Слайд: Право землепользования земельным участком

Некоторые особенности права собственности на землю

· Правовой статус собственника имеет общедозволительный характер с ограничивающими условиями.

· Владение, пользование, распоряжение носит публичный характер, выражающийся в государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

· Связь права собственности с земельным правопорядком

Соседские отношения.

В рамках правомочий по использованию, соседские отношения возникают в основном по поводу местоположения границ ЗУ. Во-первых, смежные собственники имеют право и обязанность быть извещенными об изменении границ ЗУ. Но, здесь в отношении использования, собственник ЗУ в первую очередь просто обязан и учитывать интересы соседей в рамках разумного. Собственник ЗУ и собственники смежных ЗУ осуществляют правомерные действия, действуют в рамках, предусмотренных законом, добросовестно исполняют обязанности.

На сегодняшний день законодательство регулирует эти отношения через установление границ ЗУ, через контроль и защиту собственников через соблюдение градостроительного регламента, высотного регламента (высотность строений), максимального отступа, вид разрешенного использования (можно выбрать тот вид разрешенного использования, который предусмотрен законодательством).

Что касается границ как характеристики. Скажите мне пожалуйста, граница - это одна их уникальных характеристик ЗУ согласно ст. 7 ФЗ «о гос. кадастре недвижимости». Она не названа в качестве характеристики ЗУ, позволяющей выделить ЗУ как индивидуально-определенную вещь. В ст. 6 ЗК сказано, что ЗУ является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности, и есть характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Ст. 261 ГК, п.1 (ранее, сейчас утратила силу), раньше была формулировка: территориальная граница ЗУ определяется в порядке, установленном законом. Граница де юре не признана как характеристика, но по сути является уникальной характеристикой для учета. Является ли она характеристикой, позволяющей в совокупности с иными характеристиками выделить ЗУ из общей массы таких же, т.е. индивидуально определяющей? Казалось бы, граница - это линия, которая отделяет один ЗУ от другого. Либо это правоотношение между собственниками по поводу того, где проходит эта разделяющая их объекты собственности линия. Традиционно, это были соседские отношения по поводу местоположения границ.

В Российской Империи граница рассматривалась как отношение. У Победоносцева граница («межа») – государственное имущество, изъятое оборота. Если вы найдете труды Победоносцева все, что касается межи – государственное имущество, это не линия, это территория. Она состояла от 1 до 3 аршин (1а. = 2.13 м.). Это была государственная территория, она не принадлежала частным собственникам. Но была иная проблема: ее откапывали, в связи с чем было много споров в судах. Это происходило следующим образом: когда сгонялись рабочие и они отрывали, это мог быть ров или курган, его можно было перекопать. Соседи так постоянно делали, и было не понятно, где она была изначально.

Сейчас это не межа, а линия, причем геометрическая. Она имеет правовое значение, но всё-таки на сегодняшний день это проблема, сегодня пограничных споров стало очень много, рассмотрение таких споров всегда связано с землеустроительной экспертизой (минимум стоит без изысков 20-25 к с простым обмером ЗУ, для ЮЛ больше, т.к. площадь больше). Это всегда землеустроительная экспертиза. Во-вторых, отсутствие понятия границы, это линия, указанная в государственном кадастре, определяющая границы собственности. Границы объекта собственности имеет очень важное значение. На самом деле, это пределы. Я обладаю ПС на ЗУ в 1200 кв. метров, но отсчитываться он может от определенной линии, можно и подвинуться (если пустой участок), плюс правила учета позволяют уточнять границы в рамках 10%. Если 1000м. – 100 м., а если 10000 кв. м – совсем другие цифры, можно таким образом варьировать, размер тот же, а участок дрейфует. Неопределенность, поэтому граница - это важный момент, так как это предел моего права, в пределах нее можно использовать все, что, под, реализовывать свои права. Это индивидуально определяющая ЗУ характеристика, это предел, в которых собственник может реализовывать предоставленные ему права.

