Правоохранительные органы Республики Казахстан

С.Н. Мухаметалин

Правоохранительные органы Республики Казахстан

Алматы 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….4-6

Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи………………………………………………………………7-19

1.1. Правоохранительная деятельность. Понятие правоохранительных органов, их основные признаки и задачи………………………………………………………………...7-12

1.2.Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов……………………...12-15

1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной

деятельности………………………………………………………………………………...16-19

Глава 2. Судебная власть в Республике Казахстан

2.1. Понятие и основные признаки судебной власти……………………………………..20-22

Правосудие: понятие и его принципы……………………………………………………..20-29

Судопроизводство с участием присяжных заседателей………………………………… 29-34

Глава 3. Судебная система в Республике Казахстан

Судебная система в Республике Казахстан…………………………………………………35

Правовой статус судей………………………………………………………………………..

Высший Судебный Совет. Союз судей……………………………………………………..

Третейские суды………………………………………………………………………………

Органы, осуществляющие организационное обеспечение………………………………..

Глава 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан

Становление и развитие института конституционного контроля…………………………

Порядок формирования и состав Конституционного Совета………………………………

Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации………………………….

Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства …………………………………………………………………………………….

Глава 5. Органы юстиции Республики Казахстан

Основные задачи и система органов юстиции………………………………………………..

Основные функции органов юстиции. Права и обязанности органов юстиции и их должностных лиц……………………………………………………………………………….

Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной

деятельности……………………………………………………………………………………….

Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы………………………

Глава 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан

Основные исторические этапы развития прокуратуры………………………………………...

Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры………..

Система и структура органов прокуратуры……………………………………………………

Основные направления прокурорского надзора……………………………………………….

Глава 7. Органы обеспечения национальной безопасности

Общая характеристика национальной безопасности…………………………………………..

Органы национальной безопасности. Задачи и функции……………………………………..

Права и обязанности органов национальной безопасности………………………………….

Глава 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан

Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел………………………….

Права и обязанности органов внутренних дел…………………………………………………

Статус сотрудников органов внутренних дел………………………………………………….

Глава 9. Органы выявления и расследования преступлений

Основные этапы становления и развития института органов расследования……………….

Органы предварительного следствия…………………………………………………………..

Органы дознания и их задачи……………………………………………………………………

Органы оперативно-розыскной деятельности…………………………………………………

Глава 10. Органы финансовой полиции Республики Казахстан

Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой

полиции…………………………………………………………………………………………….

Система и организация деятельности органов финансовой полиции…………………………

Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции…………………………….

Введение

Курс «Правоохранительные органы Республики Казахстан» — вво­дная дисциплина в юридическом учебном заведении, в рамках которо­го студенты получают основные сведения о деятельности правоохрани­тельных и правоприменительных органов. Цель изучения курса - эго обеспечение необходимой информацией будущих юристов о правовой основе, задачах, структуре и компетенции суда, прокуратуры и других органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Изучение курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» предусмотрено учебными программами большинства учебных заведений юридического профиля. Это обусловлено тем, что деятельность правоохранительных органов является составной и неотъемлемой частью механизма исполнения законов. В то же время практика преподавания данного предмета показывает, что обучающиеся испытывают объективные трудности в процессе по­иска и усвоения материала курса, адаптированного к современной системе правового регулирования правоохранительной деятельно­сти.

Предлагаемые учебно-методические материалы охватывают различные стороны преподавания курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан». В издании помещены программа курса и методические рекомендации. Изучая курс «Правоохрани­тельные органы в Республике Казахстан», студент должен овла­деть теоретическими основами правоохранительной деятельности, освоить основные термины и категории, необходимые при харак­теристике правоохранительной деятельности, а также приобрести навыки работы с нормативным материалом.

Курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» — это система знаний о правовой и социальной природе правоохра­нительной деятельности, правовом статусе правоохранительных органов, ее функциях, формах и методах деятельности.

