Развитие концепции естественного права
Центрами изучения естественного права как права, сопряженного со справедливостью, выступали университеты. Особо выделялся тезис, что изучение права преследует не прагматическую, а глобальную гуманистическую цель. Поэтому рекомендовалось рассматривать право как некую модель социальной организации принципов гуманизма, добра и справедливости.
Это «творение университетов» можно понять, обратившись к основным идеям естественного права, изложенным в трудах великих ученых-юристов – голландца Гуго Гроция (1583-1645) и англичанина Джона Локка (1632-1704).
В своем толковании естественного права Гроций обращается к «природе» человека. Естественное право – это уже не то, что выведено и осмыслено человеческим разумом при толковании священных текстов. Естественное право, по Гроцию, - это общее, что может объединить право народов, публичное право и частное. Он вовсе не отказывается от волеустановленного Богом права, но констатирует, что все, относящееся к природе человека и неизменное во все времена, угодно самому Богу и не в его власти это изменить. Но Бог, не устанавливая то, что не соответствует естественному праву, может сделать из него изъятия. Божественные ограничения по своей сути не правовые ограничения, а являются системой религиозно-нравственных норм и к человеческому праву никакого отношения не имеют[140].
Право, преподававшееся в университетах, не было связано с определенной территорией. Деятельность в них профессоров осуществлялась вне национальных рамок, ученые не ориентировались на законодательство какой-либо конкретной страны. Они исходили из положений и принципов римского права, не признающего многочисленных обычаев и противостоящего им[141]. Именно эти выводы приводят к формированию подлинно научной доктрины, которая благодаря Гуго Гроцию получит в XVII столетии свое современное название – международное право.
Как уже отмечалось выше, идеал христианского общества, основанного на милосердии, был отброшен, и церковь, признав это, начала более отчетливо различать религиозное общество - общество верующих и светское общество, суд совести и правосудие. Юридическая наука «продвигается» в этом же направлении. Джон Локк, в частности, высказывался за решительное отделение церкви и государства друг от друга, считая, что независимость институтов частной собственности и церкви – один из критериев гражданского общества.
В XVIII в. уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом. За правом вновь были признаны значимость в обществе, его собственная роль и определенная автономия. В университетских программах приоритетное отношение к римскому праву постепенно уступает место стремлению сформулировать принципы права, выражающие не только академические, но и рационалистические его начала. На первый план выдвигается разум как сила, творящая право. Это новое течение, названное школой (теорией, доктриной) естественного права, окончательно побеждает в университетах Европы в XVII-XVIII вв.
«Естественно-правовая школа полностью обновила науку права и его методы, чему способствовали ее аксиоматические установки подчеркивание роли законодательства»[142]. Юристы и философы требовали от власти, чтобы все общественные отношения строились только на праве, чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, господствовавшему на протяжении многих предшествовавших веков. Представители этого направления настаивали, что необходимы нормы публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свободу личности.
«Школа светского естественного права произвела подлинный методологический и философский переворот в подходах к праву, своего рода «коперниканскую революцию»... В то время как римское право отталкивалось от конкретных случаев, дабы затем эмпирически подвергнуть их классификации, выводя концепцию из факта, представители естественного права (юснатуралисты) предприняли обратный демарш, создавая абстрактную систему, основанную на неких идеях и определенном языке, которые уже потом сопоставляются с конкретной реальностью»[143].
Революционное правотворчество в формировании