Устанавливается граница ЗУ по ранее действовавшим правилам в порядке, установленным ЗЗ. Сейчас законодатель эти правила убрал, остались только нормы ФЗ «о гос. кадастре недвижимости», там порядок межевания, порядок установления границ ЗУ – субъекты: заинтересованное лицо (собственник) привлекает кадастрового инженера (заключается г-п договор - подряд), причем подрядчик не может просто выполнить волю заказчика, у инженера работы принимает заказчик и государственный орган (кадастровая палата). Специфика отношений: кадастровый инженер должен еще согласовать с государственным органом, мало подрядчика.

Субъекты отношений по границам являются: два собственника (другой согласовывает), кадастровый инженер, который должен известить официально, процедуру провести на представление возражений соседями, составляется акт, межевой план, передаётся в кадастровую палату, кадастровая палата проверяет, накладывает на публичную кадастровую карту, если нет совпадений границ на публичной кадастровой карте с иными ЗУ, прошедшими кадастровый учет, то утверждается и выдается кадастровый план: следовательно, это собственники, соседи, кадастровый инженер (специальный субъект, со специальным образованием, получившее в результате экзамена аттестат, имеющий необходимую специальную аппаратуру, которая прошла проверку, и не дай бог, если аппаратура, которая соответствующим образом не оформлена), утверждает все это специальный уполномоченный орган. Вопрос: это отношения или чисто геометрическая линия и техническая процедура, которая просто проводится в рамках договора подряда? На ее взгляд, законодатель потерял важную характеристику, цель то понятна – чтобы облегчить возможность передела земли, но граница – степень точности, это исключительно и только риск собственника, интерес собственника, интерес собственника – на сколько точно определены границы его ЗУ. Хочет определить номинально, тогда характерные точки координат будут просто закреплены в кадастре, а на местности ничего не будет.

Граница – замкнутая линия, объединяющая совокупность контур характерных точек границ ЗУ, координаты местоположения которого внесены в государственный кадастр недвижимости (ст. 38 ФЗ «о кадастре» это закрепляет), могут быть обозначены на плане ЗУ и могут быть закреплены на местности специальными знаками. Ст. 39 ФЗ регулирует порядок согласования границ ЗУ. Это то, что касается границы и соседских правоотношений

Следующая особенность ПС – связь с земельным правопорядком. Как Т.Г. говорила на прошлом занятии, думали ли мы, учитывая, что земельный правопорядок, если переводить это чтобы понять для понимания системы отношений, это совокупность правил относительно земли, и ей представляется, и ЗУ (несмотря на то, что это фикция как проявления земли в гражданско-правовом обороте, т.к. земля – это территория). В системе земельного правопорядка, системе правил, регулирующих предоставления земли, управления землей, т.к. это политическое пространство, и орган публичной власти всегда будет присутствовать в этих отношениях. Власть и земля – едины, т.к. всегда на протяжении всей истории, у того, у кого была земля, у того была власть. Если у государства – государственно—административная система, у частного и государственного – в зависимости от того, у кого больше. Управлять как можно землей? Есть собственность, но над собственником всегда довлеет государство, так как он без государства ничего не может, хотя есть свобода воли и усмотрения собственника. Что может собственник сделать без государства? Продать? Но только с целевым назначением. Построить? Но есть ограничения, например, по этажности. Желания как собственника ограничиваются государством.

Всегда государство регулировало через налогообложение разные вещи (через количество окон, печки, например), в том числе вмешивалось в полномочия собственника. Собственник всегда был под гнетом, оком государства. Дальше шло регулирование использования через нормы предоставления. Предположим, купили ЗУ, его площадь 2000 кв. м, по конфигурации хорошо, можно часть продать, а часть использовать для ИЖС. Пошли делить, а минимальная норма предоставления 12 соток, следовательно, не разделить ЗУ. Собственник вроде свободен в своих усмотрениях, но постоянно должен согласовывать с нормами, причем не только владение регулируется, и правопорядок действует на уровне обеспечения баланса интересов (пример: сельскохозяйственные земли у одного гражданина РФ не может быть в собственности земель больше, чем 10% всех таких земель в МО, конкретный размер устанавливает субъект РФ, т.е. обладание тоже регулируется).

