Для слушателей заочного обучения

обучающихся по специальностям:

40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки уголовно-правовой узкая специализация: (деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; деятельность участкового уполномоченного полиции);

44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения;

40.05.02 Правоохранительная деятельность, (специализация оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; специализация административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность участкового уполномоченного полиции);

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.

Москва 2017

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

Кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях

учебно-научного комплекса специальной подготовки

«Утверждаю»

Начальник кафедры Д ОВД в ОУ подполковник полиции

_____________ А.Х-А.Пихов

“___” __________ 2017 г.

Солдатова О.В.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

для слушателей заочного обучения обучающихся по специальностям:

40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки уголовно-правовой узкая специализация: (деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; деятельность участкового уполномоченного полиции);

44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения;

40.05.02 Правоохранительная деятельность, (специализация оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; специализация административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность участкового уполномоченного полиции);

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.

Обсуждено на заседании кафедры

«26» сентября 2017 года

Протокол № 2

Москва 2017

Аннотация

Планы семинарских занятий по темам курса «тактико-специальная подготовка» составлены для слушателей заочного обучения в соответствии с ФГОС и рабочими учебными программами, по которым ведется обучение. Данные методические указания нацеливают слушателей на изучение ключевых проблем курса тактико-специальной подготовки, содержат учебные задания, списки рекомендованной литературы.

Темы семинарских занятий, ровно как и вопросы к ним, одинаковы для групп любых специальностей и факультетов.

Семинарские занятия – форма занятий, при которой преподаватель работает отдельно с каждой учебной группой, а не со всем потоком, как на лекции. Как правило, на семинарских занятиях происходит устное обсуждение заранее заданных слушателям вопросов по курсу дисциплины. Также на семинарах возможно проведение контрольных опросов и контрольных письменных работ.

В планах семинарских занятий для каждого занятия приведены:

· общая тема занятия;

· три – пять основных вопроса (которые, как правило, соответствуют вопросам на зачете и экзамене);

· несколько (от семи до двадцати) более конкретных вопросов для обсуждения (контрольных вопросов); эти вопросы требуют более детального погружения в материал занятия; они могут быть также предложены для контрольного письменного или устного опроса;

· список основных понятий, то есть терминов, знание которых необходимы курсанту для усвоения данной темы; эти основные понятия могут быть также предложены для контрольного письменного или устного опроса;

· темы рефератов или докладов по изучаемой теме;

· нормативные правовые акты, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемые для изучения темы семинара.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: получение слушателями знаний, формирование умений и навыков, позволяющих им решать задачи органов внутренних дел в особых условиях (кризисных ситуаций).

Задачи дисциплины:

подготовить специалиста-выпускника для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с квалификационной характеристикой;

обучить слушателей умелым действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач в кризисных ситуациях;

вырабатывать постоянную готовность к решительным и умелым действиям по пресечению противоправных проявлений, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

обучить тактике действий при чрезвычайных обстоятельствах сотрудников органов внутренних дел в составе функциональных групп и оперативной группировке;

сформировать высокую психологическую устойчивость обучаемых, развивать у них бдительность, наблюдательность, память и другие профессионально-психологические качества необходимые для решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

обучить слушателей приемам и способам обеспечения личной безопасности в различных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл.

Модуль. Специальная подготовка. С.3.1.22.01

Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, современных достижений науки и практики в деятельности ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности.

Тактико-специальная подготовка тесно связана с другими учебными дисциплинами, направленными на подготовку сотрудников для деятельности в повседневных и в особых условиях, и реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России.

Это достигается предварительным изучением обеспечивающих дисциплин на знаниях и умениях, которых базируется «Тактико-специальная подготовка», а именно позволяющих им давать юридическую оценку административных проступков, уголовных преступлений, обращаться с оружием, устранять задержки при стрельбе, пресекать противоправные действия с помощью табельного оружия, вести непосредственное силовое единоборство с активно сопротивляющимся правонарушителем, используя специальные средства, приемы самозащиты и задержания в служебно-оперативной и служебно-боевой деятельности.

