Тема №13. Право собственности физических лиц и юридических лиц

Лекция №9.

Тема №13. Право собственности физических лиц и юридических лиц

План

1. Общие положения о праве частной собственности.

2. Приватизация имущества физическими лицами.

3. Самовольное строительство и его последствия.

4. Общие положения о праве собственности юридических лиц.

5. Право собственности хозяйственных обществ.

6. Право собственности кооперативов.

7. Право собственности общественных организаций и других юридических лиц.

Тема №14. Право собственности народа. Право государственной

И коммунальной собственности

План

1. Общие положения о праве собственности народа и его конституционное закрепление.

2. Право государственной собственности. Управление объектами государственной собственности.

3. Право коммунальной собственности.

4. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Тема №13. Право собственности физических лиц и юридических лиц

Вопрос 1. Общие положения о праве частной собственности.

Частная собственность как самостоятельная форма собственности законодательно признана и закреплена в Конституции, ГКУ. Субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. Физическое лицо признается субъектом права частной собственности независимо от ее гражданства, поскольку иностранные граждане, лица без гражданства пользуются в отношении принадлежащего им на территории Украины имущества равными правами и несут равные обязанности с гражданами Украины.

Прямые исключения устанавливаются законом, например, ЗКУ запрещает передачу в собственность земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» устанавливает, что приватизация квартир государственного жилищного фонда осуществляется в пользу граждан Украины, исключая из числа субъектов приватизации иностранцев и лиц без гражданства.

В отношении юридических лиц как субъектов права частной собственности надо сделать такое уточнение. Согласно ст. 81 ГКУ юридические лица в зависимости от порядка их создания, делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов, которые подписываются всеми участниками (учредителями).

Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента, органа государственной власти, органа местного самоуправления. Соответственно юридические лица публичного права не могут рассматриваться как субъекты права частной собственности.

Важное значение для правового регулирования отношений частной собственности законодательно провозглашен принцип еще в Законе Украины «О собственности» и воспроизведен в ст. 325 ГКУ: состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в собственности физических и юридических лиц, не являются ограниченными. В положениях ГКУ последовательно воплощен принцип равенства всех субъектов, независимо от формы собственности.

В частности, основания возникновения, прекращения права собственности, способы защиты права собственности, установленные безотносительно к форме собственности.

Граждане являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая предприятия как имущественные комплексы, жилые дома и квартиры. Конституция провозгласила возможность иметь в частной собственности землю (земельные участки), а также другие природные ресурсы. Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов. Граждане являются собственниками имущества созданных ими учреждений (некоммерческих организаций). Они могут иметь в собственности и различные виды движимого имущества, включая оборудование, транспортные средства и другие средства производства, а также деньги и ценные бумаги.

В состав имущества, принадлежащего гражданам, могут входить и отдельные обязательственные права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также некоторые правомочия из состава исключительных прав. Они не приобретают тем самым режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса. Именно этот комплекс составляет объект взыскания возможных кредиторов гражданина, а в случае его смерти - наследственную массу (объект наследственного преемства).

В настоящее время отпали традиционные для прежнего правопорядка ограничения объектов права собственности граждан - количество или размер жилых помещений, в том числе квартир, дач и садовых домиков, автотранспортных средств, скота, средств производства и т.п. (что, впрочем, впервые было продекларировано еще в законах о собственности).

Таким образом, закон предусматривает весьма широкие, хотя и не безграничные возможности для развития частной собственности граждан и создает ей необходимые правовые гарантии.

Объектом права собственности граждан не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства. Конкретные виды объектов, которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности, должны быть прямо указаны в законе и не могут устанавливаться подзаконными актами. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, т.е. ограниченных в обороте.

Так, в объективном смысле право частной собственности граждан - это совокупность правовых норм, которые устанавливают и охраняют принадлежность гражданам имущества потребительского и финансово-производственного назначения и обеспечивают владельцам-гражданам осуществление права владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, использовать его для любых целей, если иное не предусмотрено законом.

