Обязательная доля в наследстве при наследовании по завещанию.
При составлении завещания наследодатель был обязан упомянуть heredes sui, причем если по древнейшему цивильному праву он был обязан лишь указать на то, завещает ли он им что-либо или нет, то уже в классическом праве наследодатель не мог не назначить в завещании наиболее близким родственникам обязательной доли в наследстве.
Если завещатель этого не делал, то наследник, имевший право на обязательную долю, мог вчинить иск querela inofficiosi testamenti (о нарушении при составлении завещания нравственных обязанностей). В случае удовлетворения такого иска завещание признавалось недействительным.
Размер обязательной доли в наследстве в классическом праве определялся как одна четвертая доли, которую данное лицо получило бы при наследовании по закону.
При Юстиниане размер доли несколько изменился: так, если наследник получил бы по закону более четверти всей наследственной массы, его обязательная доля при наличии завещания составляла треть от этой законной доли; если же наследник получил бы по закону менее одной четвертой всей наследственной массы, то его обязательная доля при наличии завещания составляла половину такой законной доли.
Обязательная доля, однако, могла не оставляться наследникам по уважительной причине (например, если наследник покушался на жизнь наследодателя, если не достигшая 25 лет дочь выходила замуж против воли родителей и т.д.)
Постумы (postumi) –таким термином именовались дети наследолателя, родившиеся уже после его смерти, однако не позднее 10 лунных месяцев со дня смерти. Такие дети также признавались наследниками, наряду с остальными.
Завещание могло быть пересмотрено и изменено завещателем в любой момент, появление нового завещания лишало прежнее силы. Причем старое, отмененное завещание уже ни при каких условиях не могло снова обрести силу, даже в том случае, если новое, отменившее его завещание, признавалось недействительным.
В римском праве открытие наследства происходило в момент смерти наследодателя, при этом открытие наследства обусловливало призвание к наследованию наследников, но не автомитическое приобретение ими прав на наследуемое имущество. Для того, чтобы приобрести такие права, необходимо было осуществить вступление в наследство.
В период времени между открытием наследства и вступлением в него наследников само наследственное имущество не принадлежало никому и именовалось «лежачим наследством» (hereditas iacens).
Отношение к «лежачему» наследству в разные периоды развития римского права было неодинаковым: если в древнейшем римском праве «лежачим» наследством мог завладеть любой желающий, захватив его как бесхозяйное имущество и провладев им год, то классическое римское право признавало за «лежачим» наследством определенную самостоятельность, говоря, что «наследство хранит в себе личность умершего», иными словами, наследственная масса больше не признавалась бесхозяйным имуществом, а числилась как бы за умершим до тех пор, пока его наследники не вступали в свои права.
Приобретение наследства могло осуществляться несколькими способами, среди которых:
- прямое выражение воли наследником (в случае, если наследник добровольный, т.е. имеющий право принять или отказаться от наследства по собственному усмотрению) – cretio;
- поведение, выражающее волю наследника принять наследство – pro herede gestio.
В случае, если долги наследодателя превышали стоимость имущества, переходящего по наследству, у наследника была возможность отказаться от принятия наследства.
На принятие такого решения - воспользоваться ли правом воздержаться от невыгодного наследства (beneficium abstinendi) – претор давал наследнику срок около 100 дней. Однако в случае, если по истечение этого срока наследник не выражал открытый отказ от наследства, он считался принявшим его.
Защита наследственных прав осуществлялась, как правило, в исковой форме. В случае, если некое лицо отказывалось выдать наследнику вещь, входящую в наследственную массу, по той причине, что не признавало наследника надлежащим и имеющим право на наследство, такой наследник мог воспользоваться для защиты своего права виндикационным иском о наследстве (vindicatio hereditatis), который обычно именовался hereditatis petitio.
Добросовестный владелец наследства по такому иску должен был выдать наследнику обогащение, совершенное им за счет наследства (кроме издержек, понесенных на содержание такого имущества).
Недобросовестный владелец обязан был передать наследнику все полученное из наследства со всеми плодами и приращениями.