Преступление и наказание в религиозном мировоззрении, в правосознании и праве Древнего Египта.

В «Книге мёртвых» содержался перечень 42 самых тяжких для египтян преступления.

· Против фараона и государства:

o измена во время военных действий

o Заговор против фараона

o Мятеж

o Разглашение государственной тайны

o Должностные преступления (коррупция)

o Дача ложной клятвы

· Религиозно-культовые. Уголовно-правовые представления египтян впитали в себя различные мифологические образы, в том числе тотемические.

o Убийство священных животных

o Чародейство

o Переодевание в одежду другого сословия

o Посягательства на храмовую собственность

o Кража погребального имущества

o Ограбление гробниц

o Святотатство

· Против личности:

o Убийство

o Нарушение правил врачевания, повлёкшее смерть больного

· Против семьи и нравственности

o Прелюбодеяние

o Изнасилование

· Против частной собственности:

o Кража, грабёж, мошенничество в виде обмеривания или обвешивания.

o Ростовщичество – считалось нихким занятием, недостойным добропорядочного подданного (могли заниматься только чужеземцы)

Система наказаний.

Наказания носили своей главной целью устрашение. Входили:

ü Смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и проч.)

ü Заключение в тюрьму

ü Обращение в рабство

ü Ссылка на каторжные работы в Нубию

ü Телесные и членовредительские

ü Лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца

ü Денежный штраф

ü Конфискация частных рабов.

Особенности общественного и государственного строя Древнего Вавилона. Правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи».

Общественный строй.

Социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая связана с многоукладным характером экономики, с незавершённым процессом образования классов, с ранним развитием в царско-храмовом хозяйстве торговли.

Наиболее чёткие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами, что позволяет говорить о рабовладельческом обществе Древнего Вавилона. Однако, рабство имело свои особенности:

· Длительное сохранение зна­чительных пережитков первобытнообщинного строя в рабовладель­ческом обществе Вавилона.

· Быстрое развитие производительных сил в плодородных до­линах Двуречья, а также сложившаяся здесь необходимость ши­роко использовать труд рабов в целях создания и поддержания в порядке обширной сети ирригационных сооружений вызвали ран­нее образование классового общества в Вавилоне. Классовое об­щество сложилось здесь при не изжитых еще полностью явлени­ях матриархата, при слабом развитии частной собственности.

· Оговаривалось не столько бесправие раба, сколько те или иные ограничения его прав с сохранением за ним некоторых остатков правоспособности.

· В Нововавилонском царстве раб чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделённого хозяйственной самостоятельностью.

· Общинная собственность на землю и рабов поэтому сохраня­ется в Вавилоне с образованием классового общества и государ­ства, а условия климата и почвы, вызывающие необходимость ис­кусственного орошения при помощи системы каналов и плотин, приводят в Вавилоне к длительному сохранению общинной и го­сударственной собственности на землю, а также к длительному со­хранению коллективной (государственной, храмовой, общинной) собственности на рабов.

«Господин» выступал как полноправный член месопотамского общества, обладатель подвластных ему рабов, зависимых членов семьи, земли, вещей.

Распространённой формой личной зависимости была долговая кабала. При определённых условиях она приводила человека в рабство (сын должника передавался храму или продавался за границу). Но должник, отрабатывающий свой долг, не считался рабом – об этом свидетельстуют статьи ЗХ, ограничивающие срок отработки долга тремя годами.

При государственной собственности на землю происходит сли­яние ренты с земли с налогом. Рента-налог нередко поступает в государственную казну в виде различного рода натуральных сбо­ров с крестьян, а также иных повинностей, возлагаемых на сво­бодных общинников.

Наряду с выделением рабов и близко стоящих к ним зависимых бедняков социально-экономические границы проводятся между господствующей верхушкой (царские и храмовые чиновники во главе с самим царём) и общинниками-земледельцами, ведущими самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующими чужого труда.

В праве Вавилона выделились две группы свободных:

ü Авилум («человек», «сын человека») – высшие слои, наделялись большими служебными наделами, владели общинной землёй.

ü Мушкенум – лица более низкого социального статуса. Мало чем отличались от рабов, обращались к царю с просьбой о принятии на службу, имели крохотные наделы.

Различия между авилумами и мушкенами особенно ярко проявляются в нормах права, охраняющих жизнь, здоровье и честь их самих и членов семей. В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой правовой защитой (напр, кража их имущества каралась как кража из дворца)

Очень рано складываются торговые отношения, которые велись через государственный аппарат. Выделяются должностные лица – тамкары – лица, связанные с ростовщической деятельностью, царской торговлей. По ЗХ царской властью накладывались обязательства: отдавать часть доходов в казну, выкуп пленного воина. Пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. В каждом городе существовали объединения торговцев – карум.

Зависимообязанным было и ремесленное производство. По ХЗ особой защитой пользовались отцы-усыновители, обучившие приёмного сына своему ремеслу.

Государственный строй.

Наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Однако следует иметь ввиду, что отличия города и села в Месопотамии были условны (и сел и город даже назывались одним словом – «ур»).

· Правитель-царь города (наименовались «эн», «энси» или «лугаль») – стояли во главе городов-государств. Являлся главой общинного культа.

o Ведал ирригационными, храмовыми и другими строительствами

o Предводительствовал войском

o Председательствовал в совете старшин или народном собрании

· Общинные собрания/советы старейшин

o избирали и низвергали правителей, определяли объём их полномочий

o обладали законодательными, финансовыми, судебными функциями

o решали задачи по поддержанию общественного порядка.

· По мере централизации государства возрастают полномочия царя (при Хаммурапи)

o Пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями

o Выступал главой большого управленческого аппарата

o Обширные хозяйственные функции: руководство ирригационными работами, строительство храмов, регулирование цен на товары.

o В отличие от Египта, царь здесь не являлся богом, а власть передавалась от богов ежегодно.

· Особым статусом обладали храмы:

o Опирались на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них людей

o Стремились к экономической независимости

o Однако при Хаммурапи были почти полностью подчинены администрации, царь назначал жрецов

· Вавилон был разделён на области, во главе которых стояли царские чиновники – шакканаккум:

o Отвечали за сбор налогов

o Поддержание порядка

o Созыв ополчения

o Контролировали назначаемых глав общин – рабинаумов.

· Особым правовым статусом обладали древние религиозные центры (Ниппур, Сиппар, Вавилон) – жители освобождались от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Армия.

Первоначально состояла из личной военной силы правителей городов, по мере централизации создаётся постоянная армия, противопоставленная общинному ополчению.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного земледелия. Воин (редум, баирум) получает царский надел, обеспечивающий не только его, но и его семью. Командиры за доблести вознаграждались землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

Правосудие.

До Хаммурапи ведущее место в судебной системе занимают храмовые и общинные суды. Рано упоминаются и царские суды.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные органы по-прежнему состояли из членов совета общины, но руководить ими стал рабианум. Этим судам не были подчинены царские люди. В основном царские суды были введены в городах, но царь не имел судебных полномочий. Он мог только помиловать от смертного приговора. Ему приносили жалобы на судей, волокиту. Судебные инстанции отсутствовали. Существовали судебные должности глашатаев, полицейских и судебных исполнителей, гонцов и писцов. Не утратили окончательно судебных функций и храмы.

Наши рекомендации