Понятие и значение категории «земля», ее характеристики и функции

Принципы земельного права

· Принцип учета земельных отношений.

· Принцип целевого использования земельных участков: участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны их использовать.

· Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории и независит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка.

· Принцип сочетания частных и публичных интересов. Правовое регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества в целом при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участкoм.

· Принцип управления земельными ресурсами независимо от формы собственности. Управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель независимо от того используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства.

· Принцип приоритета особо охраняемых земель. Суть: изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий; земель, занятых объектами культурного значения ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральным законом.

· Принцип приоритета интересов народа, проживающих на определенной территории.

· Следующий принцип выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог и арендную плату.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Ограничение прав на землю

устанавливают ограничения прав на землю в целях:

сохранения природных объектов или памятников истории и культуры;

создания необходимых условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности;

эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов и коммуникаций;

охраны жизни и здоровья людей и т.д.

В гражданском законодательстве ограничениями (обременениями) прав на земельные участки предлагается считать сервитут, ипотеку, доверительное управление, аренду, арест имущества и другие условия и запреты, стесняющие соответствующего правообладателя . Иными словами, ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на гражданский оборот земельных участков.

Земельное законодательство ограничениями прав на землю называет различного рода запреты и условия, выполнение которых связано с использованием земель и объектов, расположенных на них, а также с осуществлением строительства и иной деятельности

Законом установлен ряд условий или запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности. Ограничения прав на землю касаются как собственников, так и других лиц, которым принадлежит земельный участок. Они бывают по различным основаниям: по правомочиям, по субъекту, по объекту (категории земель), связанные с оборотом земли и пр.

Ограничение прав на землю по субъектному составу

Во-первых, иностранные граждане не могут быть собственниками земельных участков на приграничных территориях, а также земель сельскохозяйственного назначения (такие земли предоставляются им только в аренду). Во-вторых, как было указано выше, участки в постоянное бессрочное пользование могут предоставляться не физическим, а только определенным юридическим лицам.

Ограничения использования земельного объекта

все объекты по целевому назначению подразделяются на различные категории. Не допускается приобретение в собственность земель лесного фонда. Они могут принадлежать только на праве аренды сроком от 1 года до 49 лет. Водные объекты находятся в государственной собственности, муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

кроме вышеперечисленных могут устанавливаться ограничения (бессрочно или на определенный срок), связанные:

с особым использованием земель в охранных, санитарно-защитных зонах;

с охраной окружающей природной среды, в том числе животного и растительного мира;

с защитой памятников природы, истории и культуры, археологических объектов и т. д.

Ограничения, связанные с оборотом земли

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле. Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданских сделок. Если имущество является ограниченным в обороте, то в некоторых исключительных случаях оно может стать собственностью.

К изъятым из оборота землям относят:

государственные природные заповедники, национальные парки;

здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности вооруженные силы, пограничные службы;

объекты организаций ФСБ;

объекты организаций федеральных органов государственной охраны;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т. д.

Ограничивают в обороте земельные участки:

расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда;

предоставленные для нужд связи;

занятые объектами космической инфраструктуры;

предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств и т. д.

Нормы предоставления земли

уста-навливаются нормативными актами субъектов РФ. Размеры их зависят от:наличия земель в данном районе, сложившихся традиций землепользования граждан в городе и на селе, целевого использования предоставляемых участков конкретными категориями граждан и т.д. По общему правилу Н.п.з.у. не должны превышаться. В некоторых случаях допускаются исключения из этого общего правила. Так, согласно Указу Президента площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых для производства сельскохозяйственной продукции, не ограничивается, т.е. гражданин вправе арендовать столько угодий, сколько может обработать. Согласно Указу Президента размер и границы предоставляемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, определяются (устанавливаются) в соответствии как с назначением данного объекта, так и с проектно-тех-нической документацией. Если фактическая площадь участка превышает Н.п.з.у., то собственник объекта недвижимости уплачивает дополнительный земельный налог. Если ранее предоставленные участки превышают Н.п.з.у., то превышающая часть закрепляется за гражданином в пользование, но не в собственность

Мониторинг земель

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Цель мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Содержание и структура мониторинга

Содержание мониторинга земель составление комплексных наблюдений, изысканий, обследований, съемки, характеризующие изменения:

1. природных ландшафтов, границ и площадей административно-территориальных образований, землепользований и землевладений;

2. состояния почв по обширному набору параметров (водная эрозия, опустынивание, деградация почв на пастбищах, подтопление, заболачивание, переувлажнение, засоление, зарастание, закустаривание пашни;

3. состояние почвенных агрегатов, образование дефляционной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв;

