Какие виды ограничения свободы массовой информации предусмотрены российским законодательством?

В действующем российском законодательстве предусматривается несколько видов ограничений свободы массовой информации. Из них к избирательному процессу относятся два. Во-первых, это обязанность в определенных законом случаях размещать в СМИ обязательные сообщения (например, предоставление определенными категориями СМИ бесплатного эфирного времени и печатной площади для проведения агитационных мероприятий).

Во-вторых, это запрет на сбор и распространение информации определенного рода (в частности, предусмотренная п.1 ст.56 ФЗ «Об основных гарантиях…» недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации: «агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации»).

Ограничения свободы массовой информации в избирательном процессе могут иметь разные цели - например, обеспечение равенства кандидатов, защиты чести и достоинства кандидатов, недопустимость злоупотребления свободой СМИ, объективное информирование избирателей и т.д. Сомневаться в том, что эти ограничения установлены для защиты основ конституционного строя и прав и законных интересов других лиц, не приходится. Вопрос лишь в соразмерности и разумности данных ограничений.

Конституция РФ ст. 29

Ст.29. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства

10.Информация с ограниченным доступом. Раскройте содержание понятий «государственная тайна», «конфиденциальная информация»?

Информация с ограниченным доступом - информация, доступ к которой имеет только ограниченный круг лиц и обнародование которой запрещено законом. Ограничение доступа к информации осуществляется исключительно в интересах национальной безопасности или охраны прав человека. К информации с ограниченным доступом относится конфиденциальная, служебная и секретная информация, любая другая информация считается открытой и получить доступ к ней имеют право все граждане Украины, независимо от того касается их эта информация непосредственно или нет.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Правила обращения с К.и. в РФ определяются в соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»** и др. нормативными правовыми актами.

К сведениям конфиденциального характера относятся сведения: а) о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; б) составляющие тайну следствия и судопроизводства; в) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами гос-ной власти в соответствии с ГК РФ* и федеральными законами (служебная тайна); г) связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ* и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); д) связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); е) о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Перечень сведений конфиденциального характера**).

11.Раскройте содержание понятий «служебная тайна», «коммерческая тайна». Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?

служебная тайна – это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Коммерческая тайна - информация. которая обладает реальной или потенциальной экономической ценностью в силу того. что она не является общеизвестной и не может быть легко получена законным образом другими лицами, которые могли бы извлечь экономическую выгоду от ее разглашения или использования.

коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

· учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

· документы о платежеспособности;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных мест;

· документы об уплате налогов и обязательных платежах;

· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдения безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

· сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Наши рекомендации