Организация товаропотоков и контроль движения товаров

10.5.1. Организационные транспортные договоры

В оптовом обороте хозяйствующим субъектам часто приходится совершать систематические перевозки товаров, осуществляя которые перевозчик и товаровладелец при необходимости могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798ГК РФ). Этот вид организационных договоров является оптимальной формой регулирования взаимоотношений между перевозчиком и товаровладельцем (грузоотправителем или грузополучателем), осуществляемых на долгосрочной основе. Основная цель подобных договоров состоит в урегулировании взаимоотношений сторон, которые не получили нормативного регламентирования, и способствовании исполнения перевозочного процесса. Заключение долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивает координацию деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях между перевозчиками и товаровладельцами, сглаживает конфликтные ситуации между ними при заключении и исполнении основных договоров перевозки.

Основными условиями перевозок грузов, составляющими предмет договора об организации перевозок, являются: минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке с определенной периодичностью, количество подаваемых транспортных средств, графики подачи транспортных средств, их типы и грузоподъемность, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес, а также иные условия организации перевозок грузов.

Договор об организации перевозок в коммерческом обороте имеет ряд характерных особенностей:

1) в качестве перевозчикав нем выступают профессиональные перевозчики, как юридические лица - транспортные организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере транспортных услуг. Если в рамках договора об организации перевозок предполагается осуществление перевозок по прямому смешанному сообщению, а также транспортом общего пользования, то перевозчиком по общему правилу являются только юридические лица;

2) в качестве отправителей грузоввыступают субъекты коммерческой деятельности - товаровладельцы или покупатели. Материальным условием о предмете договора об организации перевозки является непосредственно товар как объект торговли;

3) договор об организации перевозки обычно заключается при наличии необходимости систематических перевозок товарови необходимости заключениядлительных (долгосрочных) отношений.Обычно такие договоры заключаются не менее чем на один год, хотя возможны и более длительные периоды действия договорного обязательства.

Особым видом организационных договорных коммерческих обязательств являются взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение).В соответствии сост. 788ГК РФ порядок организации этих перевозок определяется соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Подобного рода отношения предусмотрены некоторыми специальными транспортными кодексами и уставами (гл. XIVКВВТ РФ,гл. VУЖТ РФ,гл. XIVКТМ РФ). Прямое смешанное сообщение предполагает:

- необходимость перевозки грузов, пассажиров, багажа разными видами транспорта;

- наличие единого транспортного документа(проездного билета, комбинированной накладной, коносамента и т.п.);

- заключение специального письменного соглашениямежду транспортными организациями.

Существенным условием такого соглашения является порядок организации перевозок и взаимодействия сторон.

Договор прямой смешанной перевозки, как правило, заключает транспортная организация, которая начинает перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют в прямом смешанном сообщении в качестве соперевозчиков.В отношениях с грузоотправителями и грузополучателями участники прямой смешанной перевозки выступают как единый перевозчик. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке груза, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта. Имущественная ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, а после перевалки - на стороне, которой переданы грузы.

Условия работы железнодорожных станций, портов, иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются соответствующими узловыми соглашениями,заключаемыми на пятилетний срок. Узловое соглашение отличается от договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении составом его участников. Субъектами узловых соглашений являютсятолько перевозчики,представляющие различные виды транспорта, посредством которых происходит движение товаров. Таким образом, товары передаются с одного вида транспорта на другой при прямом смешанном сообщении не только на основании единого транспортного документа, но также и на основании узлового соглашения между перевозчиками различных видов транспорта. Узловые соглашения направлены наустановление порядка перевалки грузас одного вида транспорта на другой. Действующие до сих порПравилаперевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении <1> предусматривают установление в узловых сообщениях нескольких видов условий:

--------------------------------

<1> Утверждены МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. вместе с Временными дополнительными условиями перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении, утвержденными МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 31 июля 1957 г.; Условиями перевозки зерна с повышенной влажностью, утвержденными Минречфлотом РСФСР; Временными нормами прокладочных и крепежных материалов, подлежащих предоставлению грузовладельцами портам перевалки для оборудования и загрузки вагонов в пунктах перевалки (ст. ст. 82 и 164 Устава внутреннего водного транспорта), утвержденными Минречфлотом РСФСР 26 сентября 1957 г.; Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденным МПС СССР 29 мая 1963 г. N Г-13853, Минречфлотом РСФСР 25 мая 1963 г. N КМ-51/1295 // СПС "КонсультантПлюс".

- порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

- места передачи грузов;

- сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;

- порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

- фронты загрузки и разгрузки вагонов;

- в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;

- порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.;

- порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);

- место оформления документов;

- иные вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций.

Обязательства, вытекающие из узловых соглашений, имеют целью организацию работы транспортных организаций различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку (если груз доставлен в пункт перевалки контрагентом) или выгрузке, принятию грузов, их перевалке на другой вид транспорта для доставки получателю, указанному в транспортной накладной на перевозку груза в прямом смешанном сообщении. Узловые соглашения содержат три основных направления правового регулирования данной группы отношений:

1) обязательства по объему перевалки грузов,которые определяются в узловых соглашениях в виде среднесуточной или сгущенной на данные конкретные сутки нормы перевалки. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках, формы и порядок согласования которых устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 77УЖТ РФ,п. п. 5и6 ст. 112КВВТ). Количество и время подачи вагонов также устанавливаются узловым соглашением;

2) обязательства по передаче грузов с одного вида транспорта на другой.Исполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, по передаче грузов с одного вида транспорта на другой удостоверяются в специальных документах -передаточных ведомостях.В соответствии сост. 69УЖТ РФ ист. 107КВВТ передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием. В случае обнаружения при передаче груза недостачи веса или грузовых мест против транспортной накладной, повреждения (порчи) груза, неверного наименования груза сдающая сторона с участием принимающей стороны составляеткоммерческий акт(ст. 52Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении). Коммерческие акты, составленные в перевалочных пунктах в связи с недостачами или излишками грузов, подлежат выдаче грузополучателям только в том случае, если эти недостачи или излишки подтверждаются при выдаче груза получателю и если недостача превышает норму расхождения в показаниях весов и норму естественной убыли для данной партии груза по совокупности перевозки всеми видами транспорта на всем протяжении пути, включая нормы убыли, установленные для перевалки;

3) обязательства по расчетам за выполненные работы по перевалке грузов.Оплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку грузов в прямом смешанном сообщении производится грузоотправителями и грузополучателями. Кроме оплаты стоимости провоза, сборов и расходов по взвешиванию, погрузке и выгрузке груза при перевалках и других установленных тарифами сборов, грузополучатель обязан возмещать перевалочным пунктам (станциям, портам и пристаням) их расходы по исправлению тары и переупаковке грузов, а также стоимость крепительных, сепарационных и других материалов, если они предоставлены портом (пристанью) перевалки. Сборы за перевалку грузов могут быть взысканы в пункте отправления. Провозные платежи и сборы, не взысканные пароходствами или железными дорогами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза.

Биржевое посредничество

Брокерская деятельность. Брокер – профессиональный посредник, который в ходе биржевых торгов представляет клиента (продавца/покупателя) и совершает сделки:

  1. от его имени и за его счет;
  2. от имени клиента, но за свой счет;
  3. от своего имени, но в интересах клиента и за его счет.

За биржевое посредничество брокер получает комиссионное вознаграждение. Брокер должен:

  1. хорошо разбираться в том товаре, который является объектом торговли;
  2. знать правила биржи, на которой он работает;
  3. уметь вести торги;
  4. уметь общаться с клиентом;
  5. определять доход от сделок, которые заключает.

Деятельность брокера возможна только при наличии лицензии, сведения о которой заносятся в реестр федеральной комиссии.

Брокер и дилер обязаны ежеквартально предоставлять отчет о финансово-хозяйственной деятельности по форме, установленной федеральной комиссией.

Брокер (и его фирма) проходит аккредитацию на бирже, ему присваивается номер, который впоследствии присваивается сделкам, которые он заключил. Используя брокера клиент:

  1. значительно увеличивает объем операций без роста затрат;
  2. располагает квалифицированным персоналом.

Затраты на услуги как правило исчисляются в процентах от суммарного объема сделок. На первом этапе деятельности брокерской фирмы «уставный фонд» используется для финансирования брокеров, а затем - доходы от посреднической деятельности.

