Информационное общество и правовая информатика

Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. (СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3012)

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ (СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3301; 2003, N 2, ст. 167)

Доктрина информационной безопасности РФ - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 (РГ, 2000, N 187)

Закон о безопасности - Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ (Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 15, ст. 769; СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3033)

Закон о ГАС "Выборы" - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (СЗ РФ, 2003, N 2, ст. 172)

Закон о СМИ - Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ (Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 7, ст. 300; СЗ РФ, 2003, N 27(ч.2), ст. 2708)

Закон об информации - Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167)

Концепция национальной безопасности РФ - Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 с изменениями, внесенными Указом от 10 января 2000 г. N 24 (РГ, 1997, N 247; СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 170)

Закон об ЭЦП - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 127)

УК РФ - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ (СЗ РФ, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 28, ст. 2880)

2. Официальные издания

Ведомости СНД и ВС РФ - Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ

РГ - Российская газета

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства РФ

СЗ РФ - Собрание законодательства РФ


Содержание

Введение

1. Информационное общество и правовая информатика

1.1. Правовая информатика как отрасль общей информатики и прикладная юридическая наука

1.2. Связь правовой информатики с другими науками

1.3. Значение правовой информатики для юридической науки

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

2. Информация в правовой системе как предмет изучения в правовой информатике

2.1. Основные подходы к определению понятия "информация"

2.2. Основные свойства информации

2.3. Информация в правовой системе

2.4. Классификация информации в правовой системе

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

3. Информационные процессы

3.1. Значение изучения информационных процессов в юридических исследованиях

3.2. Информационные процессы и их виды

3.3. Роль средств массовой информации в реализации информационных процессов

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

4. Информационные системы

4.1. Понятие информационной системы

4.2. Классификация информационных систем

4.3. Ситуационные центры и их применение

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

5. Методы правовой информатики

5.1. Системный подход

5.2. Социально-правовое моделирование

5.3. Кибернетический метод

5.4. Метод формализации

5.5. Метод алгоритмизации и программирования

5.6. Семантический и синтаксический анализ

5.7. Математические методы

5.8. Методы теории информации

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

6. Государственная политика в информационной сфере

6.1. Основные этапы государственной политики в информационной сфере

6.2. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"

6.3. Государственная политика в области правовой информатизации

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

7. Информатизация правотворческой деятельности

7.1. Основные направления информатизации правотворческой деятельности

7.2. Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания

7.3. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

8. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности

8.1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции*(89)

8.2. Информатизация Прокуратуры

8.3. Информатизация деятельности органов внутренних дел

8.4. Государственная автоматизированная система "Выборы"

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

9. Информационная безопасность

9.1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности

9.2. Концепция информационной безопасности Российской Федерации

9.3. Защита информации

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

10. Электронный документооборот

10.1. Понятие электронного документооборота

10.2. Электронная цифровая подпись

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

11. Роль сети Интернет в юридической деятельности

11.1. Особенности сети Интернет как средства распространения информации

11.2. Основные правовые проблемы Интернета в нашей стране и за рубежом

11.3. Концепция "электронного правительства": зарубежный опыт

11.4. "Электронное правительство" в России

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

Примечания

Светлой памяти известного ученого,

доктора технических наук, профессора,

заслуженного деятеля науки Российской Федерации

Виктора Александровича Копылова

посвящают авторы эту книгу

Введение

В первых учебных пособиях по правовой информатике, подготовленных и изданных в начале 90-х годов прошлого столетия*(1), рассматривались проблемы становления и развития правовой информатики как прикладной юридической науки и учебной дисциплины. При этом принятый в этих изданиях приоритет рассмотрения понятий правовой информатики с позиций фундаментальных юридических наук, в частности теории государства и права, предопределял основные подходы к определению предмета и метода правовой информатики, а также принципов системного анализа правовых информационных процессов и систем.

В последующие годы в связи с развитием информационного законодательства, формированием новой отрасли права - информационного права и необходимостью широкого применения в юридической деятельности информационных и телекоммуникационных технологий возникли принципиально новые проблемы, затрагивающие юридические и математические аспекты правовой информатики. Интерес к вопросам, рассматриваемым правовой информатикой, проявляется теперь не только юристами, но и инженерами, экономистами и специалистами других профессиональных направлений.