Право частной собственности граждан в субъективном смысле - это предусмотренное и гарантированное законом право собственника-гражданина осуществлять владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и с любой целью, если иное не предусмотрено законом.

Как уже отмечалось ранее, в частной собственности граждан могут быть любые объекты лично-потребительского и производственного назначения, результаты интеллектуального труда, если иное не предусмотрено законом. Фактически в собственности граждан может быть то же имущество, что и в собственности юридических лиц, за определенными исключениями. Однако использование этого имущества в предпринимательской деятельности возможно с соблюдением специальных правил о предпринимательстве. По действующему законодательству Украины, состав и количество имущества, которое может ограничиваться в частной собственности граждан, устанавливается только законом.

Как следует из содержания ст. 13 Конституции Украины и ст. 9 Закона Украины "О собственности", не могут находиться в собственности отдельных граждан объекты права исключительной собственности народа, к которым относятся земля (за исключением земельных участков определенного размера), ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Каждое государство имеет право определить объекты, которые по соображениям государственной безопасности или по иным основаниям не должны находиться в собственности тех или иных субъектов правоотношений или имеют приобретаться с соблюдением специальных правил. Поэтому Постановлением Верховной Рады Украины "О праве собственности на отдельные виды имущества" от 17 июня 1991 г. 1 был утвержден Перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины и специальный порядок приобретения права собственности гражданами на отдельные виды имущества, изложенные соответственно в приложениях № 1 и № 2. К такому Перечню относят:

1. Оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия, указанного в Приложении № 2, и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия и боеприпасов к нему, которые приобретаются общественными объединениями с разрешения органов внутренних дел), боевая и специальная техника, ракетно-космические комплексы.

2. Взрывчатые вещества и средства взрыва. Все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и оборудование для его производства.

3. Боевые отравляющие вещества.

4. Наркотические, психотропные, сильнодействующие ядовитые лекарственные средства (за исключением получаемых гражданами по назначению врача).

5. Противоградные установки.

6. Государственные эталоны единиц физических величин.

7. Специальные технические средства негласного получения информации (указанные средства не могут также находиться в собственности юридических лиц негосударственных форм собственности).

8. Электрошоковые устройства и специальные средства, применяемые правоохранительными органами, кроме газовых пистолетов и револьверов и патронов к ним, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия.

По видам имущества, для которых устанавливается специальный порядок приобретения гражданами права собственности, то в Приложении № 2, в частности, указываются: огнестрельное охотничье оружие, газовые пистолеты и револьверы и некоторые виды пневматического оружия; памятники истории и культуры; радиоактивные вещества. Такие виды имущества могут быть приобретены только при наличии соответствующего разрешения (органов внутренних дел, Министерства культуры, государственных органов по ядерной и радиационной безопасности и т.д.).

Изъятие перечисленных видов имущества из числа объектов права частной собственности граждан отнюдь нельзя рассматривать как ограничение прав собственника, поскольку пребывание такого имущества в собственности граждан наносило бы ущерб государству, обществу, отдельным гражданам, противоречило бы во многих случаях принципам международного права.

Владение объектами права частной собственности (то есть фактическое господство над вещью или фактическое содержание ее в сфере собственных нужд владельца) каждый гражданин осуществляет самостоятельно или по собственной воле совместно с другими лицами (как физическими так и юридическими), в том числе членами семьи. Однако такое совместное владение не порождает у последних права собственности. Собственник вправе передать принадлежащее ему имущество во владение других лиц, не теряя при этом права собственности. Владелец не всегда может быть заинтересован иметь имущество в своем фактическом владении. Например, владелец нескольких квартир может довольствоваться проживанием в одной из квартир, исходя из собственных потребностей. Более того, возможны ситуации, когда фактическое обладание имуществом для владельца является нецелесообразным. Так, как правило, граждане обладают денежными суммами в пределах, необходимых для удовлетворения собственных потребностей. Остаточные же суммы вкладывают в кредитные учреждения, акции, другие ценные бумаги, поскольку это дает им возможность получать дивиденды или иной доход.

