Государственной противопожарной службы

МЧС России

Государственной противопожарной службы - student2.ru Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

С КАДРАМИ МЧС РОССИИ

Методические рекомендации

по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

По специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Специализация – 080504.65-18 «Управление в чрезвычайных ситуациях»

Для слушателей института заочного и дистанционного обучения

Санкт-Петербург

Воробейчикова О.П., Ильина И.М.

Организация работы с кадрами МЧС России.Методические рекомендации для слушателей института заочного и дистанционного обучения. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2009. – 54 с.

Государственной противопожарной службы - student2.ru Рекомендации подготовили:

О.П. Воробейчикова - кандидат педагогических наук, доцент

И.М.Ильина- кандидат педагогических наук

Под редакциейВ.С. Артамонова – д-ра военных наук, д-ра техн. наук,

профессора, заслуженного работника

высшей школы РФ

Рецензенты:

С.М. Трунаев

(Государственное учреждение «7 отряд Федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу)

кандидат педагогических наук, доцент О.А. Губанова

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве методического пособия для выполнения контрольной работы слушателями заочной формы обучения (протокол № 6 от « 26 » марта 2008 г.).

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обеспечение пожарной безопасности, организация и ведение гражданской обороны, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются важнейшими функциями государства в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны. Экономические, политические и социальные изменения в развитии общества и государства за последние десятилетия требуют новых подходов и управленческих решений, соответствующих реалиям сегодняшнего дня и отвечающим требованиям государственного строительства в области безопасности жизнедеятельности. Деятельность Министерства, государственных органов и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности должна достичь главного результата – обеспечение высокого уровня безопасности жизнедеятельности населения страны при активном и сознательном участии граждан в обеспечении этой безопасности.

Исключительная важность решения этой задачи требует в нынешних условиях глубокого осознания с позиций современной науки и практики существа происходящих кадровых изменений, выявление причин, ошибок и упущений в работе с кадрами, объективных и субъективных трудностей, тормозящих развитие системы МЧС России, обоснование необходимости внедрения новых механизмов и технологий в практику реализации кадровой политики.

Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки менеджера по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», а также квалификационных характеристик.

Цель учебной дисциплины - формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения кадровой и воспитательной работы, необходимых для эффективного использования творческого потенциала кадров Государственной противопожарной службы (ГПС).

Основные задачи учебной дисциплины

изучить:

организацию работы с кадрами и порядок прохождения службы в ГПС;

порядок отбора и приема кадров на службу, аттестации, формирования резерва кадров на выдвижение, прекращения службы в ГПС;

основные направления проведения воспитательной работы с личным составом ГПС;

гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС;

планирования работы с кадрами;

формы и методы работы руководителя подразделения с подчиненными.

По окончании изучения дисциплины обучаемые должны:

знать:

основные направления кадровой политики государства и особенности ее реализации в ГПС;

законодательство, ведомственные и другие нормативные акты, регулирующих служебно-трудовые отношения личного состава ГПС;

порядок прохождения службы в ГПС;

сущность и содержание профессионального отбора кадров, их расстановка и воспитание;

гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС;

формы и методы воспитательной работы в подразделениях ГПС;

роль руководителя в формировании благоприятного морально-психологического климата в органах управления и подразделениях ГПС;

методику анализа кадровой и воспитательной работы;

организацию индивидуальной воспитательной работы с личным составом;

организацию нравственно-эстетической и спортивно-оздоровительной работы;

уметь:

применять формы и методы кадровой и воспитательной работы, координировать и направлять ее на успешное выполнение оперативно-служебных задач;

планировать, учитывать и анализировать работу с кадрами.

иметь представление:

о системе отношений, складывающихся в процессе проведения кадровой и воспитательной работы.

На изучение дисциплины обучения отводится 88 ч.

По заочной форме обучения предусматривается 10 ч. аудиторных занятий (лекций – 6 ч., семинаров и практических занятий – 4 ч.) и 78 ч. – самостоятельной работы.

