Основные задачи Пограничной службы.
1. Управление пограничными органами и войсками при осуществлении защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
2. Организация в пределах своей компетенции выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению пограничных органов и войск.
3. Организация борьбы с террористической деятельностью, организованной преступностью, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия деятельности незаконных вооруженных формирований в пределах приграничной территории.
4. Обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению пограничных органов и пограничных войск.
Пограничные органы охраняют государственную границу, а также осуществляют пропуск через государственную границу.
Государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета (ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе РФ".
Пограничные органы обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу; проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним; ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению; осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов; участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации; проводят при необходимости пограничные поиски и операции.
Другие органы безопасности - иные управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности и пограничных войск. К их числу относятся: авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ.
Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
17.2. Задачи, принципы и основные направления
деятельности органов Федеральной службы безопасности России
Основные обязанности органов ФСБ России (ст. 12 ФЗ "О ФСБ"):
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (контрразведывательная деятельность);
- координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
- осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;
- обеспечение защиты и охраны Государственной границы РФ;
- борьба с террористической и диверсионной деятельностью;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;
- производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;
- организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
- обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.
Принципы деятельности органов ФСБ России: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Закона о ФСБ).
Деятельность этих органов, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.
Основные направления деятельности органов ФСБ России: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью, в том числе террористической, диверсионной и экстремистской деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности; иные направления деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Контрразведывательная деятельность - деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основания для осуществления контрразведывательной деятельности:
- наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;
- необходимость обеспечения собственной безопасности.
В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ России. При этом осуществление контрразведывательных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения; затрагивающих неприкосновенность жилища граждан - допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Борьба с преступностью. Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят:
- оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений;
- дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом о ФСБ.
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ России в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации, в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".
Порядок и условия взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки Российской Федерации устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.
Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ России.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Пограничная деятельность направлена на:
- защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
- при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
- при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами России.
17.3. Правовой статус сотрудников органов
федеральной службы безопасности России
Органы ФСБ России комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ России (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.
Сотрудник органов ФСБ России - гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов ФСБ России, устанавливаются руководителем этой Службы или уполномоченными им должностными лицами <1>.
--------------------------------
<1>Приказ ФСБ России от 5 апреля 2010 г. N 159 "Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов Федеральной службы безопасности".
Для определения соответствия кандидата названным выше требованиям проводятся проверочные мероприятия:
- медицинское освидетельствование для определения пригодности лица к военной службе (работе). В этих целях граждане Российской Федерации, поступающие на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры с последующим вынесением врачебной комиссией военно-медицинской организации заключений о соответствии состояния их здоровья возможности исполнять возложенные на них обязанности, а военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят диспансеризацию, медицинские осмотры в порядке, установленном директором ФСБ <1>;
--------------------------------
<1> Федеральный закон РФ от 28.06.2014 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности".
- профессиональный психологический отбор -> оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы (работы) качества обследуемых граждан;
- проверка физической подготовки.
Проверочные мероприятия проводятся с согласия кандидата на должность сотрудника органов ФСБ и после оформления на него личного дела органами ФСБ России.
Поступающий на работу (службу) в ФСБ России должен знать о том, что все предоставленные им данные (в том числе и в части, касающейся близких родственников) будут тщательно проверены. Такая проверка, в соответствии с требованиями ФЗ "О государственной тайне", необходима в целях оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Отказ от прохождения проверки рассматривается как нежелание и неготовность работать в органах Федеральной службы безопасности.
Процесс изучения и проверки кандидатов занимает длительное время (как правило, до 3 месяцев). Сотрудник кадрового аппарата сообщает кандидату о принятом по результатам изучения решении.
Кроме того, гражданин, поступающий на службу в органы ФСБ, должен иметь соответствующий уровень образования - высшее, среднее (полное) общее или среднее профессиональное - в зависимости от вида предполагаемой работы, должности.
Ограничения, в силу которых кандидат не может быть принят на службу (работу) в органы ФСБ (ст. 16 Закона о ФСБ):
- наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
- отказ от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
- наличие судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
- непредставление документов или сведений, подлежащих обязательному представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;
- наличие зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;
- если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Военнослужащие органов ФСБ проходят военную службу в соответствии с законодательством РФ о прохождении военной службы с учетом установленных законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.
Обязанности, права и льготы гражданского персонала органов ФСБ России определяются законодательством РФ.
Сотрудники органов ФСБ в служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций.
Им также запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности, совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).
При исполнении сотрудником органов ФСБ служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.