Внутреннее законодательство государств

В современном мире существуют два основных подхода к проблеме регулирования международных немежгосударственных невластных отношений на уровне национального законодательства. Для первого из них характерно закрепление норм МЧП в многочисленных отраслевых законах и подзаконных актах внутреннего права. Специфика второго состоит в принятии государством специальных кодификационных законодательных актов по вопросам МЧП.

Российская Федерация относится к числу государств, в которых не существует единой национальной кодификации норм МЧП. В законодательстве нашей страны подобные положения находят закрепление в отраслевых, комплексных или специальных нормативных правовых актах различного уровня и происхождения. Ключевое положение среди них занимает Конституция Российской Федерации 1993 г.

Применительно к МЧП, значение Основного закона РФ состоит, прежде всего, в том, что, закрепляя основы государственного и общественного строя России, Конституция определяет содержание категории «публичный порядок государства» и устанавливает тем самым общие пределы действия иностранных законов и подзаконных актов на территории нашей страны. Кроме того, некоторые конституционные нормы призваны непосредственно регулировать МННО. Речь в данном случае идет, например, о ч. 3 ст. 62 Конституции, посвященной определению статуса иностранных граждан, или о ст. 8, 67, 74, 75, 79, регламентирующих правовые основы осуществления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

Во внутреннем праве России существует значительное количество нормативных актов, содержащих коллизионные нормы МЧП. Важнейшим среди них является Гражданский кодекс Российской Федерации. Речь в данном случае идет о его третьей части, которая была принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г. и подписана Президентом РФ 26 ноября 2001 г. В ее состав входит раздел VI «Международное частное право», состоящий из трех глав и 39 статей. В этот раздел включены нормы, касающиеся: общих принципов определения, установления содержания и применения иностранного и российского права к отношениям, составляющим предмет МЧП (ст. 1186—1194); права, подлежащего применению при определении правового положения физических лиц, юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, и государства (ст. 1195—1204); права, подлежащего применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (ст. 1205—1224).

Значительное количество коллизионных норм содержится также в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. в разделе VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и в главе XXVI «Применимое право» Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом, применяются правила, установленные гражданским законодательством Российской Федерации. Указанное положение фактически относит к числу источников МЧП все отечественные нормативные правовые акты, посвященные регламентации правоотношений в гражданско-правовой сфере, такие, например, как ГК РФ или Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. При этом, однако, следует иметь в виду, что в случае принятия в Российской Федерации гражданско-правовых актов, специально предназначенных для регулирования отношений с иностранным участием, последние имеют преимущественную силу перед общими нормативными документами гражданского права.

Значительное количество норм, относящихся к международному частному праву, содержатся в законах и подзаконных актах Российской Федерации, регламентирующих процедуру осуществления внешнеэкономической и инвестиционной деятельности с иностранным участием. Как правило, эти акты носят комплексный характер и содержат правила поведения, относящиеся к различным отраслям права — административному, финансовому, таможенному, трудовому, гражданскому и др.

В числе наиболее важных из них следует назвать законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (в редакции от 29 апреля 2008 г.); «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. (в редакции от 24 июля 2007 г.); «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. (в редакции от 30 октября 2007 г.); Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г.; «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г. (в редакции от 29 апреля 2008 г.); «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. (в редакции от 2 февраля 2006 г.); «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (в редакции от 29 декабря 2004 г.); «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. (в редакции от 26 июля 2006 г.); «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. (в редакции от 8 декабря 2003 г.); «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. (в редакции от 1 декабря 2007 г.); «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. (в редакции от 30 июня 2008 г.); «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. (в редакции от 30 октября 2007 г.); «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. и др. Вопросам государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности посвящены также многочисленные указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации.

