Программа патриотического клуба «память»
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ПАМЯТЬ»
«Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим».
Пояснительная записка.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Нравственность, патриотизм и гражданственность должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время молодежь растеряна, она все более пугает падением уровня воспитанности и духовности, слепым идолопоклонством. Попытки естественного самоутверждения и поиска собственного пути зачастую выражаются в пристрастиях к алкоголю, наркотикам, участию в организациях национал- шовинистической и профашистской ориентации, религиозных сектах сомнительного содержания.
Требуется помощь молодому поколению, чтобы оно смогло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль. Для этого необходимо, во-первых, создать условия, когда личность открыта воздействию - это яркие позитивные эмоциональные события и личное участие в них, коллективные творческие дела (КТД), неформальное общение. Во – вторых, необходим целостный постоянный процесс воспитания, возможный лишь при наличии воспитательной системы, которая представляет собой объединение детей и взрослых в единый коллектив через реализацию общих идей и совместную деятельность.
Таким объединением является патриотический клуб «Память», созданный при музее «Боевая слава авиаторов Севера» на базе МОУ ДОД Кольская районная станция юных техников (ныне Детско-юношеский центр), позволяющая каждому ребенку самореализоваться, испытать ответственность за результат, ощутить степень успешности и уверенности в себе.
Музей при образовательном учреждении может и должен выступать как коммуникативный канал для взаимодействия с социумом и как воспитательная система, создающая микросоциум, аккумулирующий исторический и социальный опыт.
На сегодняшний день музей «Боевая слава авиаторов Севера» - единственный в п.г.т. Мурмаши, и он по праву должен стать для образовательных учреждений центром гражданско–патриотического воспитания молодежи.
Сегодня ощущается явный недостаток специализированных программ для клубов такой направленности. Этим отчасти объясняется необходимость создания данной программы, которая разработана для детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет. Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон РФ «Об образовании»:
- Устав ДЮЦ;
- САНПИН 2.4.4.1251-03;
- Письмо от 11.12.2006 г.
N 06-1844 «О примерных требованиях к программам ДОД»;
- ПИСЬМО от 19 октября 2006 года № 06-1616
и нацелена на:
формирование активной гражданско – патриотической позиции подростков.
Стратегическая цель программы:
Создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины: самостоятельностью мышления, духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением чувства любви к Родине, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь.
Задачи:
-Познакомить детей с деятельностью музея
-Обучить музейной терминологии, экскурсионно-лекторской деятельности
-Сформировать позитивное отношение к историческому, культурному и духовному наследию Отечества через изучение истории своей малой Родины;
-Способствовать развитию патриотических чувств, воспитывать чувство сопричастности с историей страны.
-Воспитать у ребенка стремление к идеалам гуманизма, гармонизации отношений в коллективе через КТД, участие в гражданско–патриотических и благотворительных акциях.
Успешность выполнения задач программы во многом зависит от соблюдения следующих принципов:
-принцип адресного подхода, который указывает на разноуровневую включённость в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, регион проживания и т.д.;
-принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения подростков и их ценностных установок на национальные интересы Родины;
-принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход, необходимость использования и такого фактора, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, за национальные традиции;
-принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, поселку, улице и т.д.
Формы проведения занятий.
Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер
и предусматривает следующие формы проведения занятий: беседы-диспуты, пресс-конференции, фотовыставки, встречи с интересными людьми, шефская работа, участие в гражданско-патриотических и благотворительных акциях, экскурсии, «уроки мужества», работа с фондами музея, тематические вечера, походы выходного дня.
Прогнозируемые результаты и способы определения результативности
В результате реализации программы учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-общие сведения о музее, его видах деятельности;
-музейную терминологию;
-основы музейного дела, содержание работы музейных групп:
- Дни Воинской Славы России;
-государственные символы России;
-основные факты из истории Мурманской области, историю боевых действий на Кольском полуострове во время Великой Отечественной войны;
-имена выдающихся деятелей России.
УМЕТЬ:
- составить акт приёма музейного предмета, сделать маркировку, описать его, изготовить паспорту;
- составить план экскурсии и грамотно провести её, написать отзыв об экскурсии;
- анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
-создать компьютерную презентацию по сценарию для музейного мероприятия;
- работать в группе, участвовать в КТД (коллективно-творческие дела), проявлять творческие и организаторские способности;
- уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и трудившихся во имя Отечества; исторический опыт других эпох, поколений, наций.
-Читать топографические карты
ОВЛАДЕТЬ:
- приёмами работы с книгой и первоисточниками;
-навыками практической музейной деятельности: навыками составления актов, этикетки, описания экспонатов и др.;
- методикой ведения экскурсии;
-методикой КТД (коллективно-творческих дел);
-навыками ориентирования на местности, организации походного быта.
Одним из обязательных результатов гражданско-патриотического воспитания является социальная активность подростков, когда они свои знания, умения и ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике. Результаты воспитательных взаимодействий отслеживаются педагогом по следующим критериям и параметрам:
- творческая активность;
- культура поведения и отношений;
- адекватность поступков и жизненной позиции,
- ответственность за результат своего труда;
- духовно-нравственные ценностные ориентации.
Показателями результативности также являются качество и уровень обученности, уровень воспитанности, которые определяются на основе унифицированных карт диагностики.
Рекомендации по охране труда и ТБ.
· При проведении спортивно- массовых мероприятий;
· При проведении походов выходного дня;
· Правила безопасного поведения на льду и воде.
Содержание программы (72ч).
Музееведение (18 час.)