Пользование имуществом также для владельца является одним из важнейших движущих мотивов в приобретении права собственности, поскольку эта правомочность непосредственно способствует удовлетворению его материальных, культурных и хозяйственных нужд. Пользование, как и владение, владелец может осуществлять самостоятельно или совместно с другими лицами. Он имеет право требовать устранения препятствий по пользованию своим имуществом, защищать иным образом это право. Иногда пользование собственностью возможно только при соблюдении гражданином тех или иных специальных условий. Так, для самостоятельного пользования автомобилем, самолетом или иным транспортным средством нужно иметь соответствующее удостоверение на право управления, для эксплуатации жилого дома, некоторых его коммуникаций должны быть соблюдены противопожарные и другие правила. Владелец может быть лишен возможности, вопреки собственной воле, пользоваться своей собственностью, в том числе в случае ареста имущества в связи с совершением преступления или его осуждением к лишению свободы.

Распоряжение является не менее важным правом владельца. Оно окончательно утверждает абсолютную власть гражданина над имуществом, дает возможность реализовать эту власть путем временной передачи имущества другим лицам или отчуждения его по сделкам продажи, дарения, завещания и тому подобное. Во многих случаях без права распоряжения право собственности вообще было бы лишено целесообразности (например, о праве собственности на денежные средства). Реализуя свои денежные доходы, граждане приобретают в собственность или временное пользование имущество, получают необходимые услуги для удовлетворения своих потребностей. Благодаря праву распоряжения граждане имеют возможность осуществлять предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность. Как правило, только владелец может определять юридическую или фактическую судьбу принадлежащей ему вещи.

Вопрос 4. Общие положения о праве собственности юридических лиц.

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют отделенное имущество, могут от своего имени приобретать имущественных и личных неимущественных прав, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, хозяйственном суде или третейском суде.

Юридическое лицо является определенным структурным образованием, специально рассчитанным на то, чтобы владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, вступать в сделки в гражданском обороте и иметь свое лицо в указанном обороте.

По действующему ГК Украины субъектами отношений собственности выступают негосударственные юридические лица (хозяйственные общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, политические партии, объединения и тому подобное). Несколько иные правомочия установлено для государственных юридических лиц, за которыми имущество закрепляется на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Праву собственности юридических лиц определенных организационно-правовых форм присущи особенности приобретения и прекращения владения, пользования и распоряжения имуществом.

Вместе с тем можно отметить общие закономерности, характеризующие право собственности юридических лиц.

1. Юридическое лицо является единственным собственником принадлежащего ей имущества. Учредители (участники) юридического лица на его имущество имеют лишь обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах, кооперативах, либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет о общественные объединения, религиозные организации, фонды и тому подобное.

2. В собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вкладов (вклады) учредителями (участниками, членами), а также имущество, произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе деятельности.

3. Юридические лица, как и другие собственники, имеют право осуществлять относительно своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушают охраняемые законом интересы других лиц. Содержание права собственности, пределы и способы осуществления права собственности юридических лиц зависят от объема их правоспособности.

4. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязательства через свои органы, действующие в соответствии с законом, иных правовых актов и учредительных документов. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

5. В учредительных документах определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и убытков.

6. Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключениями, предусмотренными законодательством или учредительными документами юридического лица.

Перечень имущественных объектов, источники формирования собственности юридических лиц (хозяйственных обществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций, объединений и т. п.) предусмотрены в законах Украины "Об акционерных обществах", "О хозяйственных обществах", "О потребительской кооперации", "О сельскохозяйственной кооперации", "Об объединении граждан" и др.

Анализ норм вышеуказанных законов дает основания сделать обобщающий вывод о том, что в собственности юридических лиц может быть любое имущество производственного и непроизводственного назначения, за исключением того, которое по законодательству Украины может находиться в собственности соответствующих юридических лиц или может быть объектом исключительно государственной собственности.

Право собственности юридических лиц осуществляется органами юридических лиц. Статья 97 ГК Украины определяет, что органами управления обществом являются общие сборы его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом.