Дилерская деятельность. Дилер – профессиональный участник биржевого рынка, выступающий при заключении сделок от своего имени и за свой счет. Дилером может быть только юридическое лицо, для работы необходима лицензия. Обязанности дилера:

  1. объявление цены продажи/покупки;
  2. объявление максимального/минимального количества покупаемых активов;
  3. срок действия цены;
  4. совершение сделок на условиях предложенных клиентом, если нет предложений от дилера;
  5. предоставление информации об активах и об эмитентах;
  6. предоставление отчета о деятельности в контролирующие органы.

Права дилера

  1. заключение договоров купли-продажи;
  2. консультирование клиентов;
  3. предоставление денежных средств клиентам по договору займа для приобретения ЦБ под их залог со следующими ограничениями:
    1. займы не более 50% стоимости ЦБ;
    2. займы не более двукратного размера капитала дилера.

Организация биржевого торга

Правила биржевого торга включают основные разделы:

  1. порядок проведения биржевого торга:
    1. регламентируется место и время проведения торговой сессии. Сессии устанавливаются администрацией;
    2. все торги проводятся в торговом зале (на определённой торговой площади), оснащённом средствами связи, к которым обеспечен доступ всем участникам торговли;
  2. виды биржевых сделок:
  1. с реальными товарами,
  2. с ЦБ,
  3. с фьючерсными контрактами.

Биржи разрабатывают стандартные контракты по каждому виду сделок, определяют вид актива, объем сделки, срок поставки.

После окончания сессии сделки регистрируются биржей. Зарегистрированные и подписанные контракты передаются клиенту в обмен на комиссионные выплаты.

  1. Биржевая информация. Она должна быть точной, своевременной и полной, что позволяет анализировать состояние рынка и принимать верные решения. Она может быть текущей и сводной.

Текущая информация о последних сделках выводится на электронное табло в виде бегущей строки. Для ЦБ отражается цена акции, вид акции и количество. Доступ к текущей информации имеют только те, кто присутствует в торговом зале.

Сводная информация отражает итоги биржевого дня и используется для технического анализа, публикуется в биржевых бюллетенях.

  1. Порядок взаиморасчетов участников биржевого торга. Порядок взаиморасчетов учитывает права и обязанности участников и защищает их интересы. Расчеты осуществляются через клирингово-расчетную палату. Срок расчетов в США 5 дней после заключения сделок.

За исполнением правил следит биржевой комитет. За нарушение правил подвергаются наказанию нарушители, вплоть до исключения.

Участники биржевых торгов

Участниками биржевых торгов могут являться члены биржи и лица, имеющие право участвовать в торгах.

В биржевом зале находятся:

  • лица, заключающие сделки;
  • лица, организующие заключение сделок;
  • лица, контролирующие заключение сделок;
  • лица, наблюдающие за ведением торгов.

Лица, заключающие сделки, являются посредниками в биржевых операциях, их называют (в зависимости от страны и выполняемых функций):

  • биржевой маклер,
  • куртье,
  • комиссионер,
  • маркет-мейкер обязуется котировать определённые ценные бумаги в течение торгового дня,
  • брокер,
  • дилер.

В России посредниками являются только брокеры и дилеры. Все они работают за вознаграждение или за свой счёт.

Существуют биржи открытого типа и закрытого типа. В помещении биржевого зала могут находиться: члены биржи и их представители, брокеры, аккредитованные на бирже, разовые и постоянные посетители (на открытых биржах). Постоянный посетитель приобретает право на три года, и их количество не должно быть больше 30% от числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на операции с реальным товаром от своего имени и за свой счёт. На фондовых биржах могут быть только профессиональные участники и у них равные права.

Лица, организующие заключение сделок, из штата биржи создают условия для заключения сделок:

- маклеры, ведущие биржевой торг;

- операторы – помощники маклера, фиксирующие заключение сделок в своём кругу;

- сотрудники расчётной группы отдела организации биржевого торга, помогающие брокерам оформить заключённую сделку;

- работники отдела экспертизы биржи, организующие экспертизу актива;

- работники юридического отдела, консультирующие по заключению сделок.

Наши рекомендации