4. запасы гумуса, кислотность, содержание макро - и микроэлементов, остатков пестицидов, тяжелых металлов, рассеянных химических элементов, радиоактивных элементов и других токсинов);

5. состояние геологической среды, рельефа, гидрографической сети (формы рельефа местности, вызванными подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; водный баланс, режимы химического, гидробиологического состава подземных вод, береговые линии морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.):

6. динамики процессов подтоплении, заболачивания, затопления, осушения земель, примыкающих к акваториям;

7. состояние территории, вызванные криогенными процессами, нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми и выработанными торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и обработки недр;

8. состояние земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов (очистных сооружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мелиоративных систем, транспорта, навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов ГСМ, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологических активных химических отходов производства).

Землеустройство

Землеустройство - это система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации использования и охраны земли как средства производства. Результат землеустройства – это появление предпосылок для внедрения систем ведения хозяйства, обоснованных научно.

Выделяют следующие виды землеустроительных работ:

Подготовка документов для постановки на Государственный кадастровый учет земельного участка;

Межевание объектов землеустройства;

Территориальное землеустройство;

Инвентаризация земель;

Организация и планирование рационального использования земель и их охраны;

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

Оценка качества земель;

Внутрихозяйственное землеустройство;

Создание и ведение землеустроительной документации;

Почвенные, геоботанические и прочие изыскания и обследования.

Термин землеустройство подразумевает собой комплекс технических, экономических, а так же правовых мероприятий для мониторинга земель, планирования рационального использования и охраны этих земель. Землеустройство является механизмом для регулирования земельных отношений в соответствии с действующим земельным законодательством. Оформление прав на землю осуществляется только на основе землеустройства.

Землеустройство подразделяется на два основных вида связанных между собой:

Межхозяйственное землеустройство представляет собой систему мероприятий для распределения, либо перераспределения земельных ресурсов, формирования земельных фондов, образования новых и совершенствования существующих землепользований, с целью устранения недостатков при размещении земельных массивов предприятий и хозяйств.

Внутрихозяйственное землеустройство — это комплекс мероприятий по организации, использованию, охране земель в границах конкретных хозяйств, для устройства территорий внутри землепользования, а так же для наиболее продуктивного использования и сохранения плодородности почв.

В настоящее время для проведения сделок и оформления земельных участков наиболее актуальным является территориальное землеустройство. Данный вид землеустройства непосредственно связан с формированием новых земельных участков и упорядочением границ ранее образованных землепользований, а точнее с межеванием земель и кадастровыми работами.

Земельный контроль

Федеральное агентство и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:

соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;

соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

соблюдением порядка переуступки права пользования землей;

предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

использованием земель по целевому назначению;

своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Названное Агентство и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок. Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае обнаружения государственными инспекторами по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Земельные споры

Земельные споры - это разновидность конфликтов, которые возникают в связи с нарушением прав и законных интересов собственников земельных участков, землепользователей и других субъектов, которые являются участниками земельных правоотношений.

Основанием возникновения земельных споров является претензии одного или нескольких субъектов земельных правоотношений. Претензии относительно приобретений или прекращений права собственности на земельные участки, права землепользования, аренды земельных участков, нарушения земельных сервитутов и правил добрососедства, обязательств возникающих вследствие причинения вреда собственникам земельных участков и землепользователям и некоторые другие.

Объект земельного спора – субъективное право на земельный участок. Субъект земельного спора – юридическое, физическое лицо, а также государство.

Юристы Департамента правовой защиты выделяют основные категории земельного спора в следующем порядке:

признание незаконным действий (бездействий) государственных органов;

понуждение заключения договора купли-продажи (аренды) земельного участка;

признание права собственности на земельный участок;

оспаривание размера компенсационной выплаты правообладателю земельного участка, в случае изъятия последнего для государственных или муниципальных нужд.

Понятие и значение категории «земля», ее характеристики и функции

Земли – ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог, один из основных компонентов производства (другие компоненты: труд, капитал, природные ресурсы)[3].

В ЗК РФ не содержится понятия «земли» как такового, а лишь указаны те представления, которые складываются по поводу него. Понятие же земельного участка в ЗК РФ содержится,. Остановимся на понятии «земля». Представления о ней складываются как о «природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю» (ст. 1).

Согласно Земельному Кодексу.земля в России бывает семи различных категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения,

2) земли населенных пунктов,

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,

4) земли особо охраняемых территорий и объектов,

5) земли лесного фонда,

6) земли водного фонда,

7) земли запаса.

