиция Америки в данном вопросе диаметрально противоположна - она сфокусирована на смещении режима Асада что рассматривается как предварительное условие урегулирования сирийского кризиса и как можно более скором создании нового временного правительства.

В чем есть корень данной проблемы: Россия выступает за Асада не просто как за личность, а как за легитимного президента страны. Правительство Асада поддерживает часть сирийского населения, что подтверждается данными иностранных разведслужб и результатами выборов 2014 года на альтернативной основе, отмеченных беспрецедентной явкой избирателей, в том числе сирийских экспатриатов. Смещение его с занимаего ныне поста является прямым нарушением суверенитета государства. Россия в данном вопросе уверенно стоит на том что народ Сирии в праве самостоятльно путем всеобщего равного тайного голосования решать кто будет управлять страной. Передача власти должна проходить легитимными методами, а условия переходного периода должны быть приняты всеми участниками конфликта. Позиция американского руководства в рамках рассматриваемого вопроса такова: режим Асада есть кровавая диктатура именно он является причиной того что началась гражданская война в Сирии, именно он в ответе за “худшую гуманитарную катастрофу в двадцать первом веке”, и пока не создастся переходное коалиционное правительство (без участия Асада) говорить об урегулировании сирийского кризиса не приходится.Запад не признал итогов выборов в Сирии, на которых Башар Асад получил 88 % голосов «Мы осуждаем поддельные президентские выборы 3 июня: у Асада нет будущего в Сирии», — говорится в коммюнике по результатам рабочего ужина в Брюсселе. Впрочем, Вашингтон заранее говорил о том, что эти выборы не признает.

Требования Америки об отсавке Асада являются по мнению российского правительсва иррациональными и деструктивными, поскольку действия по направлению к нарочитому разрушению государственных структур власти могут привести к патовому положению в стране. Как отмечал президент Путин, в этом случае сирийская власть и оппозиция попросту поменяются местами, но вооруженная борьба продолжится. Позиция России в данном вопросе базируетя на опасении о том что с смещением легитимного президента Башара Асада сирия трнсформирутся до состояния соврменной Ливии и в таком случае не придется и говорить о эффективной борьбе правительственных войск с ИГ*. Таким образом, легитимность нынешней сирийской государственной власти и опасения за последствия ее смещения есть ключевые причины по которым российское руководство настаивает на сохранении до поры до времени режима.Касательно данного вопроса в Америке преобладает диаметрально иная точнка зрения: режим Башара Асада не является лучшей альтернативой нежели ИГ*.

"Дело в том, что, даже имея общего врага, а враг этот – запрещенная в России террористическая организация "Исламское государство", мы с американцами друзьями все равно не станем. Поскольку после того, как этот враг будет уничтожен, в любом случае мы и США столкнемся уже с конфликтом вокруг того, кого поддерживать во власти в Сирии – Башара Асада или, как говорят американцы, умеренную оппозицию", — пояснил Иванов. Он также подчеркнул, что "речь идет о временном союзе".

Однако Вашингтон даже сделал красивый жест в сторону хозяина Дамаска - сказал, что больше не считает его уход своим "приоритетом", - пишет Арно де ля Гранж в статье-передовице для Le Figaro.[11]

До сих пор администрация Трампа избегала поднимать тему президента Сирии Башара Асада и его «режима». Официальной политикой США в Сирии по-прежнему является поддержка переговорного процесса, возглавляемого сирийцами, в рамках которого между официальным Дамаском и оппозицией будет создано приемлемое для всех сторон переходное правительство.

3.2 Связи с оппозицией

Одним из основовполагающих противоречий в политике США и Росии в рамках сирийского конфликта является вопрос отношения к оппозиции. С самого начала включения в конфликт Россия поставляет оружие сирийской армии в соответствии с ранее подписанными контрактами. Российские инструкторы оказывают содействие сирийским военнослужащим в использовании поставляемой техники.Америка же выступает на стороне оппозиции финансируя ее вооружение и военную подготовку. На Западе в общем и целом превалирует мнение о том что Асад вместо борьбы с ИГ стремится уничтожить умеренную оппозицию, чтобы заставить мировое сообщество смириться с его режимом как единственной альтернативой радикальным исламистам, а Россия ему в этом помогает. российская дипломатия и пропаганда широко оперируют тезисом, что никаких реальных сил, кроме ИГ и Асада, в Сирии нет.

Однако,встав на защиту оппозиции Вашингтон не смог обеспечить свои национальные интересы. Просчет заключатся в переоценке положительных качеств оппозиции которая по представлениям США должна была перестроить режим диктатуры на либерально-демократический лад. По данным Т из 100 тыс. повстанцев, насчитывается около 10 тыс. боевиков-приверженцев глобального джихада. В их числе иностранные наемники и сторонники Аль-Каиды. Ещё около 35 тыс. радикальных исламистов ориентированы исключительно на войну внутри Сирии, а не на широкую международную борьбу. И ещё как минимум 30 тыс. повстанцев относятся к умеренным исламистам. Это говорит о малом количестве сторонников нерадикальных или как принято называть умеренных оппозиционных группировок.