Слушатели заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины выполняют контрольную работу.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются:

по заочной форме обучения – зачет на 4 курсе.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Организация работы с кадрами МЧС России»

для заочной формы обучения (срок обучения - 6 лет).

Общее количество часов – 88, аудиторных занятий – 10 ч.,

самостоятельная работа – 78 ч.

№ п/п   Наименование темы Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Материально-техническое обеспечение Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы Примечание
Лекции   Семинары Практические
Порядок отбора и прием на службу в ГПС МЧС России     МП, ИС ОСиП т.1.1, История т.1  
Условия службы в ГПС МЧС России     МП, ИС, СТ ОСиП т.2.2, Правоведение т.1  
Перемещение по службе сотрудников ГПС МЧС России     МП, ИС, СТ ОСиП т.2.2  
Основы организации воспитательной работы с личным составом ГПС МЧС России       МП, ИС, СТ ОСиП т.2.4 ОРК т.1 Правоведение т.4  
Общественные объединения в органах управления и подразделениях ГПС МЧС России       МП, ИС, СТ ОСиП т.1.1 История т.6-9  
Роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России       МП, ИС, СТ ОСиП т.2.4 Культурология т.5  
  Зачет            
  Итого за год        

Примечание: * - Материально- техническое обеспечение (МТО):

МП - мультимедийный проектор;

ИС - информационные слайды;

ГР – графопроектор;

СТ – стенды;

УМ – учебные макеты;

и др. МТО

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение терминам «штаты», «отбор кадров».

2. Перечислите источники комплектования органов управления и подразделений МЧС.

3. Назовите этапы отбора кадров в МЧС.

4. Назовите, каковы особенности замещения вакантных должностей в подразделениях МЧС.

5. Каков порядок заключения и расторжения контракта?

6. Назовите особенности отбора кандидатов на учебу в учебные заведения МЧС России из числа гражданской молодежи и сотрудников МЧС.

7. Какие требования предъявляются к кандидатам на службу в МЧС?

8. Каков предельный возраст приема на службу в МЧС?

9. Какой документ составляет руководитель структурного подразделения по результатам изучения кандидата?

10. Какова продолжительность испытательного срока?

11. С какого момента контракт, заключенный с сотрудником, вступает в законную силу?

12. Дайте определение понятий «личный состав», «кадры», «система работы с кадрами».

13. Каковы основные права и обязанности сотрудников и работников МЧС как участников служебно-трудовых отношений?

Тема 2. Условия службы в ГПС МЧС России

Принципы и правовые основы службы в ГПС. Распорядок дня, рабочее время и время отдыха. Виды отпусков. Особенности работы руководителей органов управления и подразделений ГПС, сотрудников кадровых аппаратов по организации отпусков.

Специальные звания и порядок их присвоения. Сроки выслуги в специальных званиях. Задержка представления к присвоению специального звания. Снижение в специальном звании.

Гарантии правовой и социальной защиты личного состава.

Семинарское занятие. Условия службы в ГПС МЧС России.

Практическое занятие. Присвоение специальных званий, исчисление сроков выслуги в специальных званиях. Порядок предоставления отпусков личному составу ГПС.

Самостоятельная работа. Изучить: условия службы в ГПС МЧС России.

Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература:

основная [1-2];

дополнительная [1 - 5];

нормативные правовые акты [1-70].

Методические рекомендации

Подразделение считается созданным и приобретает права юридического лица со дня подписания приказа о его создании. С этого момента оно приобретает трудовую правосубъективность в качестве работодателя, осуществляет подбор, подготовку, расстановку кадров, организует службу и создает необходимые условия труда.

Каждое подразделение входит в систему МЧС России и обладает строго определенными правами и обязанностями в процессе служебно-трудовых отношений.