Правопорядок – собственность как центральный институт, через нормы обеспечивают баланс интересов частных лиц и государства, но как согласовать различные интересы? Хорошо, если все всем нравятся, но ситуации бывают различные. Найти баланс интересов – задача законодателя, и у него есть такие инструменты, и правопорядки, они существуют через управления использования земель, в частности через нормативы градостроительного регулирования, через планирование использования земель. Например, зона малоэтажной застройки – норма предоставления больше, чтобы не было избыточного скопления людей. Законодатель регулирует через нормы предоставления ЗУ нагрузку в том числе и на поверхностный слой, регулирует использование ресурса пространственной территориальной основы.

Деление на виды разрешённого использования – тоже механизм регулирования в том числе отношений ПС, т.к. чтобы определить для собственника ограничивающие условия, из которых он может выбирать. Не делаю что хочу, а только определенное, указанное в градостроительном регламенте, ну и механизмы контроля как завершающий элемент.Важна граница – чтобы самовольно занять, для признания действий собственника, нужна информация о границе ЗУ, если нет установленной границы, то сложно без оценки ситуации, без экспертизы, определить, было ли самовольное занятие. Если границы обозначены на местности, можно констатировать такой факт самовольного занятия, т.к. собственник, который проводит обмеры, и определяет характерные точки границ ЗУ, с какого момента вы как собственник знаете пределы своего объекта? С момента, когда инженер выдал несколько карточек характерных точек ЗУ, на которых есть линии и цифры, там будут углы с градусами. Либо тогда, когда вы вместе с кадастровым инженером забьете колышек и привяжете ленточку, и можно устанавливать на это место границы ЗУ. Если просто выданы карточки – как собственник вряд ли получили четкое понимание о месте положения границ вашего участка, даже если есть специальное образование инженера геодезиста, т.к. нет специального информирования. А если вынесены границы в натуру, вы подписали акт о передачи вам под ответственное владение вот этот межевой знак, вы проинформированы о границах владения ЗУ, т.к. вы понимаете, что оно находиться будет по данным колышкам. И если палочку потеряете, то по акту, по линейным промерам, вы либо сами, либо за плату, будет помещать заново такой колышек.

На первых порах реформы собственности – с 1995 года по указу Президента, и первые собственники решили проводить кадастровые работы, межевой знак – сооружение металлическое или деревянное, в зависимости от того, на что хватало денег. Обычно это была труба – от 2.5 до 5 см., длина от 1.5 до 2.5 метров, и заглублялось на 1 1.5 метра, крепилась марка межевого знака, указывали номер и код организации, проводившей работы.

Один случай в Зеленогорске, тогда люди держали мелкий и крупный рогатый скот, там дедок нашел палочку, вот эту. Осенью знак не нашел, обратился снова – восстановили, установил забор – гулял или ехал – увидел в ограждении металлический штырь с маркой и т.д., бычок вырос и принес эту палку. Этого гражданина привлекли к ответственности, он заплатил штраф. Потом он пришел в земельный комитет и принес этот штырь – «верните мне деньги». Никто ему ничего не вернул. В другом случае было деревянное сооружение, его просто вытащили рядом проживающие граждане, но ее уже не нашли. Сейчас, если выносятся границы на местность, соседи иногда эти колышки крадут.