Отдельные нормы МЧП нашли свое отражение в таких документах, как законы (-) «О недрах» от 21 февраля 1992 г. (в редакции от 18 июля 2008 г.); (-) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (в редакции от 29 ноября 2007 г.); «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (в редакции от 1 декабря 2007 г.); (-) «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. (в редакции от 18 июля 2008 г.); «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. (в редакции от 8 апреля 2008 г.); «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. (в редакции от 14 июля 2008 г.); «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (в редакции от 6 мая 2008 г.); Воздушном кодексе Российской Федерации от 19 марта 1997 г. (-) и др.

Значительное число нормативных актов Российской Федерации посвящено вопросам международного гражданского процесса. Соответствующие нормы, прежде всего, содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г. в разделе V «Производство по делам с участием иностранных лиц». Той же проблеме посвящен и раздел V Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. Не менее важное значение в этом смысле имеет Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. (далее — Закон о международном коммерческом арбитраже), который устанавливает основополагающие принципы и правила рассмотрения споров с иностранным участием в международных третейских судебных органах России. 2 октября 2007 г. в России был принят Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), определяющий, среди прочего, порядок совершения исполнительных действий в отношении иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства. Им также устанавливается процедура исполнения судебных актов и актов других органов иностранных государств в Российской Федерации. Отдельные положения о признании на территории РФ решений судов иностранных государств содержатся также в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (в редакции от 1 декабря 2007 г.).

Весьма близкими к охарактеризованному выше российскому законодательству по содержанию и основополагающим принципам построения являются законы и подзаконные акты, принятые в большинстве стран Содружества Независимых Государств.

К числу стран, в национальном праве которых отсутствуют специальные нормативные акты, кодифицирующие нормы МЧП, можно также отнести, в частности, Алжир, Грецию, Египет, Испанию, Китай, Мексику, Монголию, Португалию, Францию, Чили. В этих государствах регулирование МННО осуществляется на основе нормативных предписаний, закрепленных в гражданских, гражданско-процессуальных, семейных, трудовых, торговых кодексах, а также в ряде отраслевых и комплексных нормативных актов. Среди них наиболее известным является Французский гражданский кодекс (Кодекс Наполеона) 1804 г., который оказал решающее воздействие на формирование и развитие цивилистического законодательства многих стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.

Нормативные правовые акты, содержащие нормы МЧП, начинают играть все более важную роль и в правовой системе тех государств, где на протяжении многих десятков лет безусловное предпочтение отдавалось судебной практике. Это обстоятельство объясняется рядом факторов, в числе которых можно назвать следующие: усиление вмешательства государства в хозяйственную жизнь общества, возрастание потребности в систематизации и упрощении неимоверно сложного и противоречивого прецедентного права, необходимость достижения определенного «выравнивания» содержания гражданско-правовых и смежных с ними норм права различных стран в условиях интенсификации развития МННО.

Так, например, практика разработки единообразных законов в различных областях торгового и предпринимательского права получила широкое распространение в Соединенных Штатах Америки. Среди наиболее важных документов здесь следует назвать Единообразный закон о партнерстве 1914 г., Единообразный торговый кодекс 1962 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Единообразный закон о партнерстве с ограниченной ответственностью 1976 г., Единообразный закон о нотариальных действиях 1982 г., Модельный закон о предпринимательских корпорациях 1984 г.; Единообразный закон о ценных бумагах 1985 г. и др.

Эти нормативные акты имеют рекомендательный характер и являются моделями для законодательных и исполнительных органов отдельных штатов, которые вправе в любое время изменять их положения или вообще не применять на своей территории. Так, например, § 1.02 Модельного закона о корпорациях 1984 г. устанавливает, что «легислатура штата (наименование штата) вправе в любое время изменять или отменять настоящий Закон в целом или в любой его части, причем такие изменения или отмена распространяют свое действие на все корпорации данного штата или любых других штатов, подпадающие под действие настоящего Закона». Подобные оговорки содержатся и в единообразных законах о партнерствах.

Тем не менее практически во всех штатах США законодательство о предпринимательской деятельности и корпорациях базируется именно на этих документах, предложенных федеральной властью. Исключение составляет штат Луизиана, правовая система которого во многом основана на исторических традициях и нормах французского права. В 1991 г. здесь даже был принят специальный Закон о международном частном праве.