Для анализа возможностей правовой информатики и особенностей их применения определим основные аспекты содержания информатики как науки, которые можно сформулировать следующим образом:

1) информатика - это отрасль науки, исследующая виды и общие свойства информации;

2) информатика - это отрасль научного знания, изучающая процессы сбора, обработки и распространения различных видов информации, в том числе с использованием современных средств и методов ее автоматизированной обработки;

3) информатика - это комплекс проблем, связанных с разработкой, созданием, использованием и обслуживанием различных информационных систем;

4) информатика - это совокупность всей современной информационной техники и технологии.

В результате может быть предложено следующее определение информатики.

Информатика - наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы во всех областях человеческой деятельности.

Основными предметами исследования в информатике являются:

а) информация как объект особого рода, ее особенности и свойства; мотивация, основания и цели производства, преобразования и потребления информации; классификация информации и информационных объектов; проблемы оценки качества информации; роль информации в принятии решений;

б) информационные процессы как процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;

в) информационные системы, в том числе автоматизированные информационные системы (АИС), компьютерные сети, другие информационно-коммуникационные технологии на основе использования средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Сегодня достижения информатики находят широкое применение практически во всех областях человеческой деятельности. В каждой области научного знания информатика преломляется в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойствах конкретных видов информации, циркулирующих в данной области. Это привело к возникновению прикладной информатики - экономической, социальной, правовой и т.д.

Естественно, что каждое из прикладных направлений информатики имеет в своем арсенале весь набор средств и методов общей информатики в целом. Однако особенности информационной работы в конкретных видах деятельности приводят к необходимости использования специфики изучаемой информации и информационных процессов и, следовательно, развитию общей теории с использованием этих особенностей.

Исходя из этого, правовая информатика, во-первых, - одно из направлений информатики, а во-вторых, - наука, исследующая право и правовую систему общества с информационных позиций. С этой точки зрения правовую информатику можно рассматривать и в качестве прикладной юридической науки.


Информационные процессы

Информационные системы

Методы правовой информатики

Системный подход

Система - это совокупность взаимодействующих, относительно самостоятельных элементов, объединенных выполнением некоторой общей функции, не сводимой к функциям ее компонентов.

Понятие системы достаточно широко применяется в юридических науках: правовая система, система правового регулирования, система государственных органов, политическая система, система доказательств и т.п.

Системный подход лежит в основе большинства частных методов познания, является одним из способов обобщения эмпирических фактов, позволяет сосредоточиться на выявлении интегративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в целое.

Системный подход наиболее полно определяет следующие направления, по которым должно идти всестороннее изучение системы:

системно-элементарное - описание элементов, из которых строится изучаемая система;

системно-структурное - определение внутренней организации системы и способа взаимодействия образующих ее компонентов;

системно-функциональное - определение функций, которые выполняет вся система и образующие ее компоненты в отдельности;

системно-коммуникационное, раскрывающее взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

системно-интеграционное, показывающее механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

системно-историческое, раскрывающее как возникла данная система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

"Системный подход, - отмечает В.Г. Афанасьев, - как никакой другой, позволяет органически соединить анализ и синтез, квалификацию и квантификацию в исследовании социальных процессов, что открывает широкую дорогу для применения логико-математических методов и современных электронно-вычислительных средств..."*(61).

В частности, применительно к изучению информационных процессов в деятельности любой юридической фирмы системный подход предполагает:

определение информационных целей развития юридической фирмы как информационного образования, правильное формирование критерия оптимального планирования работы с информацией в юридической фирме;

структурный анализ информационных процессов в деятельности юридической фирмы, вскрывающий характер взаимосвязи и взаимодействия каждого подразделения фирмы;

исследование особенностей правового регулирования и управления на основе использования информационной техники, изучение механизма прямых и обратных информационных связей для наилучшей реализации намеченных планов фирмы;

определение характера и степени влияния на юридическую фирму внешних информационных факторов, условий ее функционирования (среды) для повышения надежности плановых решений;

исследование с позиций информационной теории процессов принятия и реализации решений в каждом подразделении юридической фирмы с учетом его взаимодействия с другими подразделениями и его места в фирме в целом*(62).

Кибернетический метод

Естественно, что в правовой системе большинство информационных систем являются системами управления. Следовательно, при их исследовании должны активно применяться методы кибернетики - науки об управлении.

Метод единства прямой и обратной информационных связей играет огромную роль в информационно-правовой деятельности. Прямая информационная связь определяет поведение правового образования (юриста, органа и др.) в зависимости от каких-либо юридических воздействий, а обратная информационная связь определяет выбор юридического воздействия в зависимости от прошлого поведения этого образования.