2 лекция 13.02.2016

В плане пользования ЗУ. Применительно к пользованию ЗУ собственником, кроме ограничений, связанных с видами разрешенного использования, законодатель закрепляет обязательность активных действий собственника по использованию участка, запрещая неиспользование: ЗУ может быть изъят за неиспользование, поэтому в рамках правомочия пользования законодательство предполагает реализацию активных действий в соответствии с разрешённым использованием. Пример такого рода санкций можно найти в ст. 284 ГК, предусматривающей случай изъятия ЗУ, не используемого собственником. Согласитесь, это отличается от иных условий реализации правомочий собственника, можете купить дом, но ничего с ним не делать, достаточно того, что вы им обладаете. Применительно к ЗУ это не пройдет, осознание гордости того, что вы являетесь собственником ЗУ, может привести к тому, что вы можете лишиться ПС на ЗУ.

Правомочие распоряжения: собственник может производить сделки с ЗУ, но данные правомочия законодатель ограничивает: ст. 37 ЗК (яркий пример), если посмотреть на нормы данной статьи, то можно увидеть там регламентацию именно тех действий, которые могут быть произведены собственником, что должен делать собственник, отчуждая ЗУ, совершая сделку с ЗУ. Законодательство устанавливает в отдельных случаях ограничения по субъекту: ЗУ из состава сельскохозяйственных земель нельзя продать иностранцу, так как он не является субъектом ПС на ЗУ из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Наиболее интересна ст. 37 ЗК, так как там регламентируется порядок распоряжения ЗУ. Условие для совершения сделки с ЗУ – прохождение им кадастрового учета, предметом сделки может быть только ЗУ, имеющий кадастровый номер и установленные границы.Собственник, совершая сделку с ЗУ, по сути обязан рассказать своему правопреемнику не только о своем ЗУ, но и о соседях, о смежных ЗУ, кроме того необходимо рассказать о перспективах планированияиспользованияЗУ, являющегося предметом сделки (которые известны правообладателю). Имеет значение резервирование ЗУ, виды планируемого использования (например, когда жилая зона становится зоной смешанной, имеет большое значение, т.к. могут возводиться различные постройки). Если хотите купить ЗУ, это имеет значение, совершить сделку или нет. Если вы купили в смешанной зоне, то возведение напротив вас развлекательного комплекса будет законное действие, а если это только жилая зона – незаконное действие.

Точно также, граница зоны может проходить и как правило всегда проходит по границам ЗУ общего пользования. Например, на одной стороне улицы может быть жилая зона, а на другой стороне – смешанная зона. В рамках правил регулирования отношений собственности, в рамках земельного правопорядка, эти вопросы также регулируются.

Формы собственности.

В КРФ закреплено многообразие форм собственности. Что такое общественная собственность –Т.Г. не знает, а вот публичная собственность представляет интерес, но она не исследована. Раньше она не исследовалась, потому что была административно - командная система и там не было деления на твое и мое. Исследование этого вопроса получило завершение в 2012 году в монографии Винницкого «ПУБЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО».

К вопросу соотношения достояния и собственности. Достояние как государственно-властная категория и форма закрепления достояния-это гос. собственность. С гос. собственностью те же правомочия пользования, владения и распоряжения. Субъектом гос. собственности является публичное образование. Если обратиться к 214 ГК и 15 ЗК, то там будет написано, что если земля не зарегистрирована на праве частной собственности или муниципальной собственности, то она государственная. Все что не принадлежит никому, принадлежит государству. Не может быть ничьей земли, а значит, если вы видите пустую землю-она чья-то. В этом сложность публичной собственности. Право частной собственности на землю не может возникнуть на праве приобретательной давности.

Специфика публичной собственности в том, что объектом публичной собственности являются те же объекты, что и объекты частной. ЗУ-это индивидуально определенная вещь, имеющая характеристики, позволяющие выделить ее из таких же индивидуально-определенных вещей. В числе таких характеристик на первом месте стоит кадастровый номер. В ст. 16 ЗК говорится, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, ЮЛ и муниципальных образований. Законодательство допускает многообразие видов публичной собственности: публичная собственность РФ, собственность субъектов и муниципальных образований.

