Реформа 1861 г. Переход к частной общинной собственности на землю

Сущность этой реформы заключалась в отмене крепостного права-личном безусловном освобождении крестьян с правом постепенного выкупа земельного надела по обоюдному согласию с помещиками с рассрочкой в 49 лет. Основополагающим актом явился Манифест об отмене крепостного права, принятый 19 февраля 1861 г.

На основании действующих в то время общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялся статус свободных сельских обывателей, имеющих как личные, так и имущественные права.

Право собственности на землю сохранялось за помещиками, которые предоставляли крестьянам усадебные и полевые земли в постоянное пользование за установленные повинности. Крестьяне получили право выкупать в собственность усадебные земли, а также с согласия помещиков полевые земли и другие угодья, отведенные крестьянам в постоянное пользование. На выкуп надельных земель крестьяне могли перейти только через девять лет после ее получения. При этом для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика, а для выкупа усадебной земли — отсутствие недоимок. Вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность земельные угодья крестьяне именовались крестьянами-собственниками. Кроме того, приобретать в собственность помещичьи земли могла также община. Члены общины были связаны круговой порукой в отношении выкупных платежей за землю, налогов, денежных и натуральных повинностей. В некоторых случаях (при стихийных бедствиях) община организовывала взаимопомощь своим членам. На общину государством было возложено и ряд полицейских функций.

Такая форма землепользования является неизбежным следствием отсутствия должного количества удобрений. Удобрение пашни для многих крестьянских хозяйств было невозможно из-за отсутствия достаточного количества скота. У большинства крестьян не хватало средств для дополнительной аренды земли, вследствие чего начался процесс перехода части крестьянской земли от более бедных к более богатым владельцам.

Усиленная эксплуатация небольших крестьянских наделов, оставшихся в распоряжении крестьян, привела к деградации их плодородия.

Другим социальным следствием реформы было обнищание мелких дворян: лишившиеся рабочей силы, они потеряли основу своего финансового благосостояния.

В результате, значительная часть пахотных земель стала зарастать лесом. Вместе с тем, появился спрос на лес, который превратился в выгодный товар, давший возможность капитализации. В результате, быстрое обезлесивание Европейской части России послужили причиной первого масштабного экологического кризиса. Из-за сведения лесов, выполняющих климаторегулирующую функцию, стали более жесткими засухи в центральных областях России.

Тогда русское правительство, обеспокоенное уменьшением природной стабильности стало принимать меры по выявлению причин экологического кризиса.

Столыпинская реформа

Следующим важным этапом в развитии земельных отношений в сельском хозяйстве России стала Столыпинская реформа. Важнейшими частями реформы были отмена Манифестом от 3 ноября 1905 г. взимания с крестьян выкупных платежей за надельные земли и предоставление крестьянам Указом от 9 ноября 1906 г. права свободного выхода из общины с передачей в собственность отдельных домохозяев участков из земель общины. Порядок выхода из общины, выделения и закрепления в собственность земельных наделов был установлен именным Высочайшим Указом, данным Сенату 9 ноября 1906 г. В результате проведения земельных преобразований на основе этого Указа в России сложились следующие формы крестьянского землепользования: осталась общинная форма и появились две новые — отруба, которые возникли в результате переноса на новое место полевых земель, и хутора— при переносе туда же и усадьбы крестьянина.

Собственникам земельных наделов разрешалась их продажа, чем облегчился отток из деревни беднейшего крестьянства и концентрация земель в руках зажиточных крестьян.

Способствуя созданию изолированных от общины крепких фермерских хозяйств, столыпинское аграрное законодательство поощряло переселение крестьян из густо населенных центральных губерний России на казенные земли Сибири, Средней Азии, Кавказа.

Что касается городских земель, то право собственности на них могло принадлежать как частным лицам, так и казне и самим городам.

Правовой режим земель в дореволюционной России в основном определялся правовым положением субъектов земельных прав, в т. ч. сословным положением частных лиц, владевших или пользовавшихся землей. Земли делились на множество категорий, важнейшими из которых были: государственные, удельные, кабинетские, или дворцовые, монастырские, церковные, майоратные, частновладельческие, посессионные, общественные.

В марте 1917 г. Временное правительство объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли, но не распределило их между крестьянами.

На Первом Всероссийском съезде крестьянских депутатов летом 1917 г. из 242 местных наказов был составлен сводный крестьянский наказ о земле, предусматривающий отмену частной собственности на землю, конфискацию помещичьих, церковных и майоратных земель, передачу их в пользование крестьянства, предоставление крестьянам права свободного выбора форм землепользования. Для подготовки земельной реформы Временным правительством были созданы губернские, уездные и волостные земельные комитеты. В определенной мере ограничивалось право собственности на землю помещиков. Так, Закон от 11 апреля 1917 г. установил чрезвычайное право местных продовольственных комитетов сдавать своей властью незасеянные помещичьи земли в аренду с выплатой арендной платы собственнику. Закон возлагал на продовольственные комитеты охрану посевов, а на земельные комитеты— обязанность принимать меры против самовольного нарушения чьих-либо земельных прав.

В правовой режим городских и иных несельскохозяйственных земель при Временном правительстве не было внесено каких-либо изменений.

Наши рекомендации