В рамках данной учебной дисциплины изучаются вопросы о месте правоохранительных органов в системе органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти. О специальном пред­назначении правоохранительных органов осуществлять, охрану прав и свобод граждан, охрану правопорядка и безопасности стра­ны, от имени высших органов государственной власти надзор за точным и единообразным применением Конституции и действую­щих законов.

Конкретно-исторический подход позволяет проследить этапы развития системы правового регулирования деятельности правоо­хранительных органов, характерные особенности образования но­вых и становления традиционных структур правоохранительных органов после распада СССР и по настоящее время. Это позволяет обосновать необходимость правоохранительных органов Казах­стана как государственно-правового института, увидеть его про­блемы и перспективы.

В учебном пособии раскрывается содержание задач правоохранитель­ных органов, дается их классификация, проводится анализ пред­метных и функциональных полномочий, разграничивается компе­тенция между правоохранительными органами, территориальны­ми и специализированными правоохранительными органами, вы­шестоящими и нижестоящими правоохранительными органами.

В работе также проанализировано действующее законодатель­ство и показаны его основные черты и особенности, обобщен опыт строительства системы правоохранительных органов государ­ства. Особого внимания заслуживает приведенный сравнительно- правовой анализ системы и особенность деятельности правоохра­нительных органов некоторых зарубежных стран.

Тем самым, представленная работа является результатом тща­тельного изучения всех законодательных актов, напрямую и кос­венно касающихся деятельности правоохранительных и правопри­менительных органов.

Современный подход к вопросам организации труда и управ­ления определяет содержание материала об организации работы в правоохранительных органах. В условиях усложнения задач пра­воохранительных органов и увеличения объема работы, сотруд­никам приходится изыскивать резервы времени за счет совершен­ствования информационных процессов, аналитической работы и планирования, за счет использования компьютерных технологий, современных средств связи и т. д. Рассматриваются также вопросы прохождения службы в правоохранительных органах.

В курсе нашли также отражение цели и задачи, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов в различных ведом­ствах, их полномочия. Достаточно подробно излагаются проблемы тактики и методики реализаций этих полномочий на отдельных участках правоохранительной деятельности.

Предмет курса частично совпадает с другими учебными дис­циплинами. Вместе с тем курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» является самостоятельной учебной дисци­плиной. Это обусловлено, прежде всего, спецификой правоохрани­тельных органов как особого государственно-правового институ­та. Будучи специальной организованным правозащитным органом государства правоохранительные органы в Республике Казахстан действует от его имени, обеспечивая верховенство закона, един­ство законности и ее укрепление.

В государственном механизме по защите прав и законных инте­ресов личности, общества и государства важное значение приоб­ретает деятельность правоохранительных органов, которые имеют свои четко определенные задачи и функции.

Курс «Правоохранительные органы» является своего рода вводным курсом для изучения других юридических дисциплин и находится в неразрывной связи с ними. Не имея начальных представлений о том, как функционируют суд, прокуратура, ад­вокатура и другие органы, осуществляющие правоохранитель­ную и правоприменительную деятельность, сложнее понять другие юридические дисциплины и в дальнейшем уяснить сущ­ность и содержание уголовно-процессуального, гражданско-процессуального уголовно-исполнительного, финансового и других отраслей права.

Предметом изучения являются особенности формирования (создания) правоохранительных органов, принципов организации и деятельности, системы, структуры и компетенции. Организация и деятельность этих органов детально регламентирована правовы­ми нормами. Поэтому усвоение данного курса требует изучения непосредственно текста значительного объема соответствующих правовых источников, включающего в себя довольно широкий круг законов и иных нормативных правовых актов различных уровней и юридической силы.

В книге особое внимание уделено раскрытию понятий судебной власти, принципам, лежащим в основе деятельности судов респу­блики и основной формы ее реализации — правосудию, осущест­вляемому только судом. В связи с введением такой формы отправ­ления правосудия как участие присяжных заседателей 1 января 2007 года подробно освещена процедура их избрания, права и обя­занности суда присяжных. Значительное внимание уделено вопро­сам организационного построения, структуры и функционального предназначения каждого органа, осуществляющего правоохрани­тельную и правоприменительную деятельность, правовой статус их сотрудников, основные задачи и методы работы.