Рассмотрим механизм правового регулирования как кибернетическую систему. В этом механизме субъект воздействия (правотворческий орган) в соответствии со стоящими перед ним целями (урегулировать существующие общественные отношения), на основе всего массива нормативной правовой информации и постоянно получаемой из различных источников ненормативной информации о состоянии и поведении субъекта управления (юридическое или физическое лицо) воздействует на него (вырабатывает нормативно-правовое предписание).

Если в данном механизме остается только прямая информационная связь, то перед законотворческим органом стоит задача выбора некоторого правового воздействия без наличия у него необходимой информации, так как обратный поток информации о состоянии общественных отношений и реальном поведении субъектов управления не поступает. Отсутствует вторая половина контура регулирования, которая называется обратной информационной связью, и поэтому выработка адекватных регулирующих воздействий становится невозможной.

Допустим, в механизме правового регулирования разорвана прямая информационная связь: правотворческий орган не может опубликовать информацию в виде нового правового акта. В этом случае механизм правового регулирования реализовать невозможно.

Таким образом, в информационно-правовой реальности прямая и обратная информационные связи едины и зачастую не существуют одна без другой.

Метод формализации

Формализация - представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации информации и т.п.) в виде формальной системы. Формальная система - это знаковая модель, задающая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построения новых.

Язык является той знаковой системой, которая позволяет осуществлять информационный обмен в любой социальной системе. Наряду с естественными языками в информатике разработаны и формальные языки: системы счисления, алгебры высказываний, языки программирования.

С помощью формальных языков строятся формально-логические модели.

В общей теории права существует направление, которое называют "формализация правовых норм". Формализация правовой нормы - это выявление ее логической структуры, логических правил вывода суждений.

Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую теорию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предписаниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы.

Формализация предполагает усиление роли формальной логики как основания правовой науки. Формализация используется при обработке правовой информации с помощью компьютерной техники.

Математические методы

Формализация и моделирование процессов сбора, движения и преобразования информации связаны с использованием математических методов, реализующих необходимые вычислительные и логические операции, в том числе и в автоматизированных информационных системах. Поэтому правовая информатика тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук.

В последнее время при изучении информационных процессов в области права используется теория вероятностей, математическая статистика, математическая логика, исследование операций и многие другие математические науки и дисциплины. Математические методы, специфически преломляясь в теории права, обогащают и усиливают метод правовой науки, но, естественно, не заменяют его.

Сегодня можно говорить, что усилия специалистов, применяющих точные методы математики в правовой области, сосредоточены в двух направлениях: первое - это математическая обработка результатов правовых исследований; второе - исследование структуры права математическими методами. Эти направления составляют основу для создания и применения в правовой области различных автоматизированных систем обработки социально-правовой информации.

Первое направление разрабатывалось еще в 1775 г. Пьером Симоном Лапласом, предложившим использовать методы теории вероятностей для оценки свидетельских показаний, для анализа выборов и решений собраний и для определения вероятностей ошибок в судебных приговорах.

Его последователи Симеон Пуассон и Огюст Курно соответственно в 1837 г. и в 1877 г. опубликовали трактат "Исследование вероятности по материалам уголовных и гражданских судебных решений на основе общих правил исчисления вероятностей" и монографию "Основы теории шансов и вероятностей", в которой глава 15 была названа: "Теория вероятностей судебных решений. Применение ее к статистике гражданских дел". В США эстафету правометрических исследований принял профессор из Мичигана Дж. Шуберт, который в 1959 г. опубликовал работу "Количественный анализ судейского поведения". В 1961 г. Стюарт Нагель опубликовал ряд работ, среди которых "Ожидание вердикта" содержит количественный показатель возможности выиграть или проиграть иски, вытекающие из причинения вреда, в зависимости от наличия в деле целого ряда переменных, которые обрабатываются методом статистических обобщений*(64).

В настоящее время в рамках этого направления успешно применяются различные математические методы для решения следующих задач: количественное описание правовых явлений; обеспечение учета и отчетности в правовой деятельности путем численной обработки различных статистических показателей.