Субъектом публичной собственности является публичное образование, которое реализует свои полномочия через специально уполномоченные органы. К вопросу публичной собственности, государственной собственности и их разграничения посвящены нормы закона о введение в действие ЗК, в частности ст.3.1 3.3 и 3.4. В плане субъектного состава публичной собственности-это органы, наделенные в силу закона полномочиями реализовать правомочия собственника. Применительно к гос. собственности - федеральной и собственности субъектов, предусмотрено, что правом распоряжения гос. собственностью наделены ОМС и ОИВ субъектов (ст 3.3 Закона о введение в действие ЗК).

В данном случае эти органы наделены полномочиями по распоряжению земельными участками в гос. собственности при условии, что гос. собственность на эти участки не разграничена между РФ и субъектами РФ. Причем законодатель установил критерии, по которым собственность разграничивается. Эта процедура путает все. Ведь объектом ПС инд. определённая вещь является, а ПС на землю - земля, достояние. Процедура разграничения - это процедура разграничения между СРФ и РФ и, с другой стороны, это процедура индивидуализации. Как это происходит? ОМСУ или ОИВ субъекта РФ применительно к СПб и МСК должны проводить межевание ЗУ. Размещается на торги гос. заказ, составляется перечень земельных участков либо на основании кадастровой карты, либо на основе схемы расположения ЗУ, вся информация предоставляется в вышестоящий орган по осуществлению функций управления государственным имуществом. Затем готовится проект распоряжения правительства, который вносится исполнительными органами гос. власти субъекта. В этом распоряжении указывается перечень кадастровых номеров ЗУ с указанием их местоположения и размер, перечень ЗУ, которые остаются в фед. собственности и которые передаются субъектам. На основании распоряжения такого осуществляется регистрация. Такие ЗУ считаются разграниченными и сведения вносятся в ЕГРП. Муниципальная же формируется по остаточному принципу. Из состава ЗУ, которые находятся в собственности субъекта, решением органа власти субъекта часть ЗУ может быть передана муниципалам. Муниципальная собственность возникает на основании решения, в котором так же указывается кадастровый номер, местоположение, площадь и что ЗУ передается в собственность муниципалитета. Неразграниченные Земли - земли на которых не образованы ЗУ как инд-опр. вещи. Они остаются в гос. собственности РФ. Такие территории должны использоваться в хоз. деятельности.

Из гп мы знаем про федеральный фонд содействия жилищному строительству. Этот орган может быть наделен полномочиями по распоряжению неразграниченных земель (3.4 о введении). Кто распоряжается неразграниченными землями? ОМС или ОИВ субъекта, а также этот фонд содействия жилищному строительству, но с согласия ОМС либо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению гос. имуществом. ОМС или ОИВ субъекта, а также Этот фонд содействия жилищного строительства наделены полномочиями по предоставлению ЗУ. Процедура, порядок, нормы, которыми они должны руководствоваться определены Нормами о содействии развитию жилищного строительства от 24.07.2004 и законом о введении в действие ЗК.

Если в частной собственности есть воля собственника, то тут множественность субъектов, наделенных полномочиями по реализации полномочий собственника. Особенность, связанная с объектом применительно к публичной собственности, проявляется как категория земля-ЗУ. Земля первична. Совершенно обоснован вывод Алексеева, что гос. собственность-это форма проявление достояния. Это правовая форма достояния.

Применительно к публичной собственности важен волевой аспект. У собственника есть свобода воли. Могу выставить ЗУ на продажу, могу показывать покупателям. Но если я не хочу, то никто ничего не сможет с этим сделать. А у публичного собственника нет свободы воли. Норма позитивного обвязывания закрепляет правило: захотел будущий собственник или потенциальный землепользователь получить ЗУ из состава публичной собственности, то единственным условием, которое сможет ему перекрыть его желание-это изъятие земли из оборота. Получается, что не смотря ни на что свободы воли нет.