Как известно, 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении из­менений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», ко­торым провозглашены принципиально важные для страны новел­лы. В рамках данной модели на конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Сфера применения смертной казни сокращена и ограничена исклю­чительно террористическими преступлениями, сопряженными с гибелью людей, и особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время, что в условиях Казахстана означает фактическую отмену смертной казни. Введено судебное санкционирование аре­ста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой следствия.

В целях дальнейшего определения основных направлений пра­вовой политики государства принята новая Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 ав­густа 2009 года № 858.

3 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Ка­захстан по вопросам упрощенного досудебного производства». Законом от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и до­полнений в Уголовный, уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам со­вершенствования судебной системы» установлена новая структу­ра обжалования судебных актов. В этот же день принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершен­ствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно- исполнительной системы». 11 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифици­рованной юридической помощью». Проведенная реформа, таким образом, направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества.

Глава государства 29 января 2010 года, выступая на совмест­ном заседании палат Парламента с ежегодным Посланием народу Казахстана отметил, что «в деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль, поэтому требуется усовершенствовать систему отчет­ности и оценки деятельности каждого правоохранительного орга­на. Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Другими словами, в новом десятилетии нам нужна новая право­охранительная система, соответствующая высоким международ­ным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве»[1].

Используемые в настоящее время учебники «Правоохранитель­ные органы», изданные в Российской Федерации, не совсем соот­ветствуют нашим государственным обязательным стандартам об­разования, поскольку в Казахстане со времени распада Советского Союза активно проводилась судебно-правовая реформа и принято немало нормативных правовых актов, повлекших существенные изменения в структуре и функциях этих органов.

С момента издания аналогичных учебных пособий, подготов­ленных казахстанскими авторами, прошло определенное время, в течение которого произошло значительное обновление законов и правовых актов, регулирующих правоохранительную деятель­ность.

Автор не пытался акцентировать особого внимания на теорети­ческих спорах и дискуссионных проблемах, которые затрудняют правильное восприятие и усвоение обучаемыми самых необходи­мых сведений о правоохранительных органах. По мнению автора, учебники и учебные пособия должны быть изложены последова­тельно, системно, с проведением только «красной нити», с более высокой обучающей эффективностью. Информация о правоохра­нительной и правоприменительной деятельности конкретного ор­гана должна быть ограничена сутью раскрытия действующего за­конодательства.

При подготовке пособия использовались не только законы, ре­гламентирующие деятельность правоохранительных органов, но и ведомственные правовые акты, определяющие те или иные функ­ции указанных учреждений, с учетом последних изменений и до­полнений, внесенных в законодательство.

Во избежание искажения смысла законодательных норм, регла­ментирующих компетенцию правоохранительных органов, права и обязанности их сотрудников в основном приведены в том виде, как изложены в законе. В учебнике есть специальная глава, посвя­щенная правоохранительным органам зарубежных государств, где с использованием метода сравнительного правоведения рассмо­трены правоохранительные органы некоторых стран. Для более углубленного изучения настоящего курса перечислены законода­тельные и литературные источники.

ГЛАВА 1

Предмет курса, его цели.

ГЛАВА 3

Правовой статус судей

Правовой статус судьи — это совокупность правовых положе­ний, которые включают в себя правила назначения на должность судьи, правила освобождения от должности, социальные и право­вые гарантии независимости, требования, предъявляемые к судье, ответственность судьи, а также его права и обязанности. Все судьи Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на по­стоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиня­ются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотрен­ных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совеща­тельной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

Финансирование судов, материальное и социальное обеспече­ние судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.

Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной зако­ном процедурой осуществления правосудия; установлением зако­ном ответственности за осуществление вмешательства в деятель­ность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; уста­новленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства матери­ального содержания и социального обеспечения, соответствую­щих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Респу­блики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имею­щий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдав­ший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажиров­ку в суде и получивший положительный отзыв пленарного засе­дания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.

Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юриди­ческой профессии не менее пятнадцати лет, или стаж работы су­дьей не менее пяти лет.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридиче­ской профессии не менее двадцати лет, или стаж работы судьей не менее десяти лет.

Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельство­вание.

Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принад­лежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей.

Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кан­дидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представ­лению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основа­нии решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и предсе­дателей судебных коллегий областных судов, председателей судеб­ных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верхов­ного Суда.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакант­ные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Вер­ховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакант­ные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Ре­спублики Казахстан.

Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу. Председатели Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. Председатели област­ных судов приносят присягу на пленарном заседании Верховного суда. Председатели коллегий и судьи областных судов, председа­тели и судьи районных судов приносят присягу на пленарных за­седаниях соответствующих областных судов.

Определяя высокий статус судьи, закон устанавливает для него дополнительные гарантии независимости, которые обеспе­чиваются предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности за осущест­вление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным порядком прекра­щения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на от­ставку; предоставлением судьям за счет государства материально­го содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой го­сударства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопас­ности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответ­ствующее обращение. Судьи и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном порядке обеспечиваются меди­цинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмеща­ется за счет средств республиканского бюджета. Судьи подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского учреждения.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновен­ность личности. Согласно закону судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налага­емым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае необходимости лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики, без согласия Сената Парламента Республики Ка­захстан, кроме случаев задержания на месте преступления или со­вершения тяжкого преступления.

В то же время к судье предъявляются определенные требования нравственного свойства, которые также закрепляются в законе. В частности, судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; при выполнении своих консти­туционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристраст­ности; противостоять любым попыткам незаконного вмешатель­ства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей.

Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопусти­мо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.

Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть перемещен без его согласия, его полномочия не могут быть пре­кращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в по­рядке, предусмотренным конституционным законом.

Полномочия судьи приостанавливаются, если: судья заре­гистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; судья вступившим в законную силу решением суда признан без­вестно отсутствующим; дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; имеется решение дисциплинарно- квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом; имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи за­нимаемой должности в силу профессиональной непригодности.

При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя су­дебной коллегии соответствующего суда; при переходе на другую работу. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в от­ношении Председателя Верховного Суда — Президентом Респу­блики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда. Полномочия судьи возобнов­ляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.

Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случа­ях может быть продлен Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета не более чем на пять лет.

Институт отставки судьи является одним из средств обеспече­ния независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. Отставкой признается особая форма прекраще­ния полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию и стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу и гаран­тии личной неприкосновенности и иных социальных гарантий.

С 1 января 2007 года введено в действие дополнение в Консти­туционный закон, предусматривающее создание Судебного жюри из семи членов для проверки профессиональной состоятельности действующих судей. В состав жюри вправе войти судьи Верховно­го Суда или находящиеся в отставке, а также судьи местных судов, имеющие большой авторитет. Жюри может обязать судью в отве­денные сроки повысить профессиональный уровень или признать не соответствующим занимаемой должности, принять решение о том, что судья по своему профессиональному уровню не соответ­ствует занимаемой должности, что влечет основание для лишения его судейского статуса.

Так, в 2009 году всего по отрицательным основаниям освобож­ден от должности 31 судья, из них 7 — в связи с заключением Су­дебного жюри, 24 — за невыполнение требований, предъявляемых к судье. Количество возбужденных в отношении судей уголовных дел составило 5[22].

Право возбуждения дисциплинарного производства принад­лежит Республиканской дисциплинарно-квалификационной кол­легии в отношении любого судьи Республики; областным дисци­плинарно — квалификационным коллегиям — в отношении судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан.

За нарушение законности при рассмотрении судебных дел и за совершение порочащего поступка, противоречащего судейской этике, а также за грубое нарушение трудовой дисциплины судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Сле­дует заметить, что отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были до­пущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступ­ка. не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

Материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осу­ществления правосудия и не может быть уменьшено. Судьям, в за­висимости от занимаемой должности, уровня профессиональной подготовки, выслуги лет и иных обстоятельств, присваиваются квалификационные классы.