Второе направление основано на идее сведения рассуждений к вычислениям и имеет глубокие исторические корни, восходящие к Р. Декарту. Он подразумевал возможность создания искусственного языка науки, дал его развернутую характеристику и тех громадных выгод, которые связаны с применением последнего. Декарт предполагал наличие некоторого природного порядка в наших мыслях, который сравнивал с порядком в мире чисел. При всем бесконечном множестве чисел каждое из них имеет единственное знаковое представление, следовательно, каждому из них можно дать собственное имя, что позволит действия с ними записывать особым компактным языком. Поскольку для чисел такой универсальный язык разработан, то, по мнению Декарта, со временем будет сконструирован еще более универсальный язык, охватывающий не только числа, но и любые объекты, которые могут стать предметом исследования. Такой язык позволит обозначать любые идеи путем выделения простых представлений и фиксации элементов, из которых состоит каждая мысль. Тем самым будет исключена любая возможность заблуждения. Такой язык противопоставит словам, имеющим неконкретное значение, четко определенные искусственные элементы. Вместо "давайте поспорим" ученые будут говорить: "давайте вычислим"*(65).

Развитию идеи универсального языка науки большое внимание уделено в работах Г. Лейбница, который заложил фундамент математической логики*(66). По Лейбницу, идеал общего метода, благодаря которому возможно будет систематизировать вечные истины, доказывать их, даже открывать новые, состоит в следующем:

1. Необходимо разложить все понятия на простейшие, подобно тому, как в математике составные числа разлагаются на произведение простых множителей. Число простейших понятий в таком языке не может быть велико.

2. Обозначив каждое из понятий особым символом, мы получим "алфавит человеческой мысли".

3. Всевозможные комбинации простых понятий дадут нам совокупность сложных. И хотя число первых невелико, однако, как показывают формулы комбинаторики, число их комбинаций может быть почти неисчерпаемым.

4. Необходимо ввести особые символы для основных соотношений между понятиями и установить правила употребления и комбинации этих символов.

Таким образом, предполагалось процесс мышления свести к особого рода механическим исчислениям, чем, по существу, и занимается современная символическая логика.

Современная логика создала множество систем, описывающих отдельные фрагменты содержательных рассуждений. Для моделирования структуры правовых норм специально разработана "нормативная логика", предметом исследования которой являются логическая структура и логические связи нормативных высказываний.

Так, оценивая принципы логического моделирования структуры правовых норм, правоотношений и нормативных умозаключений, В. Кнапп и А. Герлох указывают, что лежащая в их основе классификация правовых норм является упрощенной абстракцией действительных правовых норм, носящих сложный характер. Например, исследуя сравнимость и совместимость правовых понятий, эти авторы приходят к выводу, что несравнимость понятий "наследственное право" и "избирательное право" нельзя доказать логическим рассуждением в рамках любой из логических теорий, поскольку наличие общего признака "право" делает формально сравнимыми эти понятия. Для доказательства несравнимости этих понятий, по мнению авторов, нельзя обойтись без аппарата теории права*(67).

Другой вид формализации правовых норм основан на использовании математической логики для моделирования логической структуры правовой нормы.

Математическая логика - современный вид формальной логики, то есть науки, изучающей умозаключения с точки зрения их формального строения.

Любая мысль в форме понятий, суждений или умозаключений не существует вне языка. Выявить и исследовать логические структуры можно лишь путем анализа языковых выражений.

Под высказыванием принято понимать некоторое предположение, о котором имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно. Над высказываниями определены следующие операции:

конъюнкция (логическое "и");

дизъюнкция (логическое "или");

отрицание (логическое "не");

импликация ("если_, то_").

Так, А.О. Гаврилов предложил, используя логические операции, провести моделирование логической структуры правовой нормы. Цель моделирования - выявить логические (включая латентные) связи правовой нормы. Логическая структура правовой нормы может быть представлена в следующем виде*(68):

─┐ ─┐

((p ──► d) ──► │s) ──► (│d ──► s),

где p - гипотеза нормы;

d - диспозиция;

s - санкция.

Приведенная формализация языка права позволяет промоделировать и проанализировать некоторые правовые нормы с помощью такого нового класса автоматизированных систем правовой информации, как экспертные системы.

Однако необходимо отметить, что применение языка математики для формализации права существенно ограничено. Это определяется во многом тем, что, как признает А.Г. Ольшанецкий, "среди юристов не сложилось еще единого мнения о логической природе, логической специфике юридических понятий, их конструктивной роли в развитии науки правоведения, в образовании нормативно-правового детерминанта, его логического движения в регулятивном механизме общественных систем. Мнения ученых в этом отношении неоднозначны, имеют спорный, порой противоречивый характер. В частности, высказывается мнение, что определенной логической спецификой обладают лишь некоторые понятия уголовного права. В понятиях других отраслей права специфически юридического либо незначительно, либо его вообще нет... Им присущи лишь особенности внелогического характера. В структуре... их содержания, в характере признаков, образующих его, нет каких-либо особенностей, которые давали бы возможность выделить эти понятия в особый класс научных понятий"*(69).

