Формирование у юристов позиции бизнес-партнеров.

Сложилось исторически и оправданно стоящими перед юридическими подразделениями задачами, что юристы выполняют контрольно-надзорные функции, связанные с обеспечением соблюдения организацией и ее сотрудниками требований законодательства. Выше было замечено, что, если в советское время эта контрольно-надзорная функция обеспечивала социалистическую законность в деятельности организации и выполнялась по поручению и под контролем вышестоящего органа (объединения, министерства), то в настоящий момент обеспечение законности имеет целью минимизацию предпринимательских рисков компании вследствие несоблюдения требований законодательства. Задача идентификации, оценки и минимизации бизнес-рисков является одной из главных в деятельности современного юриста, обслуживающего коммерческую организацию.

При этом надзорно-контрольная функция не должна быть превалирующей, "отпугивающей" руководителя и других менеджеров организации от привлечения юристов к стратегическому планированию и участию в разработке бизнес-проектов. Хорошие юристы должны принимать участие в обсуждении бизнес-процессов, а не получать только "оформительскую" задачу уже по факту состоявшегося решения. Если это сложилось в организации иначе, то следует подвергнуть анализу саму идеологию организации юридической работы, критически оценить деловой стиль общения юристов с руководством и коллегами - насколько юрист ориентирован на сотрудничество, на поддержку бизнес-целей компании, на обеспечение ее стратегического развития. Собственники бизнеса, руководители компаний хотят видеть рядом с собой не взыскательных прокуроров, а заинтересованных в деле бизнес-партнеров.

Так, бизнес-ориентированный юрист вместо отказа в визировании договора сделает свои предложения по его совершенствованию с целью обеспечения наибольшей выгоды для компании, т.е. он будет вникать не только в вопросы оформления договора, осуществлять проверку полномочий на его подписание, но и анализировать содержание прав, обязанностей, ответственности контрагентов.

Как правило, юристы обладают критическим умом, аналитическими способностями, ораторским искусством, силой убеждения. Эти качества очень востребованы в бизнес-среде и могут повысить эффективность не только правовой работы, но и бизнеса в целом. Неслучайно поэтому все чаще встречается ситуация, когда юрист является членом правления, совета директоров, принимает участие в формировании стратегии компании. Руководители правовых департаментов по своему статусу могут быть приравнены к заместителям генерального директора.

Не останавливаясь подробно на основных подходах к организации деятельности юридических департаментов, отмечу, что к числу значимых следует также отнести широкое использование проектного метода, командный подход к работе над задачей (привлечение юристов различной специализации и профессионального уровня), а также применительно к холдингам - интеграцию юристов бизнес-направлений в общую структуру бизнес-группы.

Критерии оценки сотрудников юридического департамента

Можно назвать следующие критерии оценки корпоративного юриста организации:

- профессионализм;

- знание бизнеса;

- продуктивность деятельности;

- способность оперативно реагировать на запросы клиента;

- постоянное повышение квалификации;

- сокращение затрат на правовое обслуживание компании, включая минимизацию расходов на привлечение внешних юристов.

Система стимулирования корпоративных юристов

Система стимулирования корпоративных юристов, как и других сотрудников организации, традиционно складывается из способов мотивации - моральной и материальной. При этом применительно к юристам как людям, занятым высокоинтеллектуальным трудом, нельзя забывать о моральной мотивации, элементами которой является в том числе информированность работника о целях и стратегии компании, состоявшихся значимых решениях. Уважительное отношение к юристу выражается в том числе в привлечении его к формированию стратегии развития организации, принятию бизнес-решений. Может показаться преувеличением, но личное многолетнее общение автора с практикующими юристами показывает, что наибольшая их неудовлетворенность заключается не только и даже не столько в низкой заработной плате, сколько в непризнанности руководством компании, невостребованности способностей, в недооценке заслуг. К способам проявления моральной мотивации так же следует отнести создание благоприятного климата в коллективе, предоставление возможности повышать свой профессиональный уровень различными способами, общаться в своем профессиональном сообществе.

Что касается материальной мотивации, то, как правило, доход корпоративного юриста складывается из должностного оклада и премирования - индивидуального и коллективного - по результатам деятельности подразделения и/или компании.

