Тема 1.2. Общая теория права
I. Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте развёрнутый план сообщения о соотношении права и морали, в котором раскройте:
- общее между правом и моралью
- различие права и морали
- аспекты взаимодействия права и морали
- специфику воздействия на поведение индивида моральных норм (в отличие от права).
2. Заполните таблицу «Виды правосознания»
По субъекту | По уровню | ||||
Общественное | Групповое | Индивидуальное | Обыденное | Научное | Профессиональное |
3. Составьте библиографию по теме «Место и роль права в системе регулирования общественных отношений».
4. Охарактеризуйте место и роль законов в системе нормативных актов по схеме:
Признаки | Ü Закон Þ | Виды | |
Принимается | По юридической силе ® | ||
Порядок подготовки и принятия определяется | По субъекту законотворчества ® | ||
Выражает | По предмету регулирования ® | ||
Обладает | По срокам действия ® | ||
Регулирует |
5. Составьте схему законодательного процесса в Федеральном Собрании России в случае:
- принятия федерального закона;
- принятия федерального конституционного закона.
Как она изменится при условии:
- отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой закона?
- вето Президента в отношении принятого Федеральным Собранием закона?
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Происхождение и сущность права.
2. Закон как основной источник права в РФ.
3. Правотворчество и законодательная техника.
4. Законность и правопорядок.
5. Правовая культура.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Рассматривая первый вопрос темы, необходимо учесть, что право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение (А.В.Малько). Плюрализм мнений, касающихся понятия права, обусловлен различным правопониманием.
Для рассмотрения в общем виде концепций правопонимания студенты могут обратиться к работам С.А.Комарова, А.В.Малько, А.А.Двигалевой, С.С.Алексеева, Р.А.Ромашова. Необходимо понять, что рассматривая сущность права, важно учитывать как формальную, так и содержательную её стороны. Вместе с тем, сущность права многоаспектна и должна рассматриваться, исходя из исторических условий развития.
При рассмотрении второго вопроса студенты должны помнить, что закон представляет собой юридический акт, принятый в установленном порядке высшим органом государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон обладает наивысшей юридической силой (высшей легитимностью) по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.
В третьем вопросе прежде всего, студентам необходимо уяснить соотношение понятий «правотворчество» и «законотворчество». Субъектами правотворчества могут выступать, помимо государственных органов, и негосударственные структуры, наделённые соответствующими полномочиями. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование (промульгация). Будучи единым, по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, закон в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие. В России различают также законы федеральные и законы субъектов федерации (следует обратить внимание на иерархию нормативного материала с учётом российской специфики). Особую категорию составляют чрезвычайные законы.
Студенты должны чётко представлять, что закон является основным источником права в Российской Федерации.
Изучая четвёртый вопрос, надо уяснить, что законность и правопорядок неотделимы от права. В специальной литературе определению понятия «законность» уделяется много внимания, что обусловлено не только многогранностью предмета, но и собственно дефинитивной неясностью. Законность приобретает различное содержание в зависимости от типа правопонимания, поэтому важно отграничить законность от близких ей понятий. Дисуссионен в юридической науке и вопрос о субъектном составе законности. Часть авторов считает, что в него включены все субъекты права, другие – что субъектами законности выступают лишь должностные лица (Н.В.Витрук).
Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается не в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только правовых (А.В.Малько). Таким образом, правопорядок является частью системы общественных отношений, урегулированных нормами права. Студенту необходимо уяснить, что правопорядок – это такой социальный результат, к которому стремятся государство и всё общество, используя при этом различные рычаги и средства.
В последнем вопросе важным является понимание того факта, что правовая культура представляет собой разновидность культуры в целом и тесно примыкает к понятию правосознания. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право (или его реализацию), а комплекс представлений общества о праве, его реализации, деятельности государственных органов и должностных лиц. Необходимо понять и уяснить, что правовая культура предписывает личности принципы правового поведения, диктует обществу систему правовых ценностей, предполагает некий уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности (В.В.Лазарев).
Говоря об элементах правовой культуры, следует рассматривать таковыми компоненты правовой действительности в свете определённых эталонов поведения (В.П.Сальников). Можно рассматривать правовую культуру в узком (совокупность материализованных идей, представлений как внутренней потребности поведения личности в правовой сфере, основанная на правосознании) и широком (представления людей о праве, его реализации) смысле.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Мархгейм М.В. Правоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Правоведение: Учебник для студентов вузов неюридического профиля. / Под ред. академика О.Е.Кутафина – М.: Проспект, 2009.
3. Правоведение: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.И.Пугинского – М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
1. Абдулаев М.И.Теория государства и права. М., 2010.
2. Алексеев С.С. Государство и право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009.
3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994, ч. 1.
4. Димитров Н.Н., Курысь Н.В., Семёнов А.В. Правоведение: курс лекций для студентов экономического факультета. – М.: Изд-во РТА, 2009.
5. Зивс С.Л. Источники права. М.,1981.
6. Зиновьев А.В. Конституционное право России. М.: Юридический центр, 2010.
7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.,1999.
8. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право/ Государство и право, 2000, № 3.
9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М., 2003.
10. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1914.
11. Лейст О.Э. Три концепции права / Государство и право, 1991, № 3.
12. Лукашева А.Е. Права человека: Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Инфра-М, 2010.
13. Лукьянова Е.А. Закон о законах / Законодательство, 1999, № 11.
14. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социологические и правовые характеристики. М., 2000.
15. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. М.: Кнорус, 2010.
16. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.,1983.
17. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.
18. Перевалов В.Д. Правоведение: 21 шаг к правовой культуре: учебник (ГРИФ). М.: Инфра-М, 2010.
19. Правоведение / Под ред. Рукавишниковой И.В., Напалковой И.Г. М.: Норма, 2010.
20. Теория государства и права. Курс лекций (ГРИФ). Владивосток, 2009.
21. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 2-е изд., т.21.
22. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте понятие права.
2. Охарактеризуйте основные теории происхождения права.
3. Раскройте понятие сущности права. Сформулируйте основные подходы к сущности права.
4. Определите понятие правотворчества.
5. Каково соотношение правотворчества и законотворчества?
6. Дайте определение источника права. Что такое «форма права»?
7. Какие формы права предусмотрены правовой системой России?
8. Что такое «законность»? Каковы требования законности?
9. Как соотносятся понятия «принцип законности» и «правовой режим законности»?
10. Каковы юридические гарантии законности?
11. Каково соотношение понятий «законность» и «правопорядок»?
12. Соотнесите понятия «правопорядок» и «общественный порядок».
13. Как соотносятся понятия «культура» и «правовая культура»?
14. Каковы признаки правовой культуры общества?
15. Какие элементы правовой культуры личности можете назвать?