За последнее время был принят ряд фундаментальных нормативно-правовых актов, регламентирующих различные направления служебной деятельности органов управления и подразделений МЧС России. Среди них важное место занимают Положение о службе в органах внутренних дел, введенное в действие 13 января 1993 года и Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года.

Положение о службе регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками подразделений МЧС.

Служба в МЧС носит специфический характер, заключающийся в выполнении ее работниками от имени и по поручению государства определенных функциональных обязанностей.

Правовая основа службы в МЧС определена ст. 3 Положения о службе и Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности».

Для сотрудников МЧС установлен особый порядок службы, который регламентируется, прежде всего, Положением о службе (ст. 2).

Знакомясь с Положением, следует обратить внимание на то, что в нем четко просматривается стремление к разрешению вопросов социальной и правовой защищенности, в том числе личного состава МЧС.

В Положении заложены гарантии соблюдения установленного законом порядка по реализации комплекса служебных отношений, включающего в себя такие элементы, как:

прием на службу в подразделения МЧС и увольнение;

назначение на должности и перемещение по службе сотрудников;

присвоение специальных званий;

обеспечение служебной дисциплины;

восстановление незаконно уволенных, а также упорядочено решение ряда других важных вопросов.

Данные гарантии закреплены в конкретных нормативных документах, предусматривающих персональную ответственность прямых начальников и других должностных лиц за точное соблюдение требований прохождения службы. На них возлагается обязанность создавать подчиненным необходимые условия для работы и возможности для служебного роста.

В каждом подразделении МЧС устанавливается строго регламентируемый распорядок дня, определяемый особенностями служебной деятельности и другими обстоятельствами.

Распорядок дня определяет:

время начала и окончания работы;

начало и продолжительность обеденного перерыва;

часы приема граждан;

сменность в несении службы.

Продолжительность рабочего времени и времени отдыха изложены в ТК и ст. 44 Положения.

На сотрудников распространяется установленная законодательством Российской Федерации продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю).

Рабочее время - время, установленное законом или на его основе, в течение которого работник обязан выполнять обусловленную трудовым договором (контрактом) работу и находиться в режиме внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации (в подразделениях МЧС - на основании Устава службы пожарной охраны).

К составным частям рабочего времени относятся:

1. Рабочее время нормальной продолжительности, которое в соответствии с ТК Российской Федерации не может превышать 40 часов в неделю.

2. Сокращенное рабочее время - устанавливается на основе ТК - для работников моложе 18 лет, для работников с вредными условиями труда, для отдельных категорий работников.

К рабочему времени, как правовой категории, относится не только время, когда работник фактически выполнял свою работу, но и все время, когда находился на рабочем месте в распоряжении администрации.

Учет рабочего времени может быть поденным и суммированным.

При поденном учете подсчитывается рабочее время в течение каждого дня.

При суммированном соблюдается правило, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих дней.

Под временем отдыха в трудовом праве понимается установленное законом время, в течение которого работники свободны от исполнения своих трудовых обязанностей и могут использовать его по своему усмотрению.

К основным видам времени отдыха относятся:

перерыв в течение рабочего дня;

ежедневный перерыв (междудневный перерыв);

выходные дни;

праздничные дни;

отпуска.

Виды отпусков и особенности их предоставления перечислены в ст. 45-51 Положения о службе.

Для сотрудников МЧС устанавливаются следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания:

очередной ежегодный;

краткосрочный;

по болезни;

каникулярный;

в связи с окончанием учебного заведения МЧС России;

дополнительные (за стаж службы, исполнение обязанностей во вредных условиях и пр.).

Кроме того, предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением.

Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников из МЧС.

Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. При этом, праздничные и нерабочие дни (но не более десяти дней) при определении длительности очередного ежегодного отпуска не учитываются.

При изучении этого вопроса слушатели должны изучить Инструкцию о порядке применения Положения о службе.