Законодатель так же выделяет приоритетные направления использования земель. Самый яркий пример- жилищное строительство. С этим связно специальное регулирование законом «о содействии развитию жилищного строительства»[1] и создание фонда содействия и регулирование его деятельности. Кроме того, законодатель регулирует приоритетные направления использования земель через договорные фонды – это и договор освоения территории для жилищного строительства, и договор комплексного освоения, и предоставление, и особый порядок предоставления для строительства домов социального найма.

Если говорить о разграничении, то следует обратить внимание на критерий разграничения (ст. 3.1 О введении…). Закреплен имущественный критерий и критерий подчиненности. Проявляется критерий подчиненности в том, что ЗУ занятые объектами федеральной собственности относятся к федеральной собственности. ЗУ занятые объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, относятся к собственности субъектов. ЗУ, предоставленные ОГВСРФ, относятся к собственности субъекта. Участки занятие Казенными предприятиями, созданными ОИГВ субъекта, относятся к собственности субъекта. То есть в этом перечне проявляется и имущественный критерий тоже. По такому же принципу формируется и муниципальная собственность.

Есть еще инструмент, который используется при определении правового статуса ЗУ, относящихся к муниципальной собственности. Это границы населенного пункта поселения. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа содержит план о границах таких территорий. В этих границах право распоряжаться имеется у ОМС. Утверждение границ - это еще один правовой механизм, используемый при разграничении. Важно помнить, что на основании генерального плана не происходит регистрация. Просто у органов управления появляется в силу закона полномочие распоряжаться такими ЗУ в определенных границах (3.3 О введении ЗК).

Ограниченное вещное право.

Данное вещное право обладает особенностью, связанной, в первую очередь, с субъектным составом. Субъектами данного права может быть круг лиц, ограниченный по ст. 39.9 ЗК. Данный титул, ограниченное вещное право, существовал и до начала земельной реформы, в период административной реформы, и являлся в тот период основным титулом. Сейчас это ограниченное вещное право, круг субъектов, для которых определен законом, земельные отношения же возникли и существовали до 2001 года, и соблюдая принцип устойчивости права землепользования, законодатель закрепляет ряд гарантий для граждан-обладателей права постоянного бессрочного пользования. Во-первых, право постоянного бессрочного пользования, которое имеется у граждан, может сохраняться за гражданами на неопределенный срок. Также сроком не ограничено право гражданина переоформить титул постоянного бессрочного пользования. Закон о введении в действие ЗК в ст. 3 содержит эти положения. Кроме того, такой титул- право постоянного бессрочного пользования- может быть у некоммерческих объединений граждан (НОГ), и в этом случае такое право сохраняется за некоммерческим объединением граждан. Закон позволяет по решению общего собрания членов НОГ переоформить такое право на право собственности либо аренды на неустановленный срок.

В частности, ст.3 Закона о введении в действие ЗК- не будет называть пункты, очень настоятельно рекомендует прочитать.

Что касается права постоянного бессрочного пользования (ППБП)- кроме специального требования к субъекту касательно объема прав и обязанностей, у обладателя ППБП есть право владеть и пользоваться земельным участком, права распоряжаться им нет. Причем даже для субъектов, перечень которых в ст.39.9, также нет права распоряжаться ППБП. Казенное предприятие не может передать в аренду земельный участок, например. Кроме того, для некоторых учреждений, например, образовательных, в законе закреплено правило, запрещающее распоряжаться ППБП, через запрет субаренды земельных участков, находящихся на ППБП. Вносить в уставный капитал это право также запрещено. Но глава 17 ГК (ст.269) предусматривает возможность перехода такого права в порядке правопреемства. Реализация права застройки для обладателя ППБП аналогична правилам, установленным для собственника. Также разрешительный порядок на строительство, разработка проекта с соблюдением требований пожарных, санитарных норм и т.д. И также обладатель права пожизненного наследуемого владения должен подчиняться требованиям градостроительного регламента.