Организационное и материально-техническое обеспечение дея­тельности Верховного Суда Республики Казахстан, а также веде­ние судебной статистики осуществляется аппаратом Верховного Суда.

Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Ре­спублики Казахстан осуществляется за счет средств республикан­ского бюджета.

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

ГЛАВА 7

Задачи и функции

Органы национальной безопасности Республики Казахстан непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Ре­спублики Казахстан специальные государственные органы, яв­ляющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предостав­ленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и об­щества, защиту конституционного строя, государственного суве­ренитета, территориальной целостности, экономического, научно- технического и оборонного потенциала страны.

В 1992-м году Указом Президента страны Комитет государ­ственной безопасности был преобразован в самостоятельную от­ечественную спецслужбу — Комитет национальной безопасности. Современная история КНБ РК начинается с преобразования КГБ Казахской ССР в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, в соответствии с которым в системе существовавших органов государственной безопасности республики были прове­дены организационные мероприятия и структурные изменения, направленные на создание полноценной спецслужбы суверенного государства. В частности, Первое управление КГБ Казахской ССР было преобразовано в Управление разведки КНБ РК. В его состав перешли также казахстанские разведчики, ранее работавшие в ПГУ КГБ СССР. В статусе Управления внешняя разведка Казах­стана просуществовала до 1996 года, а затем была преобразована в Главное управление разведки КНБ РК и впоследствии — в Депар­тамент разведки КНБ РК.

Указ об организации Комитета национальной безопасности был подписан Президентом Республики 13 июля 1992 года. Если гово­рить о приоритетах деятельности КНБ, необходимо, прежде всего, назвать противодействие терроризму, посягательствам на инфор­мационные ресурсы (шпионаж, измена государству, преступления в электронных сетях), предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Несомненно, разведывательная деятель­ность и защита границы по всему периметру государства также яв­ляются одними из главнейших направлений работы КНБ. Одной из основных направлений деятельности спецслужб является борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью, противодействие незаконному обороту наркотиков и контрабанде.

Деятельность органов национальной безопасности регламен­тируется законом «Об органах национальной безопасности Респу­блики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2710.

Задачами органов национальной безопасности являются:

1. участие в разработке и реализации государственной поли­тики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

2. добывание разведывательной информации в интересах Ре­спублики Казахстан;

3. выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Респу­блики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;

4. выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение консти­туционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;

5. выявление, пресечение, раскрытие и расследование престу­плений, отнесенных законодательством к ведению органов нацио­нальной безопасности;

6. обеспечение Президента Республики Казахстан, государ­ственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время;

7. — организация шифровальной работы в государственных ор­ганах, организациях, Вооруженных Силах, других войсках и во­инских формированиях Республики Казахстан;

8. обеспечение охраны и защиты государственной границы Ре­спублики Казахстан.

Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безо­пасности только законом.

Основные принципы деятельности органов национальной без­опасности — это принципы законности, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод чело­века и гражданина, независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Правовую основу деятельности органов национальной безопас­ности составляют: Конституция и законы Республики Казахстан; закон «Об органах национальной безопасности Республики Казах­стан»; международные договорные и иные обязательства Респу­блики Казахстан; нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; Положение о Комитете национальной безопасности, утверждаемое Президен­том Республики Казахстан.

Единую систему органов национальной безопасности Респу­блики Казахстан составляют: Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, его ведомства, территориальные и иные ор­ганы национальной безопасности, войска Комитета национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подве­домственные организации.

Комитет национальной безопасности образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики. Комитет наци­ональной безопасности возглавляет Председатель, который назна­чается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики и освобождается Президентом Республи­ки от должности.

Председатель Комитета национальной безопасности:

1. организует работу Комитета, осуществляет руководство деятельностью органов национальной безопасности и несет пер­сональную ответственность за выполнение возложенных на них задач, распределяет обязанности между заместителями Председа­теля Комитета;

2. вносит предложения Президенту Республики Казахстан об образовании, реорганизации и упразднении структурных подраз­делений и ведомств Комитета национа

Наши рекомендации