Судебный контроль в сфере госуправления
Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, гос.и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности. Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию-судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исп. власти, их должностных лиц. Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исп.власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляет:
• Конституционный Суд;
• Суды общей юрисдикции;
• Хозяйственные суды.
Конституционный Суд -судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Согласно ст. 116 Конституции Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции:
а) законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ;
б) актов междунар. образований, в которые входит РБ. Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.
В данном случае исключительно важной является деятельность судов по контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства. Важным методом укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производства.
Суды рассматривают жалобы граждан на постановления соответствующих органов и должностных лиц о наложении штрафов.
Хозяйственные судыявляются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Общий надзор прокуратуры
Сущность прокурорского надзора состоит в надзоре за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. При этом прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждении, исполняющих наказание, и назначение судом мер принудительного характера. Прокурор имеет право:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий и организаций, иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;
2) требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;
3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушения закона; в случаях, предусмотренных законом, требовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов. Формы реагирования прокурора на нарушения законности. К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относится прежде всего протест.
Представление прокурора об устранении нарушений закона, причины нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранить допущенные нарушения.
Постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.
Предписание. Письменное предписание об установлении нарушения закона направляется в орган или должностному лицу, допустившему нарушение, либо в порядке подчиненности в орган или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.
Официальное предупреждение. В целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; проверка исполнения законов поднадзорными органами; участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления; изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; проверка действий должностных лиц.
Административный надзор
Адм. надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектамиадм. надзора являются специальные органы надзора, государственные инспекции.
Адм. надзор - один из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, специальный вид правоохранительной деятельности. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах, правилах дорожного движения, пожарной безопасности (санитарные, природоохранные и другие нормы). Особенности адм. надзорасостоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами административного надзора отсутствует организационная соподчиненность, т.е. деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Во-вторых, субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры адм. принуждения.
Действующие норм. акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:1) полномочия по предупреждению правонарушений; 2) полномочия по пресечению правонарушений; 3) полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц; 4) полномочия по нормотворчеству. Т.о, адм. надзор - это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.