Отложение разбирательства дела. Отличие отложения разбирательства от приостановления производства по делу.

В ходе разбирательства дела могут возникнуть обстоятельства, препятст­вующие его разрешению в конкретном судебном заседании (например, при­влечение к участию в деле третьих лиц, неявки свидетелей и т.п.).

В этих случаях суд должен отложить разбирательство дела. Таким обра­зом, под отложением дела слушанием понимается перенесение слушания де­ла в новое судебное заседание.

Отложение дела слушанием необходимо отличать от перерыва в судеб­ном заседании, поскольку при отложении дела разбирательство по делу на­чинается сначала, а после перерыва – с того момента, на котором оно было прервано.

Гражданское процессуальное законодательство (ст. 161 ГПК) не дает ис­черпывающего перечня оснований к отложению судебного разбирательства, допуская его в случаях, предусмотренных законом, а также когда суд сочтет невозможным рассмотреть дело в данном судебном заседании.

Откладывая судебное разбирательство, суд выносит определение, в кото­ром указывает причины отложения; меры, которые должны быть приняты, чтобы дело могло быть рассмотрено в следующем судебном заседании; день нового заседания. Явившимся в судебное заседание лицам об этом объявля­ется под расписку. Неявившиеся и вновь привлекаемые лица о времени за­седания извещаются повесткой.

Определение суда об отложении рассмотрения дела не может быть обжа­ловано в кассационном порядке, поскольку не препятствует дальнейшему движению дела.

Приостановление производства по делу

Приостановление производства означает прекращение процессуальных действий (перенесение разбирательства по делу) на неопределенный срок в силу обстоятельств, препятствующих его рассмотрению. В движении про­цесса наступает временный перерыв.

Закон предусматривает две группы оснований к приостановлению про­изводства по делу – обязательные и факультативные.

БИЛЕТ № 8

Понятие подсудности, ее виды. Родовая подсудность.

Подсудность - относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда.

Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Более того, в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Нарушение правил подсудности при рассмотрении дела является безусловным основанием для отмены судебного акта независимо от того, привело ли это нарушение к неправильному разрешению дела по существу или нет (см. ч. 1 ст. 330, п. 1 ч. 2 ст. 364, ст. 387 ГПК).

В Конституции РФ термин "подсудность" используется в двояком значении. В упомянутой выше ч. 1 ст. 47 Конституции РФ данный термин употребляется в его традиционном доктринальном значении. Однако ст. 126 Конституции РФ, указывая на подсудность, в действительности имеет в виду подведомственность ("Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики"). Указанная терминологическая путаница не ведет к отождествлению понятий подведомственности и подсудности: в рамках института подведомственности разрешается вопрос о юрисдикционном органе, уполномоченном рассматривать дело (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, уставный суд и т.д.), нормы же о подсудности определяют, к ведению какого конкретного суда общей юрисдикции (арбитражного суда и т.п.) отнесено данное дело.

Виды подсудности

1) функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;

3) территориальная (пространственная, местная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.

Функциональная подсудность

О судах, уполномоченных рассматривать дела в апелляционном (ч. 1 ст. 320 ГПК), кассационном (ч. 1 ст. 337 ГПК), надзорном порядке (ч. 2 ст. 377 ГПК) и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 393 ГПК), подробно будет изложено в соответствующих главах учебника (гл. 21, 24-26).

Родовая подсудность- это подсудность, определяющая, суд ка­кого уровня должен рассматривать гражданское дело.. Родовая подсудность распределяет гражданские дела между судами раз­ных уровней:

• мировые судьи;

• федеральные районные суды и военные суды;

• верховные суды республик, краев, областные суды, суды горо­дов федерального значения, суды автономной области и суды автономного округа;

• Верховный Суд РФ.

Наши рекомендации