Содержание программы. (108ч)
Музееведение (30 час.)
Литература для детей и родителей
1. Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель - М, 1976
2. Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям, 1979
3. Суслов В. А. Русский музей - Л, Сов. Художник, 1967
4. Эльконин Д. Б. Психология игры - М., 1972
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ПАМЯТЬ»
«Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим».
Пояснительная записка.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Нравственность, патриотизм и гражданственность должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время молодежь растеряна, она все более пугает падением уровня воспитанности и духовности, слепым идолопоклонством. Попытки естественного самоутверждения и поиска собственного пути зачастую выражаются в пристрастиях к алкоголю, наркотикам, участию в организациях национал- шовинистической и профашистской ориентации, религиозных сектах сомнительного содержания.
Требуется помощь молодому поколению, чтобы оно смогло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль. Для этого необходимо, во-первых, создать условия, когда личность открыта воздействию - это яркие позитивные эмоциональные события и личное участие в них, коллективные творческие дела (КТД), неформальное общение. Во – вторых, необходим целостный постоянный процесс воспитания, возможный лишь при наличии воспитательной системы, которая представляет собой объединение детей и взрослых в единый коллектив через реализацию общих идей и совместную деятельность.
Таким объединением является патриотический клуб «Память», созданный при музее «Боевая слава авиаторов Севера» на базе МОУ ДОД Кольская районная станция юных техников (ныне Детско-юношеский центр), позволяющая каждому ребенку самореализоваться, испытать ответственность за результат, ощутить степень успешности и уверенности в себе.
Музей при образовательном учреждении может и должен выступать как коммуникативный канал для взаимодействия с социумом и как воспитательная система, создающая микросоциум, аккумулирующий исторический и социальный опыт.
На сегодняшний день музей «Боевая слава авиаторов Севера» - единственный в п.г.т. Мурмаши, и он по праву должен стать для образовательных учреждений центром гражданско–патриотического воспитания молодежи.
Сегодня ощущается явный недостаток специализированных программ для клубов такой направленности. Этим отчасти объясняется необходимость создания данной программы, которая разработана для детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет. Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон РФ «Об образовании»:
- Устав ДЮЦ;
- САНПИН 2.4.4.1251-03;
- Письмо от 11.12.2006 г.
N 06-1844 «О примерных требованиях к программам ДОД»;
- ПИСЬМО от 19 октября 2006 года № 06-1616
и нацелена на:
формирование активной гражданско – патриотической позиции подростков.
Стратегическая цель программы:
Создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины: самостоятельностью мышления, духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением чувства любви к Родине, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь.
Задачи:
-Познакомить детей с деятельностью музея
-Обучить музейной терминологии, экскурсионно-лекторской деятельности
-Сформировать позитивное отношение к историческому, культурному и духовному наследию Отечества через изучение истории своей малой Родины;
-Способствовать развитию патриотических чувств, воспитывать чувство сопричастности с историей страны.
-Воспитать у ребенка стремление к идеалам гуманизма, гармонизации отношений в коллективе через КТД, участие в гражданско–патриотических и благотворительных акциях.
Успешность выполнения задач программы во многом зависит от соблюдения следующих принципов:
-принцип адресного подхода, который указывает на разноуровневую включённость в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, регион проживания и т.д.;
-принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения подростков и их ценностных установок на национальные интересы Родины;
-принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход, необходимость использования и такого фактора, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, за национальные традиции;
-принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, поселку, улице и т.д.
Формы проведения занятий.
Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер
и предусматривает следующие формы проведения занятий: беседы-диспуты, пресс-конференции, фотовыставки, встречи с интересными людьми, шефская работа, участие в гражданско-патриотических и благотворительных акциях, экскурсии, «уроки мужества», работа с фондами музея, тематические вечера, походы выходного дня.
Прогнозируемые результаты и способы определения результативности
В результате реализации программы учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-общие сведения о музее, его видах деятельности;
-музейную терминологию;
-основы музейного дела, содержание работы музейных групп:
- Дни Воинской Славы России;
-государственные символы России;
-основные факты из истории Мурманской области, историю боевых действий на Кольском полуострове во время Великой Отечественной войны;
-имена выдающихся деятелей России.
УМЕТЬ:
- составить акт приёма музейного предмета, сделать маркировку, описать его, изготовить паспорту;
- составить план экскурсии и грамотно провести её, написать отзыв об экскурсии;
- анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
-создать компьютерную презентацию по сценарию для музейного мероприятия;
- работать в группе, участвовать в КТД (коллективно-творческие дела), проявлять творческие и организаторские способности;
- уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и трудившихся во имя Отечества; исторический опыт других эпох, поколений, наций.
-Читать топографические карты
ОВЛАДЕТЬ:
- приёмами работы с книгой и первоисточниками;
-навыками практической музейной деятельности: навыками составления актов, этикетки, описания экспонатов и др.;
- методикой ведения экскурсии;
-методикой КТД (коллективно-творческих дел);
-навыками ориентирования на местности, организации походного быта.
Одним из обязательных результатов гражданско-патриотического воспитания является социальная активность подростков, когда они свои знания, умения и ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике. Результаты воспитательных взаимодействий отслеживаются педагогом по следующим критериям и параметрам:
- творческая активность;
- культура поведения и отношений;
- адекватность поступков и жизненной позиции,
- ответственность за результат своего труда;
- духовно-нравственные ценностные ориентации.
Показателями результативности также являются качество и уровень обученности, уровень воспитанности, которые определяются на основе унифицированных карт диагностики.