Ответственность банков за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Об административной ответственности за аналогичные правонарушения см. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Статья 133 НК РФ - Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора)

1. Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога (сбора) влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

134 НК РФ - Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 135 настоящего Кодекса, не могут трактоваться как создающие возможность неоднократного привлечения банков к ответственности за одно и то же нарушение, т.е. не могут одновременно применяться судами. Этим, однако, не исключается возможность их применения в отдельности на основе оценки фактических обстоятельств дела.

135 НК РФ - Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени

1. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

135.1 НК РФ - Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 135.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса - влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

52. Ответственность лиц, обязанных предоставлять информацию о налогоплательщике, за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ответ хреновый, возможно вообще не то, но другого я не нашел)

Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) определены права и обязанности налогоплательщиков, а так же ответственность за их неисполнение.

В данной статье будут рассмотрены некоторые из обязанностей налогоплательщиков по представлению сведений в налоговый орган, предусмотренные п.1 статьи 23 НК РФ.

Так налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя следующие сведения:

· информация об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) Данная информация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя по форме N С-09-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 NММ-7-6/252@ - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 23 НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии ими счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Так же предусмотрено административное наказание должностных лиц за нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке или иной кредитной организации в соответствии со статьями 15.4, 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данными статьями предусмотрено взыскание штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

· сведения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Сведения представляется в налоговый орган по месту нахождения организации по форме N С-09-2, утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 NММ-7-6/252@.

· В обязательном порядке предоставляются сведения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Сообщение по форме N С-09-3, утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 NММ-7-6/252@, представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Так же статьей 23 НК РФ предусмотрено предоставление сведений о реорганизации или ликвидации организации, которые направляются в налоговый орган по месту нахождения организации по форме N С-09-4, утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 NММ-7-6/252@ - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Так же предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установленная ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере от 3-х до 5 минимальных размеров оплаты труда.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Одной из основных обязанностей налогоплательщика (пп. 4, 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) является, представление в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов), если такая обязанность предусмотрена НК РФ. Налогоплательщики так же обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", кроме случаев, когда согласно данному Закону такие налогоплательщики не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления, на что следует обратить внимание, обязательно с описью вложения, или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.

Так же налогоплательщики, которые в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесены к категории крупнейших, обязаны представлять налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде, за исключением налогоплательщиков представляемая информация, которых отнесена к государственной тайне.

Следует обратить внимание, что любой налогоплательщик может воспользоваться возможностью представления отчетности через Интернет.

Налогоплательщикам для передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи, необходимо обратиться к специализированным операторам связи и заключить с ними договора на передачу отчетности через Интернет. На сегодня таких оператором в Воронежской области четыре

Так же можно обратиться в организации, которые заключили договора со специализированным операторам связи и имеют право передавать отчетность за третьих лиц. Со списком операторов связи и организаций, имеющих право передавать отчетность за третьих лиц, вы можете ознакомиться на стендах инспекции и на гостевом компьютере, в Интернете на сайте Управления ФНС России по Воронежской области.

Налоговая инспекция рекомендует всем налогоплательщикам представлять отчетность в электронном виде. На сегодня это наиболее прогрессивный метод представления налоговых деклараций в налоговый орган, позволяющий экономить время, не приходить в налоговую инспекцию и стоять в очередях на почте. Так же налогоплательщик, представляющий отчетность в электроном виде имеет возможность получить в электроном виде выписку операций по расчету с бюджетом, перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, акты сверок по налогам и сборам, при этом информация которой обмениваются налогоплательщик и налоговый орган зашифрована с использованием специальных средств защиты.

Следует обратить внимание налогоплательщиков на своевременность подачи налоговых деклараций. За нарушение сроков подачи налоговой декларации предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 119 Налогового Кодекса,

Налоговый Кодекс также предусматривает приостановление операций движения денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении срока, установленного для ее подачи.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод.

Для того, что бы избежать неприятных последствий за неисполнение обязанностей, установленных законом, в данном случае НК РФ, следует своевременно представлять в налоговый орган декларации, а также иные сведения, установленные 23 статьей Налогового Кодекса.

53. Ответственность лиц, привлекаемых к осуществлению мероприятий налогового контроля, за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ(скорее всего не то, но лишним не будет точно)

Истребование документов

Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:

– направление требования о предоставлении документов;

– получение истребованного.

Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.

Истребование документов может производиться:

– у проверяемого лица;

– у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Выемка документов и предметов

Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.

Основаниями для проведения выемки в НК названы:

– отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;

– непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.

Причинами проведения выемки документов в НК названы:

– наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.

Выемке подлежат две категории документов:

– свидетельствующие о совершении правонарушений;

– запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.

Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.

Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:

– для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;

– у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.

Проведение осмотра

Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.

Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:

– необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;

– выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

О производстве осмотра составляется отдельный протокол.

НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:

– территория проверяемого налогоплательщика;

– помещения проверяемого налогоплательщика;

– документы;

– предметы.

Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:

– используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;

– связанные с содержанием объектов налогообложения.

Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:

– документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

Проведение инвентаризации

Инвентаризация проводится в целях:

– выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

– сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

– проверки полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:

– основные средства;

– нематериальные активы;

– финансовые вложения;

– производственные запасы;

– готовая продукция;

– товары;

– прочие запасы;

– денежные средства;

– кредиторская задолженность;

– иные финансовые активы.

В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.

Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.

Проведение опроса

Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.

Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.

Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:

– в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

– получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.

Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:

– болезни свидетеля;

– старости свидетеля;

– инвалидности свидетеля;

– иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.

Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.

Проведение экспертизы

Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.

Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.

Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:

– первичной;

– дополнительной;

– повторной.

Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.

Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.

Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:

– форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;

– ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;

– в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.

Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.

Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:

– необоснованности заключения эксперта;

– сомнений в правильности заключения.

Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.

Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.

По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:

– проведенные им исследования;

– сделанные в результате их выводы;

– обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:

– если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;

– если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.

Осуществление перевода

Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.

При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.

Обязанности переводчика заключаются:

– в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;

– обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.

Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).

По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.

Наши рекомендации