К ним относятся следующие дисциплины: «Конституционное право», «Административное право», «Уголовное право», «Криминалистика», «Правоохранительные органы», «Основы управления в органах внутренних дел», «Специальная техника в органах внутренних дел», «Огневая подготовка», «Физическая подготовка» и «Основы личной безопасности».

Дисциплина изучается по целям, задачам и относится к завершающей процесс формирования специалиста в профессиональной компетенции.

Для изучения дисциплины, обучаемые должны:

Знать:

-нормативно-правовые основы деятельности полиции;

-обязанности сотрудников органов внутренних дел;

-права и обязанности нарядов полиции по предупреждению и пресечению преступлений;

-основные элементы организации патрульно-постовой службы;

-порядок применения физической силы и специальных средств;

-правовые основы и порядок применения огнестрельного оружия;

-меры безопасности при обращении с оружием и специальными средствами;

-порядок подготовки документов управления и связи.

Уметь:

-пользоваться штатными средства связи;

-проводить наружный досмотр подозреваемого;

Владеть:

-приемами тактической стрельбы из штатного оружия;

-приемами задержания преступников;

-тактическими приемами личной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач;

-приемами управления силами органов внутренних дел с применением современных информационных технологий и средств связи в кризисных ситуациях.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

- способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7);

- способностью выполнять служебные обязанности по обеспечению законности и правопорядка (ПК-9);

- способностью участвовать в пресечении и раскрытии правонарушений и преступлений в качестве специалиста (ПК-10);

- способностью применять при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, используемую в деятельности пра­воохранительных органов (ПК-14);

- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в служебной документации (ПК-15);

- способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-17);

- способностью планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-18);

- способностью принимать оптимальные управленческие решения
(ПК-19);

- способностью осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности (ПК-21);

- способностью анализировать структуру и содержание информационных массивов и информационных про­цессов на предмет выявления угроз безопасности (ПК-28);

В результате изучения дисциплины слушатель заочного обучения должен:

Знать:

- структуру, состав и задачи органов внутренних дел и тактические основы их применения (ПК-17, ОК-4);

- основы правового и организационного регулирования деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, при чрезвычайном и военном положениях (ПК-17);

- задачи, возлагаемые на органы внутренних дел в военное время (оборонная работа, территориальная оборона, гражданская оборона) (ПК-17);

- тактико-технические характеристики, способы применения вооружения, специальных средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, используемых подразделениями органов внутренних дел

(ПК-14);

- тактику действий сотрудников органов внутренних дел в составе служебных нарядов и функциональных групп при проведении специальных операций (ПК-17, ОК-7);

- основы планирования и управления в специальных операциях

(ПК-18);

- особенности тактики действий банд, незаконных вооруженных формирований (ПК-17);

- основы топографической подготовки сотрудников органов внутренних дел, порядок разработки, оформления и ведения служебных документов (ПК-15);

- классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций техногенного и природного, причины возникновения и возможные последствия (ПК-17);

- методику расчета сил и средств ОВД при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в различных условиях оперативной обстановки (ПК-17);

- задачи ОВД в системе гражданской обороны и в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные способы их выполнения (ПК-17, ОК-7);

- боевые свойства и поражающие факторы оружия массового поражения, других современных средств поражения, а так же способы защиты личного состава от их воздействия (ПК-17);

- основные принципы организации и ведения радиационного и химического наблюдения в органах внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера и в военное время (ПК-17);

- методику оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) (ПК-28);

- порядок действий сотрудниками органов внутренних дел при обнаружении взрывных устройств (ПК-19).

Уметь:

- решать служебные задачи индивидуально и в составе подразделений, функциональных групп и нарядов (ПК-9, ОК-7);

- уяснять полученную задачу, оценивать оперативную обстановку, проводить расчеты сил и средств, принимать решения, ставить задачи подчиненным, организовывать взаимодействие и управление в специальных операциях (ПК-19, ОК-7);

- производить измерения, ориентироваться на местности с картой и без неё, использовать современные средства навигации, составлять служебные графические документы и пользоваться ими (ПК-21);

- применять и использовать огнестрельное оружие и специальные средства при проведении специальных операций и мероприятий (ПК-9);

- применять и использовать средства индивидуальной защиты, органов дыхания и кожи (ПК-9);

- обеспечивать личную безопасность при проведении специальных операций и при несении службы (ПК-18).