Особенности работы руководителя по организации отпусков сотрудников заключаются в том, что:

1. Ежегодно к 1 января составляется план очередных отпусков.

Он утверждается начальником, имеющим право предоставления отпусков соответствующим сотрудникам.

2. Отпуска предоставляются сотрудникам равномерно в течение года с расчетом ежемесячного расхода личного состава 10-15%. Разрешается уменьшать процент в связи с большим объемом работ.

3. Основанием для предоставления отпуска и выдачи отпускного удостоверения являются:

план очередных отпусков;

рапорт сотрудника с указанием места проведения отпуска, а также с перечислением членов семьи, которым необходимо выплачивать денежную компенсацию в размере 50 % стоимости путевки.

4. Отзыв сотрудника из очередного отпуска допускается лишь в крайних случаях, с письменного разрешения начальника и оформляется приказом. Неиспользованная часть отпуска предоставляется в текущем году. Сотруднику по его рапорту предоставляются новое отпускное удостоверение и перевозочные документы.

5. Продление очередного отпуска в связи с заболеванием во время отпуска без возвращения сотрудника к месту службы производится на основании телеграфного (телефонного) сообщения. По возвращении сотрудник предоставляет документы из лечебного учреждения, предъявляет к оплате корешок телефонного переговора или телеграфного сообщения.

Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава МЧС изложен в ст. 22-29, 31 Положения о службе.

Специальные звания сотрудникам присваиваются персонально, с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных Положением о службе.

Гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава МЧС, присваиваются специальные звания, перечисленные в ст. 6 Положения о службе.

Общие условия присвоения специальных званий определены в ст. 22 Положения о службе, а сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего, среднего и старшего начальствующего состава в ст. 23, 24 Положения о службе.

Звания могут быть первые и очередные.

Исчисление сроков выслуги в специальных званиях приведены в ст. 31 Положения о службе.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

Первые специальные звания младшего лейтенанта внутренней службы присваиваются в 4 случаях, указанных в ст. 25 Положения о службе. Причем, надо иметь в виду, что присвоение специального звания младшего лейтенанта внутренней службы по основанию, указанному в пункте «г» ст. 25 Положения, присваиваются слушателям и курсантам высших учебных заведений МЧС России, после издания приказа о переводе их на последний курс. Кроме этого, об особенностях присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава говорится в Инструкции о порядке применения Положения о службе.

Присвоение специальных званий досрочно или на ступень выше, задержка в присвоении очередных специальных званий определяются ст. 30, 32 Положения о службе и Инструкцией о порядке применения Положения о службе.

В ст. 8 Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» говорится, что личный состав МЧС и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников МЧС распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами для сотрудников МЧС гарантии правовой и социальной защиты и льготы (Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»).

Для более качественного изучения этого вопроса необходимо ознакомиться с приказами, регулирующими вопросы предоставления льгот, гарантий и компенсаций, которые предоставляются сотрудникам в период прохождения службы:

Государственное личное и дополнительное социальное страхование, а также возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника МЧС осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Вопросы, связанные с государственным социальным страхованием работников МЧС, регулируются ТК.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы правовые основы и принципы службы в МЧС?

2. Охарактеризуйте ежегодные основные и дополнительные отпуска. Каков порядок их предоставления и использования?

3. Каковы общие условия и, порядок присвоения специальных званий и сроки выслуги в специальных званиях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава?

4. Каковы особенности присвоения специальных званий младшего лейтенанта, лейтенанта внутренней службы?

5. В каких случаях допускается присвоение специальных званий досрочно или на ступень выше?

6. Задержка, снижение в специальном звании или лишение специального звания.

7. Перечислите, какие льготы, гарантии и компенсации распространяются на сотрудников в период прохождения службы в МЧС?

Вопросы для самопроверки

1. В каких случаях проводится аттестация сотрудников МЧС и каков порядок ее проведения?