По мнению О.А. Гаврилова, существует пять основных причин, по которым математика не может стать универсальным инструментом исследований в области права:

1. С ростом сложности и целостности социально-правового объекта значительно уменьшается возможность его расчленения на формализуемые элементы.

2. Основные категории общественных наук - это сложные, многогранные и многоплановые понятия, связанные множеством неформализуемых связей, таких, как базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, государство, право, экономика, политика, демократия.

3. Государство и право, как явления классового общества, представляют собой целостные социально-политические системы. Они характеризуются большим числом качественных признаков и связей, которые не являются ни количественными, ни вероятностными, ни функциональными (в математическом смысле слова) и поэтому не поддаются математической формализации.

4. Проводя сравнительный анализ математических методов и традиционных средств юридической науки, нельзя не видеть их взаимодополняющей противоположности.

5. Отличительная особенность исследований, выполненных на базе традиционных качественных методов, - их всесторонность и многообразность, гибкость охвата явлений. Отличительная черта математических исследований - это их высокая точность. Применяя традиционные приемы юридической науки, исследователь-юрист получает выигрыш в полноте картины, но зато теряет все точности. И наоборот, применяя количественные методы исследования, он выигрывает в точности научного описания, зато теряет в его гибкости и всесторонности*(70).

Следует отметить, что не все юристы придерживаются такой точки зрения. Так, В.П. Павлов, исследуя возможность математизации правовых исследований, не соглашается с высказанной выше точкой зрения О.А. Гаврилова*(71).

По его мнению, история любой науки свидетельствует о том, что на начальном уровне познания, на котором производится накопление научных фактов о наблюдаемых свойствах изучаемых явлений и эмпирических закономерностях (в виде тенденций развития интересующего нас явления в практической жизни), используют приемы наблюдения, эксперимента, измерения, описания, способы обобщения сравнения анализа и синтеза, классификацию и систематизацию. Для реализации этих способов в правоведении широко используют традиционные общенаучные методы, такие, как философский, метод сравнительного правоведения, метод комплексного исследования. Однако подлинно теоретический уровень достигается в том случае, когда выдвигаются научные гипотезы, формулируются законы и создаются теории. Этому уровню соответствуют различные методы объяснения конкретных явлений, среди которых можно выделить гипотетические, структурные, функциональные, метод абстрагирования, включающий в себя идеализацию и обобщение некоторых понятий, и метод обоснования гипотез и построения теорий. Этот уровень достижим только путем привлечения математики как наиболее универсального инструмента анализа материального мира. Диалектическая связь этих двух уровней заключается в том, что установление эмпирических фактов как первоначальный этап познания всегда осуществляется на базе определенных теоретических знаний предшествующего уровня, а сами эмпирические факты являются базой для повышения уровня теоретического знания в исследуемой области. Поэтому взаимодополняющая связь традиционных и математических методов заключается не в их противоположности, а как раз в том, что универсальность математических методов позволяет обеспечить наглядность, точность и полноту исследуемого явления. Благодаря этому расширяется поле для осмысления при помощи традиционных средств тех областей исследуемого явления, которые были скрыты от наблюдателя фрагментарностью эмпирической картины явления.

Таким образом, основным препятствием на пути математического описания правовых норм является неоднозначность понятийного аппарата юридической науки, которая многократно возрастает при некритичном использовании математических средств для его анализа. Противоречие состоит в том, что без применения математического аппарата невозможно обеспечить полноту и точность правовых исследований, а применение математического аппарата невозможно в условиях существующей неоднозначности понятийного аппарата права.

Методы теории информации

Теорией информации, как уже отмечалось, называется наука, изучающая количественные закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации.

Информация, для того чтобы быть переданной, должна быть закодирована в виде сигналов, с помощью которых информация передается по различным каналам связи. Это привело к необходимости решения задачи повышения эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи состоит в том, что недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. С этой точки зрения системы могут быть самыми совершенными и экономичными. Важно кроме этого оценить, какое количество информации может пройти через передающую систему. Результатом явилась необходимость подсчитать, измерить информацию количественно.

В теории информации при вычислении количества информации абстрагируются от смысла информации. Такой подход в точности соответствует задаче канала связи, который должен передать информацию вне зависимости от ее ценности для адресата.