Высшим органом обществ является общее собрание участников общества. Статья 98 ГК Украины определяет, что общее собрание участников общества вправе принимать решения по всем вопросам деятельности общества, в том числе и из тех, что переданные общим собранием к компетенции исполнительного органа. Решение общего собрания принимаются простоя большинством от числа присутствующих участников, если другое не установлено учредительными документами или законом. Решение о внесении изменений в устав общества, отчуждения имущества общества на сумму, которая составляет пятьдесят и больше процентов имущества общества, и о ликвидации общества принимаются большинством не менее как в 3/4 голосов, если другое не установлено законом. Участник общества не имеет права голоса при решении общим собранием общества вопросов относительно совершения с ним сделки и относительно спора между ним и обществом. Порядок созыва общего собрания определяется в учредительных документах общества. Участники общества, которые владеют не менее чем десятью процентами голосов, могут требовать созыва общего собрания. Если требование участников о созыве общего собрания не выполненная, эти участники имеют право самые созвать общее собрание. Решение общего собрания может быть обжаловано участником общества к суду.

Статья 99 ГК Украины определяет, что общее собрание общества своим решением создают исполнительный орган и устанавливают его компетенцию и состав. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких человек. Исполнительный орган состоит из нескольких лиц, принимает решение в порядке, установленном абзацем 1 части 2 статьи 98 ГК Украины. Члены исполнительного органа могут быть в любое время отстранены от исполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определены основания отстранения членов исполнительного органа от исполнения своих обязанностей. Названием исполнительного органа общества согласно учредительным документам или закона может быть «правление», «дирекция» и тому подобное.

Особенности осуществления права собственности учреждений предусмотрены статьей 101 ГК Украины. Основатели учреждения не берут участия в управлении ею. В учреждении обязательно создается правление, к которому применяются положение статьи 99 ГК Украины. Учредительный акт может предусматривать создание также других органов, определять порядок формирования этих органов и их состав. Надзор за деятельностью учреждения осуществляет ее наблюдательный совет. Наблюдательный совет осуществляет надзор за управлением имуществом учреждения, соблюдением цели учреждения и за ее другой деятельностью согласно учредительному акту. В учредительном акте определяется имущество, которое основатель (а в случае его смерти - обязанное лицо) должен передать учреждению после ее государственной регистрации (статья 102 ГК Украины).

Статья 104 ГК Украины определяет, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации. Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в единого государственного реестра записи о ее прекращение. Порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается законом. Особенности прекращения банка как юридического лица устанавливаются законом.

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию. После внесения записи о принятии решения учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей сообщение о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей относительно принятия решения учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица публикуется в специализированном печатном средстве массовой информации. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают комиссию по прекращению юридического лица (комиссию по реорганизации, ликвидационную комиссию), председателя комиссии или ликвидатора и устанавливают порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) может быть возложено на орган управления юридического лица. К комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатора с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Председатель комиссии, ее члены или ликвидатор юридического лица представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени юридического лица, которое прекращается. Срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юридического лица. Каждое отдельное требование кредитора, в частности относительно уплаты налогов, собрания, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, рассматривается, после чего принимается соответствующее решение, которое направляется кредитору не позднее тридцати дней со дня получения юридическим лицом, которое прекращается, соответствующего требования кредитора (статья 105 ГК Украины).

Слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Законом может быть предусмотрено получения согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения.