В США принято также значительное количество федеральных законов, специально предназначенных для регулирования отношений с иностранным участием. В их числе: Закон об иммунитетах иностранных суверенов 1976 г.; Закон об оценке иностранных инвестиций 1976 г.; Закон о коррупции за рубежом 1977 г.; Закон о торговых соглашениях 1979 г.; Закон об управлении экспортом 1979 г.; Закон о компании, занятой в экспортной торговле (экспортной компании) 1982 г.; Закон о торговле и тарифах 1984 г.; Комплексный закон о торговле и конкуренции 1988 г.

Неизбежным следствием охарактеризованного выше подхода к развитию внутригосударственных источников МЧП является неуклонное увеличение количества нормативных актов, содержащих его нормы. Такая ситуация, в конечном счете, негативно сказывается на эффективности правоприменительной деятельности в соответствующей сфере. Отсутствие единого кодификационного документа, регламентирующего основополагающие вопросы МЧП, усугубляет проблему противоречивости и пробельности правового регулирования международных немежгосударственных невластных отношений на национальном уровне, приводит к дублированию одних и тех же положений в различных законодательных актах, порождает их «конкуренцию» друг с другом.

Поэтому все большее распространение во внутригосударственном законодательстве получает практика разработки специальных законов. На сегодняшний день они приняты, в частности, в Австрии (1978 г.), Азербайджане (2000 г.), Венгрии (1979 г.), Венесуэле (1998 г.), Грузии (1998 г.), Италии (1995 г.), Лихтенштейне (1996 г.), Польше (1965 г.), Республике Корея (1999 г.), Румынии (1992 г.), Тунисе (1998 г.), Турции (1982 г.), ФРГ (1986 и 1999 г.), Хорватии (1992 г.), Швейцарии (1987 г.), Эстонии (2002 г.) и некоторых других странах. (-)

Как правило, указанные нормативные акты состоят из трех основных частей, содержащих нормы, которые посвящены регулированию: 1) общих вопросов МЧП (квалификация, взаимность коллизионных норм, установление содержания и пределов действия иностранного права, обратная отсылка, личный статут субъектов МЧП и его изменение, пределы автономии воли сторон правоотношений); 2) коллизионных вопросов, возникающих в рамках широкого круга отношений в сфере гражданского, семейного и трудового права; 3) вопросов международного гражданского процесса (компетенция судов и других внутригосударственных органов при рассмотрении и решении ими дел с участием иностранных субъектов, правовое положение иностранцев в процессе, признание и исполнение иностранных арбитражных и судебных решений и др.).

Систематизация основополагающих норм национального законодательства, посвященных регулированию МННО, в рамках одного нормативного правового акта помогает избежать многих трудностей как на этапе разработки в соответствующем государстве других внутригосударственных источников МЧП, так и на этапе их практического применения.

Анализируя содержание современного процесса национальных кодификаций в области МЧП, отмечают А. Н. Жильцов и А. И. Муранов, можно «наблюдать своего рода «борьбу» двух юридических форм закрепления позитивного регулирования, а именно отдельных законов и частей гражданских кодексов за право включать в себя регламентацию вопросов МЧП. Сказать, на чьей стороне преимущество, достаточно сложно, хотя в целом представляется, что перевес даже не столько на стороне отдельных законов, сколько на стороне комплексного подхода, заключающегося в том, чтобы объединить регулирование вопросов международного гражданского процесса и коллизий законов»[36].

Международные договоры

Международные договоры представляют собой соглашения между государствами и другими субъектами международного права, разрабатываемые на основе согласования их волеизъявлений в целях единообразного регулирования определенных разновидностей общественных отношений.

