Если нужно, можно переформулировать.

Рассмотрев вопрос о законности предусмотренной трудовым законодательством возможности досрочно расторгнуть трудовой договор с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении с руководителем трудового договора, КС РФ указал следующее. Нормы ТК РФ, допускающие возможность расторжения трудового договора с руководителем организации по решению собственника без указания мотивов принятия такого решения, не противоречат Конституции РФ, поскольку расторжение трудового договора с руководителем организации в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему справедливой компенсации 7.

Трудовым договором и (или) коллективным договором могут предусматриваться и другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий (ст. 178 ТК РФ).

Размер выходного пособия определяется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (или часов — при суммированном учете рабочего времени), приходящихся на первый месяц, следующий за днем увольнения.

Средний дневной (часовой) заработок исчисляется исходя из расчетного периода, равного 12 календарным месяцам, предшествующим периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Согласно ст. 139 ТК РФ в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Однако применение данной нормы на практике, т. е. установление иного периода для расчета среднего заработка в организации, достаточно трудоемко. Получается, что при каждом расчете причитающихся работнику выплат, исходя из среднего заработка, необходимо проверять, не нарушены ли права работника.

Права работника будут нарушены, если исчисленный на основании расчетного периода, установленного коллективным договором или локальным нормативным актом, средний заработок окажется меньше, чем средний заработок, который был бы определен исходя из расчетного периода, установленного ТК РФ. Добровольное согласие работника на условия, ухудшающие его положение, не освобождает работодателя от ответственности за нарушение трудового законодательства.

Другие компенсационные выплаты при расторжении трудового договора

ТК РФ также предусмотрено сохранение среднего месячного заработка уволенного работника на период трудоустройства при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Кодекса) с зачетом выходного пособия (ст. 178 Кодекса).

При этом для получения бывшим работником среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) работнику достаточно подтвердить факт, что он в этот период не работал, указанная выплата не зависит от того, по какой причине он не был трудоустроен.

Средний месячный заработок может сохраняться за работником и в течение третьего месяца после увольнения, но уже только в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ), что подтверждается соответствующей справкой из органа службы занятости населения.

Не производятся выплаты в размере среднего заработка на период трудоустройства, если увольняемый в связи с ликвидацией организации или проведением мероприятий по сокращению численности или штата работник является:

— совместителем (такие работники уже трудоустроены по основному месту работы);

— принятым на сезонные работы (ст. 296 ТК РФ).

В настоящее время отсутствует единое мнение о том, обязана ли организация выплачивать средний месячный заработок пенсионерам, уволенным в связи с сокращением численности (штата) работников, на период их трудоустройства.

Как указано в п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения), граждане, которым назначена пенсия по старости, не могут быть признаны безработными. Письмом Минфина России от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Федеральной службы по труду и занятости РФ, изложенное в Письме от 27.10.2005 № 1754-61. В соответствии с данным разъяснением у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников. Начисления таким работникам-пенсионерам при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ.

***При оценке правомерности выдачи решения службы занятости о сохранении за пенсионеркой, уволенной по сокращению штатов, среднего заработка за третий месяц со дня увольнения ФАС Центрального округа отметил следующее. Часть 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных. Поскольку из содержания п. 17 Порядка регистрации безработных граждан 8 следует, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, а значит, и в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, служба занятости не должна выдавать им решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения 9.

***ФАС Волго-Вятского округа пришел к противоположному выводу: из норм трудового законодательства не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости 10.

Следует также учитывать позицию Президиума ВАС РФ, согласно которой споры о сохранении бывшему работнику среднемесячного заработка за третий месяц после увольнения по сокращению численности штата возникают из трудовых правоотношений и не связаны с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, т. е. не подведомственны арбитражным судам. Поэтому решение о выплате пенсионерам среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, организации следует принимать самостоятельно (это тоже вывод ВАС РФ?)11.

Нет, ВАС только указал, что решение подобных споров не относится к юрисдикции арбитражных судов. Решений судов общей юрисдикции по этому вопросу в правовых базах нет. Указанное Письмо Федеральной службы по труду и занятости РФ № 1754-61 было ответом на частный запрос. Поэтому на сегодняшний день вопрос о выплате среднего заработка уволенным пенсионерам остается на усмотрение организаций. Наверное, лучше поставить этот абзац ниже?

Исходя из позиции Минфина России на сегодняшний день, подобные выплаты могут быть учтены в составе расходов по налогу на прибыль. В то же время не исключена возможность изменения финансовым органом своего мнения, что повлечет за собой соответствующие налоговые риски.