При этом в собственности или в аренде у физических лиц может быть лишь земли первой и второй категории. Строить же жилые дома можно только лишь на землях населённых пунктов. С другой стороны, в последнее время, в результате развития малоэтажного строительства, площади населённых пунктов увеличиваются и часто земли сельхоз. назначения, находящиеся поблизости от городов - переводят в земли поселений. А, учитывая то, что земли сельскохозяйственного назначения намного дешевле земель поселений, - зачастую бывает лучше купить именно такую землю, а потом - инициировать перевод земли из одной категории в другую.

ЗЕМЛЯ - как средство производства относится к числу невоспроизводимых. В сельском и лесном хозяйствах земля - главное средство производства. Сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель систематизируются в земельном кадастре. Различия в плодородии и местоположении земельных участков создают основу для образования дифференциальной ренты.

Земля как средство производства - естественное условие труда, необходимая материальная предпосылка для любого процесса производства. Непосредственно экономическое значение земли определяется тем, что она является главным средством производства и в первую очередь в сельском и лесном хозяйстве. В качестве средства производства земля имеет ряд существенных особенностей.

Земля - невоспроизводимое средство производства, отсюда естественная ограниченность земельных ресурсов вообще и пригодных для сельскохозяйственного использования в частности. Свойства земли как средства производства зависят от климатических и других природных факторов, поскольку каждый данный участок земли в пространстве непереместим.

Основное свойство земли как средства производства - плодородие, т.е. способность воспроизводить необходимые средства для пищи человека и корма для животноводства.

Все средства производства в зависимости от их функций в процессе труда делятся на предметы и средства труда. Специфика земли состоит в том, что она одновременно выступает предметом и средством труда. Плодородие не является исключительно естественным свойством земли; оно поддерживается и повышается в ходе производственного процесса (обработка, внесение удобрений, мелиорация и пр). В этом смысле земля выступает в качестве предмета труда. Земля как условие и основа организации всей технологии сельскохозяйственного производства является средством труда.

Земля - важнейшее условие существования человеческого общества, незаменимое средство удовлетворения его разнообразных потребностей: экономических, социально-бытовых, эстетических и т.д. Однако, говоря об использовании земли, прежде всего подразумевают ее функционирование в сфере общественного производства.

Роль земли неодинакова в различных отраслях народного хозяйcтвa. В промышленности, транспорте и градоустройстве земля играет пассивную роль, функционируя как место, на котором совершаются процессы труда, пространственный операционный базис для размещения производства. Особое значение земля приобретает в добывающей промышленности. Здесь она служит источником сырья.

В сельском хозяйстве земля - главное средство производства, функциониpyющee одновременно как предмет труда и как средство труда.

1. Земля является продуктом природы, в то время как другие средства производства - результат труда человека. Земля возникла намного раньше самого человека и не может быть продуктом его труда (отчасти лишь плодородие верхнего слоя земли - почвы зависит от результатов труда). Следовательно, земля искусственно невоспроизводима.

2. Земля территориально ограничена. Это понятие в экономическом смысле означает не столько ограниченность поверхности суши, сколько недостаточность территории, обладающей определенным сочетанием свойств и природных условий, наиболее благоприятных для сельскохозяйственного производства. В качестве условий, ограничивающих хозяйственную деятельность человека, выступают также естественные преграды, препятствующие обработке почвы.

3. Земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.

4. Земля неоднородна по качеству, вследствие чего при равных вложениях в единицу площади количество получаемой продукции может быть различным.

5. Результаты сельскохозяйственного производства зависят от местоположения, размеров и рельефа участка.

6. Земля обладает территориальной протяженностью и постоянным расположением участков, что позволяет широко применять в сельском хозяйстве мобильные машины.

7. Характер использования земли в сельскохозяйственном производстве многоплановый. На ней возделывается большое число различных видов сельскохозяйственных культур: зерновых, технических, кормовых, плодовых и др.

8. Земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и заменяются новыми в процессе труда. Эта особенность земли обусловлена ее ценнейшим свойством - плодородием почвы.

Оценивая землю как объект социально-экономических и прежде всего земельных отношений, следует учитывать, что она выступает в трех основных качествах: земля как объект недвижимого имущества, как товар и как объект хозяйственной деятельности.

Принципы земельного права

· Принцип учета земельных отношений.

· Принцип целевого использования земельных участков: участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны их использовать.

· Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории и независит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка.

· Принцип сочетания частных и публичных интересов. Правовое регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества в целом при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участкoм.

· Принцип управления земельными ресурсами независимо от формы собственности. Управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель независимо от того используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства.

· Принцип приоритета особо охраняемых земель. Суть: изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий; земель, занятых объектами культурного значения ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральным законом.

· Принцип приоритета интересов народа, проживающих на определенной территории.

· Следующий принцип выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог и арендную плату.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Наши рекомендации