В современном мире нормативно-правовое регулирование взаимоотношений субъектов различной государственной принадлежности уже не может осуществляться исключительно посредством национального законодательства отдельных стран в силу его разрозненности и противоречивости. Все более важное значение в этом процессе придается международным договорам, содержащим нормативные предписания унифицированного характера. Специфика подобных соглашений состоит прежде всего в том, что, будучи результатом согласования волеизъявлений властных образований — государств, они, как правило, содержат правила поведения, которые напрямую адресуются участникам МННО (например, физическим или юридическим лицам). Поэтому многие международно-правовые источники МЧП способны, наряду с актами внутригосударственного права, выступать в качестве непосредственных источников юридических прав и обязанностей субъектов конкретных правоотношений.

Характерной особенностью процесса современного международного правотворчества является тенденция расширения участия в нем международных межправительственных организаций. Они не только оказывают помощь государствам в подготовке текстов договоров, но и довольно часто сами выступают в качестве инициаторов разработки тех или иных соглашений. Использование организационных возможностей ММПО помогает государствам быстрее находить согласованные решения и, следовательно, значительно ускорять процедуру принятия соглашений. Многие международные организации располагают специальным механизмом, подразделения которого занимаются подготовкой и экспертизой нормативных актов, выносимых впоследствии на рассмотрение и утверждение либо самой международной организации, либо специально созываемой для этой цели межгосударственной конференции. Причем в последнем случае ММПО обычно предоставляют такой конференции различного рода услуги, осуществляемые их вспомогательными органами и секретариатами.

Одной из старейших международных организаций, занимающихся разработкой проектов соглашений в области МЧП, является Гаагская конференция по международному частному праву.Ее первая сессия была проведена в 1893 г. в Гааге по инициативе правительства Нидерландов. Многие годы эта организация не имела постоянной основы функционирования и созывалась от случая к случаю по предложению различных государств. Статус постоянно действующей ММПО Конференция приобрела в 1955 г. с момента вступления в силу ее Статута, принятого в 1951 г. По состоянию на 16 сентября 2008 г. членами ГКМЧП являлись 69 государств мира, включая Россию. Конференция созывается на очередные сессионные заседания, как правило, один раз в четыре года. Всю текущую и организационную работу в период между сессиями Конференции выполняют ее Постоянное бюро вместе с Нидерландской государственной комиссией по кодификации МЧП.

В соответствии со ст. 1 Статута ГКМЧП основной целью Конференции является прогрессивная унификация норм МЧП. Данная деятельность осуществляется этой организацией прежде всего в области коллизионного, семейного, наследственного права, правовой помощи и международного гражданского процесса. Проекты соответствующих конвенций разрабатываются постоянно действующими органами Конференции, принимаются на ее сессионных заседаниях и вступают в силу после их одобрения или ратификации необходимым количеством государств. За период с 1951 по 2008 г. в рамках ГКМЧП таким образом было принято 39 международных договоров.

Значительную работу в области международно-правовой кодификации МЧП проводит также Международный институт унификации частного права, основанный в 1926 г. в Риме. В его работе принимает участие 61 государство мира, включая Россию. Целями Института являются изучение путей гармонизации и согласования частного права групп государств или отдельных стран, разработка его единообразных норм.

Руководящими органами УНИДРУА являются Генеральная Ассамблея (состоит из представителей правительств стран-участниц), избираемый ею Административный совет и Президент (назначается правительством Италии). Исполнительные функции в рамках УНИДРУА осуществляет Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

В отличие от ГКМЧП, Институт специализируется, в основном, на кодификации материальных норм МЧП. За время работы УНИДРУА в его рамках было разработано и принято 11 проектов соответствующих международно-правовых соглашений. Однако только некоторые из них вступили в законную силу. В 1994 г. Институтом были одобрены Принципы международных коммерческих договоров, а в 2004 г. — Принципы транснационального гражданского процесса.