В этом и заключается основная проблема: представения о том какие оппозиционные группировки можно считать умеренными а какие террористическими у двух рассматриваемых держав разнятся. И вопрос этот дейсвительно непростой так как фактически в Сирии после отделения ДАИШ от Аль Каиды всегда будет трудно отличить настоящих террористов, таких как "Джабхат Фатах аш-Шам", связанных с "Аль-Каидой", от "умеренных" оппозиционных группировок, которые сражаются бок о бок с ними. Например, несмотря на риторику представителей ССА за пределами Сирии о враждебности к Аль-Каиде и Джебхат-ан-Нусра ее сирийскому филиалуЭ, под вывеской «Сирийской свободной армии» действуют очень часто именно отряды Джебхат-ан-Нусра и их союзники. Такие исламские формирования как «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам российское правительство считают террористами в то врмя как Умеренная оппозиция Сирии поддерживаемая США считает их своими союзниками. Данное противоречие является клчевым так как именно оно в некотором смысле тромозит борьбу с терроризмом, так как каждый раз когда Россия наносит удар по позиции анНусра Америка

3.3 Выполнение договоренностей

Одна из сравнительных черт в политике РФ и США является выполнение достигнутых между сторонами договоренностей.

Дело в том что по окончанию холодной войны Америка долгое время фактически не имела равных соперников и была единственной мировой сверхдержавой. Американский Госсекретарь того времени Кондолиза Райс сказала свою знаменитую фразу: «США ни перед кем в мире не обязаны отчитываться в своих действиях». Сейчас когда общество входит да и уже вошел в качественно иную парадигму мирового порядка они все еще зачастую поступат исходя из этого положения, действут в одностороннем поряке без учета мнения ООН. Так было в Ираке в 2003 году, в Югославии, так случилось и в Сирии. Исходя из этого же положения накрепко сидящего в американской ментальности правительство США зачастую не соблюдает тех договоренностей которые по средствам длительных и тернистых переговоров достигаются с официальными преставителями РФ. Подтврждением тому является опубликованный министерством иностранных дел России отчет о выполнении договренностей США и России по урегулированию сирийского конфликта.

-сентябрьских договоренностей, в докладе, в частности, отмечается, что "ВКС России в одностороннем порядке продолжали удары по объектам "Джебхат ан-Нусры" и ИГ осуществляя в среднем 50 самолетовылетов в сутки, 140-150 ударов. В то же время ВВС США удары по объектам "Джебхат ан-Нусры" не наносят, а по ИГ осуществляют 12-15 самолетовылетов в сутки, 8-10 ударов. "Взаимодействие между РФ и США в борьбе с "Джебхат ан-Нусрой" и ИГ не началось, что способствует удержанию террористами значительных территорий, а также введению наступательных действий против правительственных войск

-Договореннось которая была достигнута между Россий и Америкой касательно создания Кроме того, приводятся факты, касающиеся создания Совместного исполнительного центра России и США (СИЦ) не были достигнуты так как по указанию из Вашингтона американские специалисты прибыв в СИЦ отказались даже н приступив к работе .

-Договоренность касательно режима пркращения боевых действий также не соблюдалась со стороны США: в то время как российская сторона организовала мониторинг выполнения договоренностей с применением видеокамер и беспилотных летательных аппаратов. США принебрегло мониторингом за соблюдением рпбд умеренной" оппозицией. "С 12 по 19 сентября 2016 года отряды умеренной оппозиции нарушили РПБД 302 раза. Потери гражданского населения составили: погибшими 83 человека, ранено 252 человека. Кроме того, потери правительственных войск составили - 153 человека"

-В документе отмечается, что сирийские правительственный войска дважды - 15 и 16 сентября - начинали отвод подразделений от дороги Кастелло, что также было предусмотрено российско-американскими договоренностями. В то же время США и коалиция не обеспечили аналогичные шаги по отводу со стороны оппозиции. В результате "не обеспечена безопасность проводки гуманитарных конвоев ООН в Алеппо".Кроме того, не было обеспечено развертывание оппозицией КПП на дороге Кастелло, из-за чего оказалась "сорвана проводка гуманитарных конвоев ООН".

-Гуманитарный доступ в Алеппо

Благодаря усилиям Москвы и Дамаска организовано "7 пунктов пропуска для выхода мирных граждан из Алеппо и один пункт пропуска боевиков с оружием", согласовано прохождение гуманитарных грузов ООН. "Отряды оппозиции заминировали все проходы для выхода из Алеппо. Организовали репрессии против жителей, пытающихся покинуть город, - подчеркивается в документе. - Лидеры оппозиционных групп отказались пропустить гуманитарные конвои ООН". Как итог - мирное население "осталось без продовольствия, медикаментов и возможности покинуть город".

Наши рекомендации