Поэтому решение о выплате пенсионерам среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, организациям в начтоящее время следует принимать самостоятельно.

Не исключен также риск возникновения споров с налоговыми органами при учете в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм выходного пособия, выплаченного работникам, являющимся индивидуальными предпринимателями.

В силу ст. 2 Закона о занятости населения лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, считаются занятыми.

***Однако ФАС Волго-Вятского округа посчитал, что «трудоустройство» и «занятость» являются разными понятиями. Лицо, считающееся занятым, не может быть в обязательном порядке признано трудоустроенным и лишено права на сохранение заработной платы при увольнении по причине сокращения численности или штата работников организации в соответствии с трудовым законодательством.

Как указал суд, из содержания норм ТК РФ следует, что лица, заключившие трудовые договоры, имеют равные права в области трудовых отношений, в том числе право на сохранение заработной платы при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации на период трудоустройства в пределах сроков, установленных ТК РФ в зависимости от места расположения организации. Каких-либо особенностей в предоставлении тех или иных прав и гарантий работникам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, трудовое законодательство не предусматривает 12.

Порядок налогообложения выходного пособия и других компенсационных выплат при расторжении трудового договора

Пунктом 9 ст. 255 НК РФ предусмотрено включение в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, начислений работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.

По мнению налоговых органов, такие расходы принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если они производятся организацией-работодателем в размерах, установленных трудовым законодательством 13.

Несмотря на то, что ст. 178 ТК РФ организации предоставлено право устанавливать повышенные размеры выходных пособий во внутреннем нормативном акте, при учете в составе расходов сумм пособий и компенсаций, превышающих указанные в Кодексе, существует значительный риск возникновения споров с налоговыми органами по данному вопросу 14.

Выходное пособие, средний заработок, сохраненный за уволенным работником на время трудоустройства, а также компенсации при увольнении руководителя организации, являются компенсационными выплатами, связанными с увольнением, и не облагаются ЕСН, взносами на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ 15.

В то же время в письмах Минфина России и налоговых органов выражено мнение, что выплаты дополнительных выходных пособий или установление повышенных размеров таких пособий по сравнению с минимальным размером, установленным ТК РФ, облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ (то есть если такие выплаты не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, то такие выплаты не облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а если организация, например, не является плательщиком налога на прибыль, то на подобные выплаты следует начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), и НДФЛ 16.

Согласно ст. 180 ТК РФ при сокращении численности или ликвидации организации работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор до истечения установленного данной нормой срока. Однако в этом случае он должен выплатить дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Указанная компенсация не облагается НДФЛ и ЕСН на основании п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. В то же время она включается в расходы на оплату труда, так как согласно п. 9 ст. 255 НК РФ к ним относятся начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика 17.

Следует отметить, что при выплате работнику дополнительной компенсации при увольнении досрочно по сокращению численности или штата за ним сохраняются и другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством — выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства.

Ответственность работодателя за нарушение установленного порядка увольнения работника

В случае признания увольнения незаконным работник подлежит восстановлению на прежней работе (должности). Одновременно с решением о восстановлении на работе орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула (ст. 394 ТК РФ).

При невозможности восстановления работника на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным и обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула.

По заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за все время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию 18.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в соответствии со ст. 139 ТК РФ аналогично порядку, рассмотренному выше.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное выходное пособие подлежит зачету в составе суммы компенсации.

В то же время средний заработок за время вынужденного прогула не подлежит уменьшению на следующие выплаты:

— суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет;

— пособие по временной нетрудоспособности, выплаченное в пределах срока оплачиваемого прогула;

— пособие по безработице, которое работник получал в период вынужденного прогула.

Указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула 19.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения - в последний день работы (ст. 77 ТК РФ). Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 Кодекса).

В случае нарушения установленного срока выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). Порядок расчета размера процентов не предусматривает необходимости деления одной трехсотой ставки рефинансирования на количество дней в году20.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику морального вреда, причиненного ему указанными действиями, путем выплаты денежной компенсации (ст. 394 Кодекса).

По мнению Минфина России, расходы по выплате возмещения морального вреда работнику, которого организация уволила без законного основания или с нарушением установленного порядка, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Они не связаны ни с режимом работы, ни с условиями труда, поэтому не относятся к расходам на оплату труда и не могут быть приравнены к возмещению причиненного ущерба согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ 21, но и не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Кодекса 22.

Наши рекомендации