Ответственность за нарушение законодательства о государственной и коммерческой тайне

Нарушение режима государственной, служебной или коммерческой тайны, требований к соблюдению конфиденциальности такого рода сведений влечет для виновного потенциальную возможность понести соответствующее степени и тяжести его деяния наказание. Законодательно установлено, что нарушение требований действующего законодательства по защите государственной, служебной или коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом установленные государством санкции определяются соответствующим отраслевым кодексом:

1) Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 283 «Разглашение государственной тайны» и ст. 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну», в которых предусматривается уголовная ответственность за разглашение государственной тайны или нарушение правил обращения с документами ее, содержащими в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы на срок до семи лет. Кроме того, в ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» предусматривается уголовная ответственность за указанные в ней деяния в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет (при наличии тяжких последствий – до десяти лет);

2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 13.11–13.14 устанавливает административную ответственность в виде штрафа: за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах; за нарушение правил защиты информации установленных соответствующей лицензией; за использование несертифицированных средств защиты информации; за деятельность в сфере защиты информации без соответствующего разрешения (лицензии); за разглашение информации с ограниченным допуском;

3) должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по защите государственной, служебной и коммерческой тайны с учетом их трудовой функции или служебного положения. Так, они могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрений. За совершение проступка работодатель имеет право применить к ним дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по основаниям, предусмотренным пп. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей» или п. 12 «Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне». Как и другие меры дисциплинарного взыскания, увольнение применяется к работнику в порядке, установленном ст. 193 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с правилами, установленными вышеуказанной статьей, работодатель до применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения должен потребовать от работника объяснения в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. При этом отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения.

Мера дисциплинарного взыскания в форме увольнения работника применяется не позднее одного месяца со дня установления факта разглашения государственной, служебной или коммерческой тайны работником, за исключением времени его болезни и пребывания в отпуске. Важным обстоятельством является и то, что дисциплинарное взыскание в форме увольнения не может быть применено к работнику позднее шести месяцев со дня совершения им проступка, в том числе проступка, выразившегося в разглашении государственной, служебной или коммерческой тайны.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ применение мер дисциплинарной ответственности за нарушение права на охраняемую тайну в форме ее разглашения может предусматриваться уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников, а следовательно, и в отношении должностных лиц федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну юридических лиц и граждан-предпринимателей и ставших им известными в связи с исполнением служебных обязанностей.

Другим видом ответственности работников за нарушение права на коммерческую тайну является материальная ответственность, предусматривающая обязанность работника возместить в пределах, установленных законом, имущественный ущерб предприятию, нанесенный виновным противоправным поведением.

Необходимой предпосылкой привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности является своевременное возложение на него обязательства о неразглашении охраняемой тайны работодателя;

4) в настоящее время гражданско-правовая ответственность, в связи с переходом к рынку резко повысила свою роль и влияние. Как и в иных случаях, в отношении рассматриваемого института эта гражданская ответственность предстает в форме признания совершенной сделки недействительной по основаниям, указанным в ст. 166 и 168 Гражданского кодекса РФ, а также в форме возмещения причиненного вреда.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения обладателем информации обязанности по обеспечению режима государственной, служебной или коммерческой тайны.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с законом быть привлечено к ответственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что такое «государственная тайна»?

2. Что такое «коммерческая тайна»?

3. Перечислите виды и меры юридической ответственности, применяемые к нарушителям законодательства о государственной и коммерческой тайне.

Наши рекомендации