Порядок использования ЗУ.

Кроме того, регламентирован порядок использования ЗУ. Что касается использования ЗУ без титула- ст.39.33-39.36. Ст.39.33- использование ЗУ без титула на основании разрешения использования земель или ЗУ из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Во-первых, это специальный порядок распоряжения участками из состава публичной собственности.

Во-вторых, это механизм безтитульного использования земельного участка.

Если по общему правилу мы использовали ЗУ, нужен титул на землю. То есть нужно иметь документ-основание (например, договор купли-продажи) и свидетельство о государственной регистрации права. Это свидетельство и есть материальное подтверждение титула. Ст.39.33 позволяет пользоваться ЗУ на законных основаниях без титула, только на основании разрешения на использование ЗУ. Анализ целей использования ЗУ позволяет заключить, чтоЗУ- это линейное сооружение, перечень которых устанавливается правительством, имеющее стратегическое значение (важное значение для обеспечения развития территорий). Проведение инженерных изысканий, осуществление геологического изучения недр, осуществление деятельности в целях развития традиционного образа жизни. Нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции- это тоже очень важно в плане распоряжения публичными землями. Объекты, которые необходимы для реализации функций МСУ- это для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности на территории города. Законодатель установил упрощенный способ использования ЗУ в сравнении с разрешением как актом публичной власти- суть в том, что это определение полномочий по использованию ЗУ с целью размещения конкретных стратегических объектов.

Слайд: Право землепользования земельным участком

Совокупность правомочий правообладателя земельного участка по владению и пользованию земельным участком как природным ресурсом и природным объектом в соответствии с установленными специально уполномоченными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления целевым назначением и видами разрешенного использования в порядке, определенном законодательством, в результате территориального планирования и/или градостроительного зонирования.

Подтверждается правоустанавливающим документом (титулом - свидетельством о праве/ о регистрации права), выдаваемым специально уполномоченным органом публичной власти в порядке, установленном законодательством.

Обратить внимание на два существующих понятия в ЗЗ: документ, удостоверяющий право - свидетельство о государственной регистрации права, либо документ, который является основанием возникновения права (ст. 39.1 ЗК). Надо сказать, что изменения в ЗК напоминают инструкцию, ее учили, что норму права надо формулировать по гипотезе, диспозиции и санкции, а сейчас формулируются случаи.

Так вот, ст. 39.1 ЗК указываются основания возникновения права на ЗУ и земель, находящихся в государственной собственности. Там указаны: решения, договор – основания возникновения, а свидетельство о государственной регистрации – это документ, который удостоверяет право на землю. Так вот, любой титул, любое право на землю осуществляются при наличии документов, удостоверяющих титул.

Полномочия обладателей прав на землю (права землепользования) (сравнительная таблица)
Слайд: Право землепользования земельным участком - student2.ru

Объектом земельных правоотношений может быть земля, ЗУ и иное, перечисленное в ст. 6 ЗК, в т.ч. часть ЗУ. Все то, что перечислено в ст. 6 ЗК, может быть и объектом ПС (собственность в нашем понимании: владение, пользование, распоряжение – триада правомочий). Применительно к ЗУ – это работает? Ограниченно, в какой мере?

1)владеть – как лицо может владеть ЗУ? Обладая титулом, документом, на основании записи в реестре, но у нее на руках должно быть нечто, подтверждающее, что эта запись есть. Владеть ЗУ можно обладая документом, свидетельствующим о наличии титула.

