По курсу «трудовое право россии»
Барбеледен Д.Д., Климова С, Язов В. Становление трудовых отношений в постсоветской России (социологический анализ пяти случаев российского менеджмента в сравнении с практикой Канады и Германии). – М.: Академический проект «Москва», 2004.
Желтов О.Б. Курс трудового права: Курс лекций. – М.: Мос-ГУ, 2004.
Желтов О.Б., Сошникова Т.А. Полный курс трудового права. – М.: Эксмо, 2005.
Желтов О.Б., Сошникова Т.А. Трудовое право России: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.
Зыкова И.В. Трудовое право: Курс лекций. – М.: Ось-89, 2006.
Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. – М.: Проспект, 2005.
Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада (Прорыв в постиндустриальное общество) // Трудовое право. – 2003. – № 2.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2002.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. – М.: Контакт; Инфра-М, 2002.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. К.Я. Ананьевой. – М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2002.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2002.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: Юрайт-издат, 2003.
Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации / Составит. А.В. Верховцев. – М.: Инфра-М, 2004.
Коршунов Ю.Н., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2002.
Кочеткова М.А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2002
Лушникова М.В., Лушников A.M. Очерки теории трудового права. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.
Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект-Норма, 2004.
Орловский Ю.П. Проблемы совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 40.
Проблемы защиты трудовых прав граждан: Материалы научно-практической конференции. – М.: Права человека, 2004.
Российский ежегодниктрудового права (2005, № 1) / Под ред. Е.Б. Хохлова. – СПб.: СПбГУ, 2006.
Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его правовых норм. – М.; МГИУ, 2003.
Сойфер В.Г. Стабильность и динамика трудового правоотношения. – М.: Национальный институт бизнеса, 2004.
Сойфер В.Г. Проблемы развития трудовых правоотношений в условиях рынка труда. – М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005.
Сошникова Т.А. Трудовое право России в схемах и таблицах. – М.: МосГУ, 2004.
Таль Л.С. Очерки промышленного права. – М., 1918.
Толкунова В.Н, Трудовое право: Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.
Трудовой кодекс Российской Федерации: Комментарии. – М.: Бератор-Пресс, 2002.
Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ, 2002.
Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты / Под ред. Э.Ф. Френкеля. – М.: Юристъ, 2002.
Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общие методические указания
Семинарские занятия по трудовому праву России предусматривают следующие основные цели:
– во-первых, оптимально организовать учебный труд студентов, предоставить возможность для проявления индивидуальности;
– во-вторых, проверить качество усвоения студентами соответствующей темы курса на основе их самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательством и другими юридическими актами.
Кроме изучения вопросов, указанных в планах, студент должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоение группы определений, понятий, относящихся к соответствующей теме), тестовое и практическое (решение юридических задач, тестовых заданий).
Для обязательного письменного выполнения этих заданий каждому студенту надлежит иметь рабочую тетрадь, содержащую специальные разделы:
а) юридический словарь; б) практикум; в) конспекты научной литературы; г) выдержки из нормативно-правовых актов.
Запись лекций производится в отдельной тетради.
Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению студентами теоретических вопросов и умению применять положения законодательства о труде к конкретным жизненным ситуациям.
Надлежащее внимание следует уделять личному самостоятельному изучению юридических трудов, нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними отношения. Основные источники должны быть законспектированы к тому или иному занятию. Полнота конспектов может быть различной, но нельзя превращать конспектирование в простую переписку текстов изучаемых документов.
Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться только конспектированием учебника с тем, чтобы потом на занятии просто пересказать (а еще хуже – зачитать) его перед аудиторией.
Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход студента к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников.
Наиболее эффективное, высококачественное усвоение учебного материала обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников, которые определяются данными планами.
Изучать их рекомендуется в такой последовательности:
Конспект лекции.
Учебник.
Рекомендуемая литература.
Законодательный материал.
Материалы судебной практики.
На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов подготовить и запомнить развернутые ответы на каждый вопрос плана семинарского занятия.
Конкретная методика подготовки написания полного текста ответа (составления расширенного или краткого плана ответа, формулирования основных тезисов ответа и т. п.) избирается каждым студентом индивидуально.
Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы социальной (в том числе юридической) практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты. Такая форма ответа наиболее оправдана потому, что соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом экзамене.
Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Семинар – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления, и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы.
Поэтому и во время семинара желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи, подготовленные материалы.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для всех других формулировать свою позицию, аргументировать ее, «защищаясь» от оппонентов, ставить вопросы выступающим товарищам, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения «орудием» слова, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональной подготовки. Дискуссия на занятии может возникнуть хотя бы и потому, что студенты имеют разный жизненный опыт, неодинаковую подготовку и к тому же пользуются разными учебниками, в которых многие вопросы курса освещаются зачастую неоднозначно.
Уровень достижения обозначенных выше целей семинарского занятия преподаватель проверяет:
– заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов по плану занятия (по вызову преподавателя или с его позволения, по желанию студента;
– обсуждая те решения, которые выработаны на семинарских занятиях;
– контролируя тетради с конспектами источников и материалами выполнения письменных заданий;
– проводя общие письменные (или машинные – на ПК) аудиторные контрольные работы.
Данные рекомендации не универсальны. Их цель – помочь студентам выработать индивидуальную, наиболее приемлемую методику подготовки к занятиям, чтобы глубоко усвоить основы трудового права России.
Темы семинарских занятий
Тема 2: ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Продолжительность занятия – 2 часа
Цель занятия
Основная цель данного занятия – понять сущность источников трудового права, их классификацию и действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1.Понятие источника трудового права.
2.Классификация источников трудового права.
3.Действие источников трудового права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
4.Краткая характеристика основных законов, регулирующих трудовые и иные, тесно связанные с ними отношения (по выбору преподавателя).
Рекомендуемая литература
Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. – Л., 1985.
Ершова Е.А. Конституция РФ как источник трудового права // Трудовое право. – 2004. – № 3. – С. 39.
Ершова Е.А. Гражданское право – источник трудового права // Трудовое право. – 2004. – № 12. – С. 15.
Збышко Б. Роль МОТ в социальных преобразованиях постсоветской России // Человек и труд. – 2004. – № 10. – С. 41.
Иванов С.А. Применение Конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. – 1994. – №8–9.
Иванов С.А. Судебные постановления как источник права // Судебная практика как источник права. – М., 1997. – С. 24–33.
Киселев И.Я. Международно-правовое регулирование труда: Учебное пособие. – М.: Академия труда и социальных отношений, 1995.
Миронов В.И. Источники трудового права // Трудовое право. – 2003. – № 8. – С. 5.
Орловский Ю. Трудовой кодекс РФ // Хозяйство и право. – 2002. – № 3. – С. 3.
Подвысоцкий П.Т. Предмет локального нормативного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений // Трудовое право. – 2003. – № 9. – С. 44.
Подвысоцкий П.Т. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, их содержание // Трудовое право. – 2004. – С. 69.
Подвысоцкий П.Т. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве // Трудовое право. – 2004. – № 8. – С. 53.
Смолярчук В.И. Источники трудового права. – М., 1968.
Снигирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства // Трудовое право. – 2004. – №6. – С. 13.
Черняева Д.В. Способы обеспечения реализации основополагающих международных трудовых стандартов: поиски решения // Трудовое право. – 2003. – № 8. – С. 34.