Владеть навыками:

-чтения топографических карт (ПК-21);

-определения координат объектов по топографической карте (ПК-21);

-принятия решения по выполнению поставленных задач в различных условиях оперативной обстановки (ПК-19, ОК-7);

-руководства нарядами и функциональными группами при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач (ПК-10).

Методические рекомендации

по подготовки к семинарским занятиям

В руководящих документах МВД России большое внимание уделяется вопросам совершенствования организации и управления кадрами, проблемам достижения высоких результатов за счет качественной подготовки сотрудников полиции, повышения уровня знаний по тактико-специальной подготовке.

Сотрудникам подразделений территориальных органов МВД России приходится принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в пресечении террористических актов, в организации и проведении специальных операциях по пресечению массовых беспорядков, по пресечению блокирования транспортных коммуникаций, по пресечению угона транспортных средств, пресечении захвата важных объектов и собственных объектов, в проведении широкомасштабных операциях по розыску и задержанию вооруженных преступных групп и отдельных преступников. Для успешного решения задач в борьбе с преступностью, требуется высокая профессиональная подготовка личного состава по всем направлениям служебной деятельности и в первую очередь по вопросам тактической подготовки и организации проведения специальной операции.

Особая роль в усвоении тактико-специальных знаний принадлежит семинарским занятиям. Они проводятся не только для углубления и закрепления изученного материала по наиболее важным темам, но и с целью формирования у курсантов целеустремленности, сознательности и творческой активности. Необходимо помнить, что только активная работа на лекциях, кропотливое изучение учебного материала при подготовке к семинару сделают этот вид занятий школой интеллектуального и идейного роста.

На семинарах слушатели учатся свободно излагать изучаемый материал, подкрепляя его примерами из практики, отстаивать свое мнение, развивать самостоятельность мышления. Еще в ХIХ веке генерал М.Д.Скобелев акцентировал внимание военных педагогов: «…Прошу в особенности хлопотать, чтобы люди в ответах не были деревянными, и чтобы задолбанных ответов не было. Пусть лучше скажет бессвязанно, да свое, да что бы видно было понимание, чем будет хорошие слова болтать, как попугай…»[1].

На семинарские занятия выносятся наиболее сложные и важные вопросы темы. Семинар проводится методами развернутой беседы, обсуждения докладов, а также вопросно-ответным методом.

В ходе семинара слушатели должны активно участвовать в обсуждении основных вопросов, внимательно выслушивать выступления своих товарищей, их ответы на вопросы и заключение преподавателя, при необходимости делать краткие добавления и уточнения.

При подготовке к каждому семинару необходимо изучить конспект лекций и рекомендованную литературу по теме семинара, уяснить содержание темы и основных вопросов, данных в плане семинара. После этого следует составить в тетради для конспектов развернутый план выступления по всем вопросам семинара.

При подготовке доклада по теме, указанной в плане семинара, необходимо сначала изучить рекомендованную литературу, затем составить план доклада. Слушателям необходимо помнить, что главное в докладе не его объем, а содержание: отражение наиболее важных проблем, умение делать обобщения и выводы.

В начале каждого семинара в течение семи – десяти минут проводится «летучка» - контрольная работа. Каждому слушателю необходимо быть готовым письменно ответить на два – три вопроса, перечень которых дается в заданиях к семинару по каждой теме.

Планы семинарских занятий будут актуальны так же и для тех слушателей, которым надо будет отработать темы лекций на которых они не присутствовали или получили неудовлетворительную оценку.

Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, современных достижений науки и практики в деятельности ОВД России по обеспечению общественного порядка и безопасности.

Тактико-специальная подготовка тесно связана с другими учебными дисциплинами, направленными на подготовку сотрудников для деятельности в повседневных условиях и в кризисных ситуациях, и реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России.

