Сущность и определение финансового контроля.
Такой инструмент управления экономикой как финансовый контроль появился в распоряжении государства очень давно, одновременно с возникновением финансов. Однако за столетия, финансовый контроль перетерпел множество изменений.
Десятки лет в политической экономии социализма существовало понятие финансового контроля как деятельность, связанная с проверкой учетных записей и наблюдением за полнотой поступления государственных доходов.
И только в последнее время в экономической теории появилась точка зрения, согласно которой задача государственного финансового контроля в самом широком смысле, прежде всего, состоит в обеспечении сбора информации о происходящих в экономике процессах и своевременном и полном информировании о них государственных органов, принимающих управленческие решения.
Для выполнения контрольной функции финансов исключительное значение имеет достоверность финансовой информации, ее соответствие реальному положению дел в каждом звене финансовой системы.
Основное звено экономической деятельности в рыночной экономике - хозяйствующий субъект, именно он в первую очередь обязан нести ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности. Именно руками работников предприятий и организаций (бухгалтерами, экономистами) составляется отчетность на микроэкономическом уровне, которая затем складывается в мозаику макроэкономики. Эти руки не всегда пишут правду – результат – искажение реальной картины финансово-экономической деятельности. Но на то и щука, чтоб карась не дремал.
2. Содержание и цели финансового контроля
История финансового контроля уходит своими корнями вглубь веков. В трудах древнегреческих философов содержится немало размышлений об управлении государством и экономикой. Финансы, как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций, возникло несколько в 13 -15 в.в. в Италии.
Финансы частных предприятий, корпораций, монополий, выражают денежные отношения, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. В первую очередь контроль за ними необходим владельцу, менеджеру.
Государственный и негосударственный финансовый контроль.
В современной России, как и в большинстве экономически развитых стран, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.
В соответствии с особенностями федерального устройства Российской Федерации в нашей стране государственный финансовый контроль организуется в масштабе и на уровне всей Федерации и в каждом субъекте Федерации. Для этого создаются органы государственного финансового контроля или отдельные органы власти наделяются функциями финансового контроля. Финансовый контроль организуют и органы местного самоуправления, в этом случае муниципальный финансовый контроль действует параллельно с государственным (федеральным). Такое разделение условно. Фактически и то и другое государственный контроль.
В современной экономике упоминаются хозяйственный,экономический, административный, технический и другие виды контроля. Все они призваны освещать отдельные аспекты деятельности субъекта хозяйствования. Например, Хозяйственный контроль -это система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимой для решения поставленных перед ней задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению ее целей.
В международных стандартах финансовой отчетности контроль определяется как «возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой кампании таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности.
Государственный финансовый контроль – подразумевает деятельность государственных контрольных органов, наделенных соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций.
Определение финансового контроля в современном справочнике терминов и определений, изданном для сотрудников госналогслужбы и налоговой полиции мало отличается от понятия родившегося еще в римской юриспруденции и сформулированного В.И.Лениным, оно звучит следующим образом:
Финансовый контроль - контроль за исполнением законодательства и изданных на его основе актов в процессе деятельности по мобилизации, распределению и расходованию денежных средств государственными органами, предприятиями, организациями и учреждениями.
Таким образом, государственный финансовый контроль в широком смысле можно охарактеризовать как государственную систему учета и наблюдения за хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, государственных и общественных организаций, бюджетных и внебюджетных фондов, необходимую для объективной оценки состояния экономики, отражения изменений, происходящих в ней, обеспечения двухсторонней связи между экономикой, как объектом государственного контроля и государством.
3. Виды и формы финансового контроля.
Первые уровни (виды) финансового контроля ведомственный(внутрихозяйственный) и независимый служат по большей части именно цели создания первичной финансовой отчетности.
Во-первых посредством внутрихозяйственного контроля руководитель(владелец) предприятия наблюдает за результатами хозяйствования своей фирмы: ее рентабельностью, доходностью если хотите
Во-вторых на этом уровне создается экономическая основа(налоговая, бухгалтерская, финансовая, статистическая отчетность) для дальнейшего экономического анализа и наблюдения, то есть для государственного финансового контроля.
В зависимости от уровня финансовый контроль можно условно разделить на следующие 4 вида, причем первые два из них и последний называют внешним контролем, третий скорее внутренний, хотя если в крупном ведомстве имеется собственная контрольно-ревизионная служба, финансовый контроль, осуществляемый такой службой за ведомственными предприятиями мало чем отличается от внешнего контроля, за исключением реализации материалов проверок и ревизий.
Внешним является контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля.
Под внутреннимконтролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.
В зависимости от полноты охвата финансовый контроль может иметь множество видов: полный-частичный, комплексный-тематический, сплошной – выборочный, в практике контрольной детельности как правило применяются смешанныевиды финансового контроля, например, полная комплексная ревизия может проводиться выборочным способом за определенный период.
Формы финансового контроля
Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля
Предварительный контроль – это проверки на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования государственных средств учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственных средств или претендующими на получение финансовой помощи, бюджетных кредитов, финансирования инвестиций, целевых и иных программ, а также получение государственных гарантий.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе формирования и использования государственных средств с целью оперативного устранения имеющихся нарушений.
Последующий контроль представляет собой контроль по итогам формирования и использования федеральных государственных средств с установленной периодичностью или в разовом порядке с целью проверки правильности и, эффективности использования выделенных средств,
утверждения отчетов об их использовании, оценки деятельности объектов контроля.