Одной из целей деятельности другого международного институционного органа — Комиссии ООН по праву международной торговли — является разработка проектов международных конвенций и типовых законов в области права международной торговли, коммерческого арбитража и платежей, международных перевозок. К настоящему времени этим органом было принято несколько важнейших международно-правовых документов в данной области. Комиссия была учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2205 (ХХI) от 17 декабря 1966 г. С января 2003 г. ее состав был расширен до 60 государств-членов, которые избираются Ассамблеей на шестилетний срок. Проекты документов, разрабатываемых Комиссией, принимаются либо на созываемых Генеральной Ассамблеей ООН конференциях, либо непосредственно на ее пленарных заседаниях.

Международные договоры, разрабатываемые указанными выше, а также некоторыми другими международными организациями[37], носят универсальный характер и рассчитаны на широкое применение. Однако серьезным препятствием на пути их всеобщего признания и распространения продолжают оставаться как значительные расхождения во взглядах на доктрину и практику МЧП, существующие в странах англосаксонской и континентальной правовой традиции, так и нежелание многих государств мира отказываться от применения собственных национально-правовых актов в пользу унифицированных норм международных договоров.

Данное обстоятельство делает невозможным достижение в ближайшее время всеобщей кодификации коллизионных и материально-правовых норм МЧП на международном уровне. Поэтому в обозримом будущем нормотворческий процесс в этой области будет развиваться по уже апробированному пути унификации правовых предписаний в отдельных достаточно узких сферах МЧП.

В одну из таких областей традиционно входят вопросы правового регулирования внешнеторговой деятельности и международных расчетов. В числе международных договоров, уже функционирующих в этой области, можно назвать, в частности:

Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Разработана ЮНСИТРАЛ. На сентябрь 2008 г. Конвенция вступила в силу для 70 государств, включая Россию. Указанный документ регулирует процедуру заключения договора международной купли-продажи товаров, а также определяет права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора;

Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и Дополнительный протокол к ней 1980 г. Разработана ЮНСИТРАЛ. На 16 сентября 2008 г. в Конвенции (без учета поправок, внесенных Протоколом) принимали участие 27 государств (-). Устанавливает единый срок исковой давности для предъявления требований, вытекающих из договора международной купли-продажи, продавцом и покупателем друг другу. Конвенция также содержит нормы, касающиеся начала исчисления, перерыва, продления и изменения срока исковой давности, определения последствий его истечения;

Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 г. Разработана ГКМЧП. Содержит, в основном, коллизионные нормы, регламентирующие процедуру определения права, применяемого при исполнении внешнеторговых сделок, и устанавливает сферу его действия.

Три вышеназванных конвенции занимают ключевое место в системе универсальных международных договоров, регламентирующих внешнеторговую деятельность. К ним тесно примыкает другая группа международно-правовых документов, которые призваны урегулировать ряд специальных вопросов в данной области. Это, в частности, разработанные УНИДРУА Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г., Оттавская конвенция по международному факторингу 1988 г., Оттавская конвенция по международному финансовому лизингу 1988 г., а также принятая 1 июля 1985 г. ГКМЧП Гаагская конвенция о праве, применимом к трастовым обязательствам, и о их признании и Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 23 ноября 2005 г.

В области международных расчетов в настоящее время наиболее значимыми являются три Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям, от 7 июня 1930 г. и три последующие конвенции, также подписанные в Женеве, об унификации права, относящегося к чекам, от 19 марта 1931 г. Их положения были признаны большинством стран Европы (Россия присоединилась только к конвенции по векселям), Бразилией и Японией. Страны англосаксонской системы права практически не принимают участия в этих договорах. Для ликвидации такой ситуации ЮНСИТРАЛ подготовила проект новой Конвенции о международных переводных и международных простых векселях, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г.

Еще одним документом, принятым в этой области ЮНСИТРАЛ, стала Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г. Она вступила в силу 1 января 2000 г. и на сегодняшний день действует в отношениях между Габоном, Беларусью, Кувейтом, Либерией, Панамой, Сальвадором, Тунисом и Эквадором. В этом списке можно назвать пока еще не вступившую в силу Конвенцию ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г.