Материальная мотивация

┌───────┐ ┌───────┐ ┌─────────────────────┐

│ Оклад │ │ Бонус │ │ Дополнительные │

│ │ │ │ │ Социальные гарантии │

└───────┘ └───────┘ └─────────────────────┘

│ │ │

┌─────────────────────┘ │ └──────────────────────────┐

V V V

┌───────────────┐ ┌───────────────────────────┐ ┌───────────────┐

│ Эффективность │ │ Эффективность деятельности│ │ Эффективность │

│ деятельности │ │ юридического департамента │ │ деятельности │

│ компании │ │ │ │ самого юриста │

└───────────────┘ └───────────────────────────┘ └───────────────┘

Индивидуальное премирование юристов организации может быть построено на оценке качества и своевременности оценки оказываемых ими услуг непосредственным потребителем услуги - внутренним клиентом. Перечень услуг: обеспечение качества договорно-правовой работы, претензионно-исковой работы, регистрация объектов недвижимого имущества и сделок с ним, обеспечение законности в оформлении трудовых правоотношений и пр., а также состав внутренних клиентов - сотрудников компании, кому непосредственно эти услуги предназначены, могут утверждаться ежеквартально организационно-распорядительным документом (приказом руководителя организации). Список оценивающих услуги сотрудников и сами оцениваемые услуги могут (и даже должны) изменяться исходя из приоритетности стоящих перед юридическим департаментом задач. Премия может составлять 30% должностного оклада специалиста; каждая услуга оценивается в размере от 0 до 10%. Такая система премирования направлена на обеспечение отзывчивости юристов на запросы внутренних клиентов и призвана формировать у юристов позицию бизнес-партнера, необходимую как для успешности деятельности коммерческой организации, так и для карьерного роста самого специалиста.

Руководители юридических департаментов, которые принадлежат к менеджменту компании, могут получать ежегодные бонусы, являющиеся частью долгосрочной системы мотивации, исходя из достигнутых компанией параметров бюджета - ключевых показателей эффективности КПЭ (KPI - Key performance indicators).

§ 2. Функции юридических департаментов

Функции юридических департаментов могут определяться не только содержанием правовой работы, но и сформировавшимися традициями компании в распределении полномочий между подразделениями, которые, в свою очередь, обусловливаются профилем, масштабом деятельности, наличием территориально обособленных структурных подразделений и дочерних обществ.

Основные функции юридических подразделений коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:

- локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;

- договорно-правовая работа <1>;

--------------------------------

<1> Организации договорно-правовой и претензионно-исковой работы из-за значимости этих направлений посвящены главы V и VI этой книги, в связи с чем мы избегаем анализа этих направлений в настоящей главе.

- претензионно-исковая работа;

- правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации - корпоративная работа;

- обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);

- правовое обеспечение прав организации на объекты интеллектуальной собственности;

- правовое обеспечение прав и законных интересов организации как налогоплательщика;

- обеспечение социального партнерства в организации, соблюдение трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;

- взаимодействие с внешними юристами <1>;

--------------------------------

<1> Представляется правильным, если корпоративные юристы помогают функциональным руководителям, заинтересованным в получении консультации от внешних юристов, профессионально сформировать запрос и принять выполненную работу. При таком подходе корпоративные юристы не подменяют внешних консультантов, а выполняют функцию компетентных провайдеров.

- защита прав и законных интересов организации при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, судебными и правоохранительными органами, включая представительство в судах;

- управление правовыми рисками и compliance (комплаенс);

- формирование правовой культуры организации (внутрифирменное обучение, консультирование по правовым вопросам).

Рассмотрим отдельные направления правовой работы.

Одной из значимых сфер, в которой функционирует юридический департамент, является локальное (внутреннее) нормотворчество организации.

Локальные нормативные акты или внутренние документы<1> - принимаемые в соответствии с диспозитивными нормами законодательства органами управления организации в соответствии с их компетенцией положения, стандарты, регламенты, регулирующие ту или иную внутреннюю сферу деятельности организации.