На семинарских занятиях слушатели отвечают, демонстрируя свои знания по рассматриваемой теме. Выступления могут быть разными по форме: чтение реферата, доклад по основным вопросам, дополнение, поправка, обобщение. Тема семинара является общей для всей группы. Каждый слушатель готовится по всем, рассматриваемым на семинаре, вопросам. Выступления и доклады обсуждаются. Во время семинара выявляются непонятные и недостаточно усвоенные вопросы, которые обсуждаются. Преподаватель управляет семинаром, при необходимости дополняет и поправляет ответы слушателей.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям используются конспект лекции и учебники. Основой для подготовки обучаемых к семинарским и практическим занятиям является разработанный кафедрой план занятий. В нем отмечаются названия занятий с указанием количества выделенных на их изучение часов, перечисляются изучаемые вопросы и дополнительные источники литературы.

Подготовка слушателей к семинарскому занятию

Готовясь к семинару, слушатели должны:

1. Познакомиться с рекомендованной литературой;

2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3. Выделить проблемные области;

4. Сформулировать собственную точку зрения;

5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

2. Методика подготовки слушателей к семинарскому занятию.

При подготовке, слушатель должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.

Но прежде чем отправляться в библиотеку, сначала необходимо оценить имеющиеся у себя учебную литературу, книги и статьи из журналов, конспекты по теме семинара. Затем следует изучить фонды библиотеки, университета, а после этого уже обращаться к другим источникам к примеру в интернет.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы.

Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.

Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

В предметном каталоге названия книг размешены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

Более современный способ провести библиографический поиск - это изучить электронную базу данных по проблеме кафедры и библиотеки университета, использование поиска в интернете. Пользуются автоматизированными рабочими местами, позволяющими использовать электронные библиотеки, учебники, обучающие, контролирующие программы, правовые информационные системы, юридические и образовательные базы данных, образовательное Интернет-пространство.

3. Методика написания доклада или реферата для своего выступления.

Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько слушателей, между которыми распределяются вопросы выступления.

В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой слушателя.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение слушателями. Поэтому доклады, сделанные слушателями на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой - дают преподавателю возможность оценить умения слушателей самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Подготовка доклада требует от слушателей большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшею польза, если будет включать с себя следующие этапы:

· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положении;

· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение.

Реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованных материалов) или результатов научно-исследовательских работ. Работа над рефератами - весьма распространенная форма учебной деятельности, но, не всегда правильно понятая и выполненная, снижает ее познавательную и образовательную эффективность. Реферат - один из видов научно-исследовательской работы слушателей. В нем должно найти отражение следующее: уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне, креативности (способности к творчеству) слушателя, характеризует его самостоятельные навыки и умения.

Общие требования к реферату.

Точность и объективность в передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (не относить к авторским собственные мысли);

- полнота отражения тех элементов содержания, которые раскрывают тему реферата;

- доступность и ясность изложения;

- реферат должен дать возможность составить представление:

а) о мнении автора первичного документа по рассматриваемой теме;

б) о мнении автора реферата по этому же вопросу.

То есть, реферат должен содержать и концепцию авторов литературных источников, и концепцию автора реферата.

Содержание реферата.

1. План.

2. Введение. Обоснование темы (актуальность, теоретическая и практическая значимость). Цель и задачи работы.

3. Обзор литературных источников с анализом и критической оценкой автора реферата (положительные стороны и спорные положения авторов рассматриваемых произведений).

4. Формулирование собственного взгляда на рассматриваемую проблему.

5. Выводы и предложения.

6. Литература.

7. Оглавление.

На усмотрение автора в реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература. Каждая глава содержит область выводов и переходный (логический) мостик к следующей главе. А общие выводы в конце реферата являются суммой выводов отдельных глав.

Список литературы в реферате имеет важное значение: он отражает степень разработанности темы в литературе.

Список литературы составляют:

1) по алфавиту авторов или названий статей;

2) в хронологическом или обратно - хронологическом порядке;

3) по тематическому принципу.

Требования к выступлениям слушателей

Важнейшие требования к выступлениям слушателей - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Выступление слушателя должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.


Наши рекомендации