Целый ряд международных договоров заключены в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров. В числе наиболее значимых из них можно назвать Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. с изменениями, внесенными в нее протоколами, подписанными в г. Брюсселе в 1968 и 1979 г.; Варшавскую конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. с дополнительными протоколами к ней 1955 и 1971 г.; Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.; Соглашение о перевозке пассажиров и багажа по железным дорогам в прямом международном сообщении 1950 г.; Соглашение о международном грузовом сообщении 1951 г.; Конвенцию ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) 1978 г.; Конвенцию о международных железнодорожных перевозках грузов, пассажиров и багажа 1980 г.; Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.

В качестве самостоятельной можно также выделить довольно многочисленную группу международно-правовых соглашений по вопросам интеллектуальной собственности, в подавляющем большинстве которых участвует Российская Федерация.

К их числу относится один из старейших источников современного МЧП — Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., участниками которой на 14 сентября 2008 г. являлись 173 государства мира. Главная цель конвенции состоит в создании льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов и регистрации товарных знаков субъектами одних государств в других.

Другой важный документ в этой области — Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г. На сентябрь 2008 г. он объединял 139 государств мира. Договор направлен на повышение единообразия патентного права государств, уменьшение стоимости подачи патентных заявок и проведения предварительной экспертизы. Им предусматривается возможность составления и подачи так называемой международной патентной заявки. Подобный механизм в отношении товарных знаков предусмотрен Мадридской конвенцией о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г. (на 14 сентября 2008 г. 56 государств-участников, включая Россию). (-) Упрощению административной процедуры регистрации товарных знаков и промышленных образцов призваны также служить Ниццское соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. (на 14 сентября 2008 г. 83 государства-участника, включая Россию) и Локарнское соглашение, устанавливающее международную классификацию промышленных образцов 1968 г. (на 14 сентября 2008 г. 49 государств-участников, включая Россию).

В области авторского права наиболее важное значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (164 участника) и Женевская (всемирная) конвенция об авторском праве 1952 г. (около 100 участников).

Применительно к международно-правовому регулированию вопросов интеллектуальной собственности нельзя также не упомянуть несколько важных нормативно-правовых актов, разработанных в последнее десятилетие Всемирной организацией интеллектуальной собственности. В их числе, в частности, Договор о законах по товарным знакам с Инструкцией к нему от 27 октября 1994 г.; Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г.; Договор о патентном праве с Инструкцией к нему от 1 июня 2000 г.

В рамках Уругвайского раунда ГАТТ 15 апреля 1994 г. было заключено Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности. Оно вступило в силу 1 января 1995 г. и в настоящее время является обязательным для всех государств-членов Всемирной торговой организации. В международной практике этот нормативный акт обычно именуется ТРИПС в соответствии с аббревиатурой его названия на английском языке (TRIPS — Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). В ТРИПС по сравнению с ранее принятыми международными договорами был расширен перечень объектов интеллектуальной собственности, подлежащих охране, впервые закреплены обязательства государств-участников в отношении соблюдения международных стандартов защиты авторских прав и прав на промышленную собственность от всякого рода нарушений, а также правила о разрешении споров.

Достаточное количество важных международных договоров универсального характера было принято в сфере международного гражданского процесса и коммерческого арбитража. Подавляющее большинство из них разрабатывалось в рамках ГКМЧП и Комиссии ООН по праву международной торговли.

В этом ряду, прежде всего, следует упомянуть Конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г. На сегодняшний день в ней участвует (-) 45 государств мира, включая Россию. Конвенция содержит нормы, посвященные регулированию таких важных вопросов, как вручение за границей судебных и внесудебных документов, исполнение судебных поручений, взыскание судебных издержек и расходов, оказание бесплатной правовой помощи и др.

В числе других международных договоров этой группы, имеющих более узкую предметную ориентацию, можно назвать Конвенцию о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.; Конвенцию о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. (на сентябрь 2008 г. 57 государств-участников, включая Россию); Конвенцию о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г. (на сентябрь 2008 г. 45 государств-участников, включая Россию); Конвенцию об облегчении доступа к правосудию за границей 1980 г. (24 государства-участника) и др.

