Критерии оценивания решения казуса

Правильное решение казуса не обязательно должно совпадать с решением реального случая из правоприменительной практики. В случае, если позиция студента по решению практического вопроса не совпадает с позицией правоприменителя, ответ студента нельзя считать неверным.

Ответ на базовые вопросы предопределяет оценку «удовлетворительно»; на вопросы продвинутого уровня – положительную оценку, ответ на вопросы повышенной сложности – особую отметку комиссии.

«Ответ отмечен комиссией» – студент ответил на «отлично» и при этом:

- сумел выявить пробел/противоречие в нормах права;

- продемонстрировал знание правоприменительной практики и смог сравнить ситуацию, изложенную в казусе, с реальными текущими решениями правоприменительных органов;

- при наличии вариантности решения и сложившейся правоприменительной практики указал на это.

Критерии оценивания:

«Отлично» выставляется в случае, если студент:

- правильно назвал и подобрал нормы права, необходимые для решения казуса;

- правильно осуществил толкование норм права;

- грамотно построил речь и правильно использовал юридическую терминологию; построил логически выверенный и обоснованный ответ на вопрос(ы);

- пришёл к правильному решению казуса, привел развернутую аргументацию.

«Хорошо» выставляется в случае, если студент:

- правильно назвал и подобрал надлежащие нормы, необходимые для решения казуса;

- допустил незначительные ошибки в толковании правовых норм;

- может грамотно построить речь и правильно использовать юридическую терминологию;

- построил логически выверенный, но не полностью обоснованный ответ на вопрос(ы) или пришёл к правильному решению казуса, но не привел развернутую аргументацию.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если студент:

- правильно назвал и (или) подобрал полностью или частично надлежащие нормы права, необходимые для решения казуса;

- допустил существенные ошибки при толковании правовых норм;

- предложил версию решения казуса, которая оказалась не вполне правильной или недостаточно обоснованной.

«Неудовлетворительно» выставляется в случае, если студент:

- не смог правильно подобрать источники и конкретные нормы права, необходимые для решения казуса;

- в ответе отсутствует логика; студент не владеет юридической терминологией;

- казус не решён или решён неверно, в противоречии с действующим законодательством и иными источниками права.

2. Подготовка, оформление и защита выпускной квалификационной работы

2.1. Выбор темы и разработка плана выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)

Выпускная квалификационная работа должна быть написана литературным языком, грамотно, аккуратно оформлена, выполнена машинописным способом.

Объем бакалаврской работы должен составлять не менее 60 страниц машинописного текста (шрифт № 14, 1,5 межстрочных интервала), не включая список литературы, использованной в работе, и приложения.

Тема выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентированную (прикладную) либо сравнительную (в области различных отраслей права и смежных учебных дисциплин) направленность.

Работа студента по выбору темы.Для того чтобы первоначально сориентировать на выбор темы студента, выпускающая кафедра предлагает тематику бакалаврских работ (издается отдельно). Как правило, это результат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в институте. Правильный выбор темы выпускной квалификационной работы определяет отношение и заинтересованность студента к исследованию выбранной проблемы.

Варианты выбора темы, бакалаврской работы выпускником:

1) студент выбирает тему из списка рекомендуемых выпускающей кафедрой государственно-правовых дисциплин. Затем он пишет заявление (Приложение 1) на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить за ним выбранную тему;

2) студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме бакалаврской работы. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя заведующего соответствующей выпускающей кафедрой об утверждении темы и научного руководителя;

3) студент определяет для себя направление (региональный аспект, профессиональная деятельность), по которому он хотел бы разрабатывать тему бакалаврской работы, но не знает к кому обратиться с просьбой быть его научным руководителем. В этом случае он обращается к заведующему кафедрой, на которой эта проблема рассматривается, с просьбой или заявлением о том, что он хотел бы разрабатывать дипломную работу по выбранному им направлению. Кафедра принимает решение о том, кому поручить научное руководство работой студента по данной проблеме. Преподаватель, которому поручено научное руководство, вместе со студентом определяет тему дипломной работы. Далее студент действует в порядке, указанном в первом пункте.

Темы выпускных квалификационных работ, выбранные студентами, научные руководители, а в отдельных случаях и консультанты объявляются приказом директора Чебоксарского института (филиала) Московского политеха.

План-график (индивидуальный график) подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (Приложение 3)это своего рода сетевой график, план деятельности студента-выпускника. Такой план включает распределение по времени выполнения наиболее важных этапов разработки дипломной работы.

Индивидуальный график подготовки и защиты бакалаврской работы студентом - документ, регламентирующий основные этапы разработки выпускной квалификационной работы и представления ее на защиту. Он позволяет научному руководителю, деканату и выпускающей кафедре отслеживать своевременность хода выполнения задания студентом и качество выполнения им основных этапов разработки бакалаврской работы. В соответствии с индивидуальным графиком осуществляется взаимодействие студента со своим научным руководителем.

Рабочий план- это своего рода первичное видение автором варианта (вариантов) разработки бакалаврской работы. Его можно назвать концепцией (замыслом, видением) студента разработки поставленной проблемы. Он представляет собой реферативное размышление автора над проблемой и предназначен для наиболее полного осмысления им замысла предстоящего исследования. Рабочий план позволяет студенту осознанно представить свою позицию научному руководителю, чтобы вместе с ним выйти на вариант последующей работы над темой дипломного задания. В нем находят отражение:

- актуальность выбранной темы;

- исследуемая проблема;

- объект и предмет выпускной квалификационной работы;

- цель (чего хочет добиться студент-выпускник по результатам разработки проблемы);

- основные задачи;

- способы решения задач;

- элементы новизны (что нового может получить студент выпускник);

- практическое назначение планируемой разработки (зачем это надо для теории и практики, практических работников и т.д.).