2. Почему оценка кадров считается важнейшей функцией руководителя? В каких случаях руководители оценивают своих подчиненных?

3. Назовите, какие индивидуальные особенности сотрудников отражаются в аттестации?

4. Каков порядок создания и работы аттестационной комиссии?

5. Назовите обязанности руководителя при подготовке аттестации на сотрудников?

6. Перечислите источники формирования резерва кадров на выдвижение?

7. Какие основные формы и методы работы с резервом кадров на выдвижение Вы знаете?

8. Перечислите основания для увольнения сотрудников со службы в МЧС?

9. Назовите возрастные ограничения, установленные по увольнению сотрудников МЧС по ст.58, п.»б» Положения о службе.

10. Какие выплаты и льготы предоставляются увольняемым со службы с правом на пенсию и без права на пенсию?

11. Каковы основные признаки и правовые основания перемещения сотрудников МЧС по службе?

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение терминам «воспитательная работа», «система воспитательной работы».

2. Дайте характеристику основных направлений воспитательной работы, проводимой в органах управления и подразделениях МЧС.

3. Назовите порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

4. Права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий.

6. Какие требования Кодекса чести рядового и начальствующего состава, предъявляемые к сотрудникам МЧС, Вы знаете?

7. Назовите, какие задачи ставятся по проведению служебной проверки и по каким фактам она проводится?

8. Дайте определение термину «конфликтная ситуация» и какова роль руководителя в разрешении конфликта?

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение общественной организации и общественному формированию.

2. Назовите отличия общественных организаций от общественных формирований.

3. Имеют ли право сотрудники МЧС на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)?

4. Перечислите, какие предложения профессиональных союзов (ассоциаций) носят рекомендательный характер?

5. Назовите, с какой целью создаются жилищно-бытовые комиссии?

Тема 6. Роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России

Основные принципы взаимодействия начальника подразделения и его заместителя в вопросах воспитания, подбора и расстановки кадров.

Значение авторитета, личного примера и культуры поведения руководителя в воспитании подчиненных. Опора на общественность, учет в своей деятельности мнения коллектива.

Коллектив как новый тип социальной группы. Функции руководства. Пути воспитательного воздействия руководителя на коллектив и личность. Изучение и учет личного фактора в работе руководителя.

Руководитель и его участие в комплектовании подразделения кадрами.

Основные этапы вступления в должность: сбор информации об особенностях предстоящей работы, особенностях коллектива, межличностных отношениях и оперативной обстановке; восприятие и оценка существующего положения дел; разработка программы предстоящей работы; выработка собственного стиля форм и методов работы с личным составом подразделения.

Планирование работы с кадрами - одна из важнейших функций руководителей органов управления и подразделений ГПС. Цели, содержание и виды планов работы с кадрами ГПС. Текущее и перспективное планирование работы с кадрами в органах управления и подразделениях ГПС.

Проверка органов управления и подразделений ГПС по работе с кадрами и методика ее оценки. Учет и статистическая отчетность в работе организационно-строевых подразделений ГПС.

Семинарское занятие.Роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России.

Практическое занятие. Качественная и количественная оценка кадрового потенциала руководителем подразделения.

Самостоятельная работа. Изучить: роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России.

Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература:

основная [1-2];

дополнительная [1 - 5];

нормативные правовые акты [1-70].

Методические рекомендации

Авторитет - явление уникальное, сложное, многоплановое, в переводе с лат. - достоинство, сила, власть, влияние, т.е. уже в самом изначальном буквальном смысле заложена масса различных оттенков.

В большинстве научных и литературных источников авторитет определяется как влияние одних людей на других, основанное на общественном признании моральных достоинств личности, на доверии и уважении к ней, на личных симпатиях. То есть, это действительно сила, власть, но не в правовом понимании этого слова, а в нравственном как сила, власть положительного воздействия, влияния на основе каких-то достоинств, положительных качеств.