--------------------------------

<1> Как известно, до вступления в силу федеральных законов о хозяйственных обществах документы, принимаемые предприятием (организацией), регулирующие его внутреннюю деятельность, именовались локальными нормативными актами. В большей степени они касались социально-трудовой сферы, хотя не исключалось и иное (Положения о структурных подразделениях, Стандарты предприятия). С принятием Закона об АО появилось новое понятие - "внутренние документы", предметом правового регулирования которых являются, в основном, формирование и организация деятельности органов управления и контроля акционерного общества, хотя иное также не исключается: возможно принятие положений о филиалах, о фондах и резервах, о дивидендной политике и др. Поскольку правовая природа и сущность локальных нормативных актов и внутренних документов полностью совпадают и отличаются только сферой правового регулирования, появление нового понятия - "внутренние документы" не исключает использование традиционной категории - "локальные нормативные акты". Заметим, что в Гражданском кодексе РФ, с учетом изменений, внесенных ФЗ от 5 мая 2014 года N 99, предусмотрено, что корпорации могут принимать внутренний регламент (ст. 52). В этой книге указанные термины употребляются как синонимы.

Локальные нормативные акты или внутренние документы организаций обладают следующими существенными чертами:

- основаны на законодательстве и иных правовых актах и не должны им противоречить;

- принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие законодательному императивному запрету;

- устанавливают внутренние процедуры (регламенты), обеспечивают исполнение норм законодательства и иных правовых актов;

- утверждаются компетентными органами управления организации в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными органами управления, в том числе государственными;

- в отличие от организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений руководителя, решений коллегиальных органов управления), имеющих индивидуально-определенный характер, содержат общие предписания и рассчитаны на многократное применение;

- распространяются на всех субъектов, участвующих в соответствующих отношениях: органы управления и контроля, акционеров (участников), работников, работодателя, структурные подразделения корпорации;

- учитываются судебными и иными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации;

- в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) принимаются с учетом мнения или по согласованию с представительными органами работников (ст. 372 ТК РФ).

Необходимость принятия отдельных внутренних документов в ряде случаев обусловлена организационно-правовой формой организации и напрямую установлена федеральными законами. Так, обязательными к принятию в хозяйственных обществах являются внутренние документы, регулирующие порядок образования и организацию деятельности органов управления корпораций, а также целый ряд локальных нормативных актов в социально-трудовой сфере - Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о конкурсе при приеме на работу, Положение об охране персональных данных работника, Положение об аттестации работников и иные внутренние документы, имеющие большое значение для реализации хозяйствующим субъектом его правоспособности. Например, для обеспечения экономической безопасности в организациях разрабатывается Положение об охране сведений, составляющих коммерческую тайну. Другая часть внутренних документов создается по собственному усмотрению хозяйствующих субъектов, в зависимости от сферы и масштаба деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота, традиций взаимоотношений участников и менеджеров, коллектива и руководства.

В части локального (внутреннего) нормотворчества юридический департамент осуществляет предварительную проверку соответствия внутренних документов организации действующему законодательству и интересам организации и/или принимает непосредственное участие в разработке внутренних документов.

Из представленной ниже таблицы следует, что инициатором и ответственным за разработку внутренних документов является руководитель подразделения, на которого возложены соответствующие функции.