Любое сообщение, с которым мы имеем дело в теории информации, представляет совокупность сведений о некоторой физической системе. Например, на вход системы правоохранительных органов поступает сообщение о количестве и видах совершенных преступлений.

Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей и определяется через вероятность событий. Сообщение имеет ценность только тогда, когда мы узнаем из него об исходе события, имеющего случайный характер, то есть исход события заранее не известен. Чем больше интересующее нас событие имеет случайных исходов, тем ценнее сообщение о его результате, тем больше информации содержит данное сообщение. Очевидно, если бы состояние системы было известно заранее, не было бы смысла передавать сообщение.

Поэтому в качестве объекта в теории информации рассматривается некоторая физическая система Х, которая случайным образом может оказаться в том или ином состоянии, то есть система, которой заведомо присуща некоторая степень неопределенности. Очевидно, чем большая неопределенность присуща системе, тем ценнее полученные сведения.

Что значит "большая" или "меньшая" неопределенность?

Сравним две системы: кость и монету. Неопределенность первой системы больше, так как больше состояний, в которых она может оказаться.

Однако степень неопределенности определяется не только числом состояний системы.

Устройство работает в 99% случаев и не работает в 1%. Имеет два состояния, как и монета, но вероятность состояния предсказать гораздо легче: с большой степенью уверенности мы можем сказать, что устройство работать будет.

Таким образом, степень неопределенности физической системы определяется не только числом ее возможных состояний, но и вероятностями состояний.

В общем случае некоторая физическая система Х может принимать какое-то конечное число состояний:

х1, х2, х3,..., хn

с вероятностями

p1, p2, p3,..., pn,

где pi = P(Х ~ хi), вероятность того, что система Х примет состояние

хi, то есть Х ~ хi.

Очевидно, что

сумма (от i = 1 до n) Pi = 1

В качестве меры априорной неопределенности системы в теории информации применяется специальная характеристика, называемая энтропией.

Энтропией системы называется сумма произведений вероятностей различных состояний системы на логарифмы этих вероятностей, взятая с обратным знаком:

H(X)= - сумма (от i=1 до n) pi log2 pi

Энтропия обладает рядом свойств, оправдывающих ее выбор в качестве характеристики степени неопределенности. Во-первых, она превращается в ноль, когда одно из состояний достоверно, а другие - невозможны. Во-вторых, при заданном числе состояний она превращается в максимум, когда данные состояния равновероятны, а при увеличении числа состояний - увеличивается. Наконец, и это самое главное, она обладает свойством аддитивности, то есть когда несколько независимых систем объединяются в одну, их энтропии складываются.

Таким образом, в правовой реальности энтропия рассматривается в качестве меры неопределенности состояния всякой правовой системы. Становится ясно, что в процессе получения сведений неопределенность правовой системы может быть уменьшена; чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательны, тем больше будет информации о рассматриваемой системе правового управления, тем менее неопределенным будет ее состояние. Естественно, поэтому количество информации измерять уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояний которой предназначены сведения.

Рассмотрим некоторую систему Х, над которой производятся наблюдения, и оценим информацию, получаемую в результате того, что состояние системы Х становится полностью известным. До получения сведений (априори) энтропия системы была Н(Х); после получения сведений состояние системы полностью определилось, то есть энтропия стала равной нулю. Обозначим IX информацию, полученную в результате выяснения состояний системы Х. Она равна уменьшению энтропии:

IX = Н(Х) - 0 или IX = Н(Х),

то есть количество информации, приобретаемое при полном выяснении

состояний некой физической системы, равно энтропии этой системы.

Используя формулу для энтропии, получим следующее представление для количества информации:

Ix = - сумма (от i=1 до n) pi log2 pi

Если информация выражена в двоичных единицах, то ей можно дать довольно наглядное истолкование: измеряя информацию в двоичных единицах, мы условно характеризуем ее числом ответов "да" и "нет", с помощью которых можно приобрести ту же информацию.

Пример. Некто задумал любое целое число Х от 1 до 8:

1 <= Х <= 8,

а нам предлагается угадать его, поставив минимальное количество вопросов, на каждый из которых дается ответ "да" или "нет".

Определим информацию, заключенную в сообщении, какое число задумано. Априори все значения Х одинаково вероятны:

р1 = р2=...= р8 = 1/8.

Тогда IX = log2 8 = 3.

Минимальное числ

Наши рекомендации