Хотелось бы обратить внимание на бытующее ограниченное понимание авторитета молодыми офицерами, что должность и звание уже обеспечивают авторитет среди личного состава. В широком понимании это не вызывает сомнения, но, что касается авторитета отдельного человека, отдельного начальника, то, как показывает жизнь, одного звания и должности мало, и огромную роль играют личностные качества конкретного человека такие, как:

1. Деловые качества.

2. Морально-этические качества: т.е. принципы, правила и нормы поведения руководителя, относящиеся к взаимоотношению с коллективом.

3. Ряд психофизиологических свойств, необходимых современному руководителю.

Для правильного понимания авторитета и умелого выбора путей его развития и укрепления надо иметь в виду, что на степень влияния одних людей на других, т.е. на уровень авторитета, воздействия, оказывают многие факторы: правовые, политические, нравственные, психологические и т.д., и только в их гармоническом сочетании возможен полный авторитет руководителя, основанный не только на признании власти, но и уважении подчиненных к своим начальникам, доверии к ним.

Говоря об авторитете нельзя забывать и такое явление, как авторитет ложный. Оно также выступает в виде влияния начальника на подчиненных, которое основано на сомнительных достоинствах или завоевано антипедагогическими средствами (поблажками, заигрыванием, незаслуженными поощрениями, снижением требовательности, оценкой человека по слухам и докладам других и т.д.).

К разновидности ложного авторитета можно отнести и авторитет негативный. К сожалению, в наши дни встречаются факты, когда начальники оказывают на подчиненных отрицательное влияние. Есть среди наших офицеров и нарушители уставов, и пьяницы, пустословы, которые ходят в «авторитетах» у недостаточно воспитанных и дисциплинированных подчиненных.

Характеризуя авторитет как явление, необходимо сказать и о том, что он весьма динамичен: его очень трудно завоевать у подчиненных и товарищей по службе и не менее сложно поддерживать и укреплять. Малейшие упущения и ошибки в деятельности офицера сразу же сказываются на его авторитете. В чем же состоит значение авторитета в деятельности руководителя органа управления, подразделения МЧС?

1. Важный и существенный фактор управления, руководства людьми, обеспечения их успешной совместной деятельности. Без авторитета офицера-руководителя невозможна нормальная, организованная, успешная деятельность подразделения по выполнению служебно-оперативных задач.

2. Авторитет, как явление, обладает огромным воспитательным зарядом. К.Д. Ушинский писал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы ни хитро он был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». А.С. Макаренко отмечал, что «воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».

Воспитательное воздействие авторитета осуществляется по двум направлениям.

1. Оно протекает на основе такого психологического явления, как подражание.

Подражание - это здоровое стремление менее опытных в жизни людей (сотрудников) быть в чем-то похожим на авторитетных командиров, брать с них пример. Так как сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких обязательств и доказательств и принимается подчиненными и сослуживцами одного ранга, как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность видимая простым взглядом.

2. Второй канал воспитательного воздействия авторитета состоит в том, что все применяемые им формы, методы и средства пользуются доверием подчиненных и характеризуются положительным отношением к этим воздействиям, к самому начальнику. То есть, слово авторитетного начальника обычно воспринимается без сомнений, колебаний и протеста. Приказания и задания исполняются с удовлетворением, четко и до конца.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных путей, форм, методов и средств укрепления авторитета, необходимо уяснить три важных принципиальных положения:

1. Работа по укреплению авторитета начальника и ее высокая результативность могут быть обеспечены только в условиях применения комплексного подхода.

2. Работа по укреплению авторитета является не какой-то самостоятельной областью деятельности командира (начальника) или общественного деятеля, а неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в подразделении.

3. Самостоятельная работа руководителя над собой, над повышением своего авторитета (пообещал - выполни, предложил сделать - объясни как и др.).

Слагаемые авторитета достаточно многообразны. Их надо не только знать, но и постоянно работать над ними.