Схема принятия внутренних документов

┌────────────┐

│ Инициатива │

└──────┬─────┘

Функциональная V

служба ┌───────────────────────────────────────┐ Руководитель

─────────────────>│Издание распорядительного документа о │ организации

│готовке локального нормативного акта │ <────────────────

│(определяет цель, сроки, процедуру, │ Профсоюзный орган

│состав рабочей группы) │

└─────────────────────┬─────────────────┘

V

┌───────────────────────────────────────┐

│ Создание рабочей группы │

└─────────────────────┬─────────────────┘

V

┌───────────────────────────────────────┐

│ Привлечение к работе всех │

│ заинтересованных лиц │

└─────────────────────┬─────────────────┘

V

┌───────────────────────────────────────┐

│ Подготовка Проекта │

└─────────────────────┬─────────────────┘

Юридическая V Финансово-экономи-

экспертиза ┌───────────────────────────────────────┐ ческая экспертиза

─────────────────>│ Согласование Проекта со всеми │<──────────────────

─────────────────>│ заинтересованными службами │<──────────────────

Бухгалтерская └─────────────────────┬─────────────────┘ Заключение службы

экспертиза V менеджмента качества

┌───────────────────────────────────────┐

│Учет мнения выборного профсоюзного │

│органа, представляющего интересы │

│работников - для локальных нормативных │

│актов в сфере труда (ст. 372 ТК РФ) │

└─────────────────────┬─────────────────┘

V

┌───────────────────────────────────────┐

│Утверждение Проекта компетентным │

│органом управления (Советом директоров,│

│ Генеральным директором, Правлением)│

└─────────────────────┬─────────────────┘

V

┌───────────────────────────────────────┐

│Регистрация, учет документа, включение │

│ в номенклатуру дел │

└─────────────────────┬─────────────────┘

V

┌───────────────────────────────────────┐

│Ознакомление с документом всех │

│заинтересованных лиц, доведение до │

│сведения трудового коллектива │

│(обязательно для локальных нормативных │

│актов в сфере труда) │

└───────────────────────────────────────┘

Разрабатываемый локальный нормативный акт должен иметь реквизиты. Такие реквизиты определяются Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст "О принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации. ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов":

- наименование организации;

- наименование документа;

- дата и номер документа;

- заголовок к тексту;

- гриф утверждения;

- подпись разработчика документа;

- гриф согласования;

- отметка об ознакомлении работника с документом.

Задача по обеспечению функционирования соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности именуется корпоративной работой. Для унитарных государственных, муниципальных, казенных предприятий эта часть правовой работы связана прежде всего с осуществлением взаимодействия с собственником имущества, находящегося соответственно в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.

Особым разнообразием рассматриваемое направление деятельности юридических служб отличается в хозяйственных обществах, в которых для обеспечения эффективности этой работы в составе юридических подразделений создаются специальные подразделения по обеспечению корпоративной работы - корпоративные отделы или секторы.

Правовое обеспечение корпоративной работы связано прежде всего с организацией взаимодействия хозяйственных обществ со своими участниками; с организацией функционирования органов управления хозяйствующих субъектов - общих собраний участников (акционеров), советов директоров (наблюдательных советов), исполнительных органов организации (единоличного - директора или генерального директора и коллегиального - правления или дирекции); с реализацией управленческих и имущественных прав участников на участие в органах управления, на получение части прибыли (дивидендов) от деятельности хозяйственного общества и пр. Зачастую в компаниях имеется должность корпоративного секретаря, в частности, обеспечивающего функционирование совета директоров и взаимодействие с акционерами (участниками).

В организациях, входящих в группы компаний (холдинги), корпоративные отделы участвуют в обеспечении взаимодействия основного и дочерних обществ. В этой области юридические департаменты основных обществ разрабатывают уставы, внутренние документы дочерних обществ, договоры с их руководителями и осуществляют контроль за соблюдением этих документов.

Корпоративные отделы акционерных обществ непосредственно обеспечивают оформление выпуска и обращения ценных бумаг, эмитированных обществом, в том числе осуществляют взаимодействие с Банком России как мегарегулятором: подготавливают и передают для государственной регистрации выпуски ценных бумаг, отчеты о размещении ценных бумаг, отчеты эмитента по ценным бумагам; информируют органы Банка России о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента <1>. Раскрытие информации о деятельности компании в установленных законами случаях является значимой задачей корпоративных подразделений.

--------------------------------

<1> См.: ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценный бумаг" (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Важной составляющей корпоративной работы, осуществляемой юридическими департаментами, является также организация взаимодействия с органами Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), в том числе в части подачи уведомлений и ходатайств о фактах, связанных с экономической концентрацией субъектов предпринимательской деятельности (ст. ст. 27 - 31 Закона о защите конкуренции) <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом подробнее в главе VIII этой книги.

Важным направлением деятельности юридического департамента является обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с профсоюзами и иными организациями, представляющими работников.

Юридические департаменты разрабатывают формы: трудовых договоров, заключаемых с каждым работником; ученических договоров, заключаемых с лицами, принятыми учениками; соглашений о направлении работников на обучение; принимают участие в создании и контроле за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права.

