Ситуация6Учитываются ли для целей налога на прибыль расходы на оплату такси командированному сотруднику, за исключением проезда до аэропорта и обратно (пп. 12, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся командировочные расходы. Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, не является исчерпывающим (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не разъясняет, можно ли учесть расходы на оплату такси для сотрудника в командировке.

Согласно п. 11 Положения о служебных командировках работникам возмещаются затраты на проезд. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК РФ.

Позиция Минфина России заключается в том, что затраты на проезд работника на такси в командировке могут учитываться при расчете налога на прибыль. Есть судебный акт, подтверждающий это мнение.

Письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-03-07/11901

Минфин России указал, что расходы работника в командировке на проезд в такси можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности. Из Письма следует, что подтверждающими документами могут быть чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой, либо квитанция в форме бланка строгой отчетности.

Ситуация7При каких условиях доставка (оплата проезда) сотрудников к месту работы и обратно признается расходом для целей налога на прибыль (п. 25 ч. 2 ст. 255, п. 26 ст. 270 НК РФ)?

Согласно п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся выплаты в пользу работников, предусмотренные коллективными и (или) трудовыми договорами.

Не учитываются для целей налогообложения расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, которые в силу технологических особенностей производства подлежат включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг), и за исключением случаев, когда такая оплата предусмотрена трудовыми и (или) коллективными договорами. Это закреплено в п. 26 ст. 270 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ не установлено, достаточно ли выполнения одного из условий или необходимо, чтобы доставка сотрудников была предусмотрена коллективным или трудовым договором и обусловлена технологическими особенностями производства одновременно.

По рассматриваемому вопросу есть четыре точки зрения.

Согласно позиции Минфина России затраты на оплату проезда к месту работы и обратно учитываются в расходах, если они предусмотрены трудовым (коллективным) договором и являются формой оплаты труда.

Есть судебный акт, согласно которому затраты на оплату проезда к месту работы и обратно учитываются в расходах, если предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Имеются письма Минфина России и судебный акт о том, что расходы на доставку работников, предусмотренную коллективным и (или) трудовым договорами, можно учесть, если она обусловлена технологическими особенностями производства.

Существует точка зрения, выраженная в письме Минфина России: расходы на доставку сотрудников, произведенную в силу технологических особенностей производства, могут учитываться при налогообложении прибыли.

Позиция 1. Затраты на оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно признаются в расходах, если они предусмотрены коллективным (трудовым) договором и являются формой оплаты труда

Письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-04-06/15198

Разъясняется, что оплата проезда работников к месту работы, предусмотренная трудовыми и (или) коллективными договорами, учитывается в расходах, только если она является частью системы оплаты труда. Это связано с тем, что включение указанных сумм в состав расходов на оплату труда предполагает возможность выявить величину доходов каждого работника (с начислением НДФЛ). Если такая возможность отсутствует, то эти суммы нельзя учесть в составе расходов на оплату труда. Другой порядок учета таких выплат, являющихся по сути социальными, не предусмотрен. В этом случае расходы не будут рассматриваться как исключение, указанное в п. 26 ст. 270 НК РФ.

Письмо Минфина России от 22.12.2016 N 03-04-06/77047

Минфин России разъясняет, что если расходы на оплату проезда к месту работы и обратно являются формой оплаты труда и закреплены в трудовом договоре, то их можно учесть на основании п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

Позиция 2. Затраты на доставку сотрудников к месту работы и обратно признаются в расходах, если такая доставка предусмотрена трудовым и (или) коллективным договорами

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2012 по делу N А21-9527/2011

Суд установил, что строительные объекты располагались на значительном расстоянии от местонахождения налогоплательщика. Коллективным договором предусмотрено, что в случае их удаленности налогоплательщик обязался осуществлять доставку работников. Таким образом, налогоплательщик правомерно признал расходы по доставку сотрудников к месту работы и обратно.

Позиция 3. Признаются предусмотренные коллективным и (или) трудовым договорами расходы на доставку сотрудников, если она обусловлена технологическими особенностями производства

Письмо Минфина России от 18.03.2015 N 03-03-06/14664

По мнению ведомства, если доставка работников обусловлена технологическими особенностями производства и удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью, при этом работники не имеют возможности добираться до работы и обратно общественным транспортом, компенсация проезда работников признается расходом для целей налога на прибыль при условии, что такие расходы предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Позиция 4. Расходы признаются, если они обусловлены технологическими особенностями производства

Письмо Минфина России от 10.01.2017 N 03-03-06/1/80079

Отмечено, что расходы налогоплательщика по договору с транспортной организацией, осуществляющей перевозку его работников к месту работы и обратно по согласованному маршруту, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, если нет возможности доставить работников до места работы общественным транспортом, а также при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ.

Наши рекомендации