Порядок прекращения юридического лица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования определен статьей 107 ГК Украины. Кредитор может требовать от юридического лица, что прекращается, исполнение обязательств которой не обеспечено, прекращения или досрочного исполнения обязательства, или обеспечения исполнения обязательства, кроме случаев, предусмотренных законом. После окончания срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или распределительный баланс (в случае деления), которые должными содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, которое прекращается, относительно всех ее кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами. Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом. Подписанные председателем и членами комиссии по прекращению юридического лица и утвержденные участниками юридического лица или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, экземпляры передаточного акта и распределительного баланса передаются в орган, который осуществляет государственную регистрацию юридического лица, которое прекращается, по месту его государственной регистрации, а также в орган, который осуществляет государственную регистрацию юридического лица - правопреемника, по месту его государственной регистрации. Нарушение указанных положений является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц - правопреемников. Юридическое лицо - правопреемник, образовавшееся в результате разделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, которое прекратилось, которые согласно распределительному балансу перешли к другому юридическому лицу - правопреемнику. Если юридических лиц - правопреемников, образовавшихся в результате деления, больше двух, такую субсидиарную ответственность они несут солидарно. Если правопреемниками юридического лица есть несколько юридических лиц и точно определить правопреемника относительно конкретных обязанностей юридического лица, которое прекратилось, невозможно, юридические лица - правопреемники несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица, которое прекратилось. Участники (учредители) прекращенного юридического лица, которые согласно закону или учредительным документам отвечали по его обязательствам, отвечают по обязательствам правопреемников, возникшим до момента прекращения юридического лица, в таком же объеме, если больший объем ответственности участников (учредителей) по обязательствам правопреемников не установлен законом или их учредительными документами.

Преобразованием юридического лица есть изменение ее организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Выделением является переход за распределительным балансом части имущества, прав и обязанностей юридического лица до одной или нескольких создаваемых новых юридических лиц. После принятия решения о выделении участники юридического лица или орган, принявший решение о выделении, составляют и утверждают разделительный баланс. Суд, принявший решение о выделении, в своем решении определяет участника юридического лица или высший орган юридического лица (владельца), который обязан составить и утвердить разделительный баланс. Юридическое лицо, образовавшееся в результате выделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, из которого был осуществлен выдел, которые согласно распределительному балансу не перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения. Юридическое лицо, с которой был осуществлен выдел, несет субсидиарную ответственность по обязательствам, которые согласно распределительному балансу перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения. Если юридических лиц, образовавшихся в результате выделения, два или более, субсидиарную ответственность они несут совместно с юридическим лицом, с которой был осуществлен выдел, солидарно. Если после выделения невозможно точно установить обязанности лица по отдельному обязательству, которое существовало у юридического лица до выделения, юридическое лицо, из которого осуществлено выделение, и юридические лица, созданные в результате выделения, несут солидарную ответственность перед кредитором по такому обязательству.

Статья 110 ГК Украины определяет, что юридическое лицо ликвидируется:

1) по решению ее участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;

2) по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявленная к суду органом, который осуществляет государственную регистрацию, участником юридического лица, а относительно акционерных обществ - также государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Решением суда о ликвидации юридического лица на его участников или орган, уполномоченный учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица, могут быть возложены обязанности относительно проведения ликвидации юридического лица. Если стоимость имущества юридического лица есть недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо осуществляет все необходимые действия, установленные законом о восстановлении платежеспособности или признание банкротом. Особенности ликвидации банков устанавливаются законом о банках и банковской деятельности.

Статья 111 ГК Украины определяет, что с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры относительно взыскания дебиторской задолженности юридического лица, ликвидируемого, и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные этим Кодексом сроки. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить участников юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, о ее участии в других юридических лицах и/или предоставить сведения о созданных им хозяйственных обществах, дочерних предприятиях. Во время проведения мероприятий по ликвидации юридического лица до завершения срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается, а также имущества ее филиалов и представительств, дочерних предприятий, хозяйственных обществ, а также имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юридических лицах, выявляет и принимает меры по возврату имущества, находящегося у третьих лиц. В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение работников юридического лица, которое прекращается.

Для проведения проверок и определения наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд, фонды социального страхования ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает своевременное предоставление органам государственной налоговой службы и Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования документов юридического лица (его филиалов, представительств), в том числе первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета. До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет органам государственной налоговой службы, Пенсионного фонда и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица, в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фондов социального страхования, осуществляется в порядке очередности, установленном статьей 112 ГК Украины. В случае недостаточности у юридического лица, которое ликвидируется, денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) организует реализацию имущества юридического лица. До утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет органам государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление органам государственной налоговой службы. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фондов социального страхования), передается участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом. Документы, подлежащие обязательному хранению, передаются в установленном законодательством порядке соответствующим архивным учрежд

Наши рекомендации