Юридические департаменты участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по охране труда, укреплению трудовой дисциплины, а также предотвращению имущественного ущерба в связи с фактами правонарушений или хищений (растраты, присвоения) имущества организации. Сотрудники юридических департаментов визируют кадровые приказы о приеме, переводе, увольнении работников, подготавливают заключения по представленным материалам о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Сотрудники юридических служб принимают участие в подготовке и проведении аттестации работников на соответствие занимаемой должности.

Юристы оказывают помощь профсоюзному комитету и другим организациям, представляющим работников, в реализации их правомерной деятельности, осуществляют консультации персонала по правовым вопросам.

Юридические департаменты организаций обязаны принимать активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции (работ, услуг), в том числе с точки зрения соответствия требованиям международных стандартов качества. Юридические департаменты принимают участие в разработке Стандартов предприятия по качеству (СТП), во внутреннем аудите организации являющимися необходимым требованием международной системы качества ИСО 9000-2011. Целесообразно, чтобы некоторые юристы были сертифицированы как внутренние аудиторы организации. Это будет способствовать повышению эффективности других направлений деятельности юридического департамента, поскольку внутренний аудит связан с комплексными проверками функционирования структурных подразделений коммерческих организаций, выявлением причин их неоптимального взаимодействия, а также разработкой рекомендаций по улучшению деятельности организации в целом.

Современная предпринимательская практика сделала актуальными для юридических департаментов коммерческих организаций новые формы и направления работы, среди которых может быть названа медиация как способ досудебного разрешения конфликтов<1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (в ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.

Юридические службы всех коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовой формы, призваны формировать корпоративную культуру организации <1>, важнейшей частью которой является правовая культура организации. Так, посредством участия во внутрифирменном обучении юридические департаменты организуют информирование трудового коллектива о действующем законодательстве, обеспечивают совместно с другими подразделениями изучение руководителями и специалистами коммерческой организации законодательства, иных правовых актов и внутренних документов организации, относящихся к предмету их деятельности.

--------------------------------

<1> Под корпоративной культурой традиционно понимают совокупность ценностей, принципов и правил деятельности организации, которые разделяются большинством сотрудников и передаются из поколения в поколение. См.: Кубанейшвили А. // Управление персоналом. 2001. N 1. С. 20.

В настоящее время весьма актуальным для юридических департаментов является направление деятельности, связанное с управлением правовыми рисками (legal risk) и комплайенс-рисками (compliance-risk). Управление правовыми рисками входит в общую систему риск-менеджмента (Enterprise Risk Management) <1>, представляющую собой комплексную систему предупреждения, контроля и управления различными категориями рисков. С момента своего зарождения теория риск-менеджмента рассматривала только экономические риски, однако в настоящий момент активная деятельность хозяйствующих субъектов в правовой сфере - обусловленная в том числе необходимостью обеспечения правовой безопасности компаний в условиях глобального финансового и политического кризиса - требует адекватного управления правовыми рисками.

--------------------------------

<1> Впервые термин "риск-менеджмент" был предложен в 1955 году профессором страхования Темплского университета Уэйн Снайдер. Под риском понимают угрозу того, что какое-либо событие неблагоприятно повлияет на возможность добиваться желаемого результата в бизнесе, реализовывать цели и (или) стратегические планы. Управление рисками - это воздействие на риск/риски, приводящее к изменению какой-либо одной или нескольких характеристик риска, т.е. вероятности и (или) последствий. Шишаков А. Корпоративный риск-менеджмент. Азбука для юриста // Корпоративный юрист. 2008. N 7. С. 46, 48.

Правовые риски возникают, когда хозяйствующий или члены его органов управления вступают в гражданско-правовые, административно-правовые и иные отношения, урегулированные нормами законодательства и внутренних документов, в результате которых на хозяйствующего субъекта или члена его органа управления могут быть наложены обязательства правового характера (заключение договоров, принятие решений, подписание правовых документов, возложение ответственности) и пр.

Факторами правовых рисков в том числе могут быть: несоблюдение организацией требований законодательства и иных нормативно-правовых актов, нарушение условий договоров, правовые ошибки (т.е. некорректная интерпретация или применение правовых норм), а также объективные обстоятельства, связанные с несовершенством правового регулирования, например коллизии, пробелы законодательства.