С вышеназванными соглашениями тесно связана Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. К середине сентября 2008 г. ее участниками стали 94 государства, включая Россию.

ЮНСИТРАЛ в области разрешения международных коммерческих споров были разработаны и приняты такие важные документы, как Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (на сентябрь 2008 г. насчитывала 142 участника); Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. (применяется при рассмотрении споров в рамках изолированного арбитража ad hoc); Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. (устанавливает процедуру мирного урегулирования споров посредством согласительной процедуры); Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. (на его основе во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, были приняты соответствующие национальные законодательные акты)[38].

Вопросам международно-правового регулирования процедуры рассмотрения инвестиционных споров посвящены Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. Успешная реализация Вашингтонской конвенции послужила основанием для принятия в 1978 г. Дополнительного протокола к ней для осуществления примирительной процедуры и арбитражного урегулирования производства по установлению фактов.

Активная нормотворческая деятельность в области МЧП ведется не только на универсальном, но и на региональном уровне. Здесь в числе наиболее важных международно-правовых источников МЧП следует, прежде всего, упомянуть Кодекс МЧП (Кодекс Бустаманте), который был принят в 1928 г. на VI Международной Американской конференции в Гаване. В настоящее время участниками этого договора являются около 15 государств Латинской Америки. Кодекс Бустаманте представляет собой наиболее яркий пример успешной кодификации норм коллизионного права, предпринятой на межгосударственном уровне. В этом обширнейшем документе, насчитывающем 437 статей, регламентируются, в частности, вопросы право- и дееспособности физических лиц, семейного и обязательственного права, права собственности, международного торгового и уголовного права, международного гражданского процесса.

Не менее известным источником МЧП является Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже, которая была принята в 1975 г. в Панаме на первой конференции по международному частному праву стран Американского континента. Ее участниками на сегодняшний день являются 19 государств Северной и Южной Америки, включая США. Подобные конференции в этом регионе проводятся каждые три года. Итогом их работы уже стали более двух десятков конвенций по вопросам право- и дееспособности юридических и физических лиц, международных перевозок, расчетов, разрешения торговых споров и др. Одними из последних таких соглашений стали одобренные на специализированных конференциях по международному частному праву Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам 1994 г. и Межамериканская конвенция об общих нормах международного частного права 1997 г.

Процесс международно-правовой унификации норм МЧП интенсивно развивается в странах Европейского Союза. Для иллюстрации этого факта достаточно упомянуть такие известные документы, принятые в рамках ЕС, как Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г.; Брюссельская конвенция о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1968 г. (Брюссельская конвенция I); Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 г.; Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. В мае 1998 г. государства-члены Европейского Союза подписали Конвенцию о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по вопросам семьи и брака (Брюссельская конвенция II) и Протокол о ее толковании Судом Европейских Сообществ. 22 декабря 2000 г. Совет ЕС принял Регламент № 44/2001 «О юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам», а позднее Регламент № 2201/2003 «О юрисдикции, признании и принудительном исполнении решений по семейным делам», призванные со временем заменить Брюссельськие конвенции I и II.

В этот перечень можно также включить Соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, которое в 1988 г. заключили между собой государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли.

С помощью ряда конвенций, принятых в 60—70-е гг. в рамках ЕС, были унифицированы многие вопросы патентного права стран Западной Европы. Речь здесь идет, в частности, о Страсбургском соглашении об унификации отдельных положений патентного права 1963 г., а также о Мюнхенской конвенции 1973 г. и Люксембургской конвенции 1975 г., которыми были введены в практику соответственно единый европейский патент и «патент Сообщества».

В 1961 г. в Женеве под эгидой Европейской экономической комиссии ООН была разработана и подписана Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже. В настоящее время ее участниками являются около 30 государств различных регионов мира, включая Россию. Конвенция была принята в целях преодоления трудностей, возникающих в процессе формирования составов арбитражных с

Наши рекомендации