Управление подразделениями МЧС является социальным управлением, в частности управлением в сфере пожарной безопасности: этот вид управления обладает чертами, свойственными любому управлению, а также специфическими особенностями, отличающими его от управления в других сферах общественной жизни.

Процессы управления протекают в системах и противостоят процессам их дезорганизации. Задача управления состоит в том, чтобы наиболее целесообразно отвечать на непрерывные изменения внутренней и внешней среды и, тем самым, сохранить качественную определенность системы, обеспечить ее совершенствование и достижение определенного полезного эффекта.

Подготовленность, специальные способности руководителя состоят в том, что личность руководителя в организации управления в подразделениях МЧС, функционирующих по принципу единоначалия, играет важную роль. Руководители подразделений МЧС должны обладать высокими морально-психологическими и деловыми качествами. Основным требованием к личности руководителя является его высоко позитивная ценностная ориентация, которая находит выражение в мировоззренческих установках и жизненных целях, избираемых им путях, средствах и методах достижения целей.

Руководитель должен обладать способностями и склонностью к управленческой (административной) деятельности и воспитанию, как подчиненных, так и иных лиц.

Способность к руководству другими людьми - качество, приобретаемое в ходе практической деятельности. Задатки руководителя по мере накопления опыта и профессиональных знаний могут трансформироваться в способность оказывать эффективные управленческие воздействия. Особенно необходимо, чтобы руководитель любого уровня обладал организаторскими способностями, которые включают в себя умение вовремя, путем правильного анализа и синтеза информации увидеть проблему, отметить изменение ситуации, выдвинуть ряд гипотез о возможных способах действия в новых условиях, принять четкое, продуманное управленческое решение, вовремя довести его до исполнителей, учитывая при этом возможность возникновения информационных барьеров.

Организаторские возможности руководителя проявляются в постоянном целеустремленном контроле за деятельностью подчиненных, в психологической и профессиональной готовности к корректированию управленческих решений и регулированию системы в зависимости от складывающейся обстановки. Иначе говоря, руководитель, обладающий хорошими организаторскими способностями, в процессе осуществления операций управленческого процесса выполняет их наиболее эффективным способом. Таким образом, наилучшие личные качества руководителя - необходимое условие эффективного управления.

Необходимо также уяснить, что вступление в должность - важный период работы, от которого зависят дальнейшая судьба и авторитет руководителя. На этом этапе можно выделить специфические приемы и методы работы с людьми, определенную тактику и стратегию поведения.

Особенно ответственным и сложным для выпускников учебных заведений является период вхождения в должность руководителя. Это связано с тем, что им, как правило, уделяют повышенное внимание не только подчиненные, но и руководство. Все возлагают особые надежды на полученные в вузе знания, смотрят на выпускников, как на людей, способных привнести что-то новое, оригинальное, нестандартное. От выпускников ожидают образец деловитости и творческого отношения к делу. Словом, и статус выпускников, и социальные ожидания подчиненных в отношении них иные, нежели в отношении человека, назначенного на должность руководителя не сразу же после окончания учебы.

Основными этапами вхождения в должность являются:

1. Сбор информации об особенностях предстоящей работы, коллектива, межличностных отношений и оперативной обстановки.

2. Восприятие и оценка существующего положения дел.

3. Разработка программы предстоящей работы.

4. Выработка собственного стиля, приемов и методов деятельности.

В период вступления в должность нового руководителя ожидают многочисленные трудности.

Трудности периода вхождения выпускника в должность руководителя связаны и с тем, что к каждому распоряжению и, особенно, новшеству возникает критическое отношение и со стороны подчиненных, и со стороны вышестоящих руководителей; особо завистливые работники подразделения ожидают промахов и ошибок; возлагают особые надежды; присматриваются; в чем-то порой не доверяют; иногда умышленно дают задания повышенной сложности и т.п. И все это надо выдержать, не растеряться,

Наши рекомендации