Под правовым риском следует понимать негативное воздействие на цели компании, которое потенциально может произойти в результате нарушения компанией законодательства или несоответствия ее деятельности требованиям регуляторов, внутренним нормам, договорным обязательствам, а также вследствие внешних факторов, независимых от компании.

Последствиями реализации (наступления) рискового события являются убытки, которые могут возникнуть для организации - выплаты по искам, неустойки, штрафы, расходы на юридическое обслуживание, судебные издержки, затраты на устранение правовых ошибок, ущерб деловой репутации, упущенная выгода, а также личная ответственность членов органов управления (материальная, административная, уголовная). К числу правовых рисков также относятся возможность признания сделки недействительной, утрата права на использование интеллектуальной собственности и пр.

Для понимания функций юридических департаментов в сфере управления рисками следует проанализировать вопрос о соотношении правовых рисков (legal risk) и комплайенс-рисков (compliance risk). В специальной литературе отсутствует единое мнение на этот счет <1>. Наиболее распространенной точкой зрения является то, что legal risk и compliance risk пересекаются, при этом объем различия зависит от того, насколько широко понимается compliance risk. В зарубежных источниках обычно используется максимально широкое понимание compliance как "обеспечение того, что требования законодательства, нормативных актов, внутренних стандартов организаций выполняются" <2>. По сути, в широком смысле compliance - это обеспечение соответствия компании всему, что она обязана соблюдать, начиная от требований законодательства и кончая стандартами делового общения.

--------------------------------

<1> См., об этом, напр.: Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. 2008. N 6.

<2> Dorian J., Marcelo Halpern. The Language of Compliance: a glossary of acronyms, and extended definitions.

Поскольку причиной многих правовых рисков является несоблюдение организацией каких-либо требований или несоответствие каким-либо положениям, в большинстве случаев legal risk и compliance risk совпадают. Однако к правовым рискам также можно отнести риски, вызванные внешними факторами, не связанными с несоблюдением компанией каких-либо требований, например, несовершенство действующего законодательства, некомпетентность юристов, ошибки в практике отправления правосудия и пр. Так же точно риски в сфере compliance не всегда имеют правовой характер. Так, соответствие компании положениям Кодекса корпоративного управления <1>, лучшим корпоративным практикам (best practices), стандартам деловой этики не является обязанностью компании, предусмотренной действующим законодательством, но несоблюдение этих положений, особенно для публичных компаний, влечет за собой определенные риски, например риск потери инвестиционной привлекательности <2>.

--------------------------------

<1> Одобрен Правительством РФ к применению 13 февраля 2014 года, рекомендован Банком России для применения 10 апреля 2014 года.

<2> См. об этом: Павлова Е., Михайлов И. Система интегрированного управления рисками в группе компаний ОАО "МТС" // Корпоративный юрист. 2008. N 5. С. 32.

Представляется, что для эффективного осуществления функции правового обслуживания бизнеса в полномочия юридических департаментов должно входить как управление правовыми рисками, так и прочими рисками несоответствия - комплайенс-рисками.

По характеру и степени управления правовыми рисками юридические подразделения коммерческих организаций условно подразделяют на: юридические службы - юрисконсульты, юридические службы - контролеры и юридические службы - управляющие. Роль юридических служб - юрисконсультов пассивна; в этом случае юристы наделяются минимальной ответственностью за развитие организации; функции юрисконсультов сводятся к составлению договоров, визированию приказов, обеспечению регистрационных процедур в уполномоченных органах. Юридическая служба - контролер уже более приближена к обеспечению оценки и минимизации предпринимательских рисков. Деятельность таких юристов, помимо визирования документов и представительства, включает элементы внутреннего контроля, однако здесь еще отсутствует целостная система управления рисками. И только управляющая юридическая служба способна качественно обеспечить предотвращение правовых рисков и, соответственно, эффективное функционирование субъекта предпринимательской деятельности <1>. В этом случае принятие важных управленческих вопросов базируется на предварительном правовом анализе ситуации.

--------------------------------

<1> См. об этом: Данилин О., Пустовалова Е. Юридическая функция в корпорации: взгляд через призму риск-менеджмента // Корпоративный юрист. 2008. N 1.

Следует заметить, что спецификой правовых рисков является невозможность оценить их статистически.

Наши рекомендации