2) Пользоваться – извлекать полезные свойства, я могу извлекать полезные свойства те, о которых мы говорили на прошлой лекции. Я считаю, что это средство производства, плодородия, либо пространственно-территориальная характеристика. В это случае я получаю что при использовании ЗУ? – доход, не всегда. Есть много теорий собственности (теория присвоения, теория продолжения вещи в человеке, теория господства над земельным участком как объектом ПС). Если говорить о теории присвоения – выгода от ЗУ, если говорить о теории продолжения вещи в человеке – то в данном случае продолжение (у Алексеева С.С., например, работа «Исследование тенденций развития ПС. 2008», «ПС, проблемы и тенденции») в смысле отношения как к себе самому, это сбережение применительно к ЗУ, использование собственником ЗУ осуществляется в соответствии с установленным разрешенным использованием и категорией земли. Использовать ЗУ собственник может по своему усмотрению для получения доходы, но, если объекты разные, можно как получать доход, так и можно просто удовлетворять свои потребности. Будучи собственником ЗУ можно извлекать полезные свойства, если рассматривать только как объект дохода – то происходит ограничение в своем праве пользования, а если рассматриваю как продолжение ЗУ как себя самого – в этой ситуации по-другому буду относиться к ЗУ.

Казус. Представьте, что вы хотите получить участок для ИЖС (индивидуального жилищного строительства), вы нашли на вторичном рынке свободный ЗУ с чистыми документами. ЗУ располагается в квартале индивидуальной жилой постройки, вы получаете разрешение на строительство, построили дом, живете в нем, затем на соседнем участке, тоже используем для такого ИЖС, собственник решил заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Он зарегистрировался как ИП и начал выпекать хлеб. Размер его ЗУ позволил ему разместить мини пекарню. И постоянно запах ванили, приезжают автомобили, дурдом полный, ни покоя ни радости. Можно продать ЗУ, например, но вы вложили ведь столько усилий. Или возведено общественное здание (в индивидуальной жилой зоне можно), например, музыкальная школа. А по вечерам собственник сдает помещения под разные мероприятия, имеет право. Возникает вопрос в плане использования: и тот сосед, и другой, используют участки в рамках своих прав и законодательства. Судебная Практика: если соседний участок используется с соблюдением градостроительного законодательства, то ничего не можете сделать, это ваши трудности, если соблюдаются градостроительные нормы. Использование с т.з. потребления, или все тоже самое, но только арендатор, собственник сдает ЗУ, а арендатор осуществляет деятельность, все законно, а проблемы есть. Если относиться к вещи как к себе, то пользование должно происходить следующим образом: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Но здесь проблема какая: конфликт интересов. Вы откажетесь от прибыли, если она есть, или учтете интересы соседа, хотя действия ваши законны? Они могут быть вами поняты, но закон не требует ничего. Это проблема.

Казус. В Красноярском районе был ЗУ с компостной ямой по середине ЗУ, соседний участок был образован администрацией и продан на торгах. Что сделал собственник вновь образованного ЗУ? Он поставил свой дом в полутора метрах от границы участка, а потом заявил требование, чтобы была убрана компостная яма, так как она портит весь вид, да и пахнет. Ему собственник сказал: дом должен стоять на расстоянии 3 метров по градостроительным нормам, а по проекту там должно было быть 2.5 метра, а по факту полтора. В данной ситуации ты видел, я жила до тебя, и все было нормально, и никогда не было твоего дома. Пользование, претензия связана с конфликтом интересов.

Поэтому, особенности реализации применительно к ЗУ владения, пользования и распоряжения имеют особенности. ПС оно абсолютно, безусловно, применительно к земле? Ничего нет абсолютного, а ПС на землю в плане пользования, извлечения полезных свойств (конкретные действия по использованию ЗУ: право застраивать, право благоустраивать, возводить малые архитектурные формы, изменять внешний облик ЗУ, сажать деревья, осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законом, не причиняющие вред 3 лицам, окружающей среде и не противоречащим закону). Т.е., пользование ограничено. Вот почему выделяют первую особенность ПС на землю: это как раз правовой статус собственника носит общедозволительный характер с общедозволительными условиями (собственнику можно все, кроме нарушения экологии и прав 3 лиц).

Наши рекомендации