На основе рабочего плана разрабатывается план выпускной квалификационной работы- будущее ее содержание.

Содержание выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) должно учитывать требования ФГОС ВО к профессиональной подготовленности выпускника и включать в себя:

· обоснование актуальности темы, определение объекта, предмета и задач исследования на основе анализа научной литературы (в том числе периодических научных изданий) и с учетом актуальных потребностей практики;

· теоретическую и (или) экспериментальную части, включающие методологические основы, методы и средства исследования;

· анализ полученных результатов;

· выводы и рекомендации;

· список использованных источников.

Структура плана бакалаврской работы, как правило, может состоять из двух-трех глав. Каждая глава включает два-три параграфа.

Первая глава обычно носит теоретический характер, а вторая - прикладной (за исключением работ по истории теории права). Иногда исследуемая проблема делится на относительно самостоятельные подпроблемы, которые определяют соответствующие им главы бакалаврской работы. В этом случае бакалаврская работа состоит из трех глав, но не более.

По содержанию выпускная квалификационная работа строится в определенной последовательности: сначала в первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, затем обосновывается теоретическая позиция автора и подходы к ее решению, во второй главе рассматриваются возможные способы ее решения. Однако структура работы может быть и другой. Автор вправе самостоятельно или вместе с научным руководителем, а при необходимости с научным консультантом, определить вариант структуры дипломной работы, которая может иметь следующую последовательность:

1. Бакалаврские работы историко-правового типа состоят из глав, отражающих:

- разделы теории и практики, в зависимости от определенных периодов времени;

- развитие тематических проблем в определенный исторический период;

- своеобразие исторических периодов и их правовых потребностей;

- юридико-правовую деятельность известных авторов и др.

2. Бакалаврские работы теоретического типа содержат главы, отражающие:

а) исследование понимания сущности, содержания и структуры конкретного явления, особенностей его проявления; факторов, влияющих на него:

- условия оптимального развития, возможности управления процессом развития этого явления;

- государственно-правовые принципы, формы и методы укрепления государственности и правопорядка; другие проблемы;

б) этапы исследования, позволяющие логически реализовать целевую установку дипломной работы.

3. Бакалаврские работы прикладного типа могут включать главы, отражающие:

- теоретическое обоснование юридического или другого явлений и позицию автора по отношению к ним;

- концептуальную позицию автора в прикладном разрешении исследуемой проблемы и ее обоснование.

План выпускной квалификационной работы- это будущее содержание работы, включающее в себя:

В последующем первоначальный план выпускной квалификационной работы может быть уточнен, доработан с учетом нового материала, хода исследовательской деятельности, изучения текущего законодательства и т.д.

План-проспект (развернутый план) бакалаврской работы -это изложение в логической последовательности основных положений, раскрывающих содержание вопросов (параграфов) темы. В целом получается развернутый реферат, раскрывающий общее содержание будущей бакалаврской работы. По такому реферату можно судить о концепции автора, обоснованности выбранного варианта, вносить необходимые коррективы еще на начальном этапе работы над исследуемой проблемой.

Список литературы. Каждая выпускная квалификационная работа имеет список литературы, которую автор использовал при ее подготовке. Началом его работы с литературой является подготовка им первичного библиографического списка по теме исследования.

Целесообразно заполнять на каждую книгу, научный труд и т.д. отдельную карточку (файл). Перед началом конспектирования источника в библиографическую карточку записываются все библиографические сведения о нем, а затем делаются выписки. После каждой цитаты или записанной своими словами мысли указываются страницы, с которой они взяты.

По окончании работы студента над выпускной квалификационной работой по библиографическим карточкам (файлам) составляется список использованной литературы, который является составной частью выпускной квалификационной работы.

В процессе работы студента над темой он может быть приглашен на заседание кафедры для отчета о проделанной работе для выступления по отдельным проблемам темы. При необходимости его могут пригласить для беседы заведующий кафедрой, сотрудники деканата факультета.

Содержание и структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)

Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист (Приложение 4);

- задание (Приложение 2);

- график (Приложение 3);

- содержание (Приложение 5);

- введение (Приложение 6);

- основная часть: главы, параграфы, пункты, подпункты;

- заключение (Приложение 7);

- список использованной литературы (Приложение 8);

- приложение (если к работе автор считает необходимым приобщить анкеты, таблицы, графики и др.)

Введениеявляется важной составной частью каждой выпускной квалификационной работы. В нем отражается обоснование выбранной темы (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрывается весь научный аппарат, включая следующие составляющие бакалаврской работы:

- актуальность темы;

- разработанность исследуемой проблемы;

- объект и предмет;

- цель;

- основные задачи;

- методология (способы) решения основных задач;

- научная и практическая значимость исследуемой проблемы;

- положения, выносимые на защиту.

Актуальность темы- это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя:

- аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности;

- раскрытие степени изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;

- обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что чаще всего выпускная квалификационная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести.

В процессе анализа состояния исследованности темы автор бакалаврской работы приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему бакалаврской работы.

Сформулировав научную проблему, следует определить объект и предмет бакалаврской работы. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования.

Цельбакалаврской работы - это то, чего хочет достичь студент- выпускник своей исследовательской деятельностью. Цель характеризует основной замысел студента при ее разработке. Например, цель выпускной квалификационной работы - проанализировать деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию Конституции России, разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, проверке конституционности законов в форме право содержащих актов, т.е. деятельности, результатом которой во многих случаях является формулирование новых правовых норм.

Основные задачи.На основе цели определяются задачи, которые требуется решить в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления (изучить..., описать...,

уточнить и дополнить понимание, выявить, систематизировать., разработать. и т.д.). Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач определяют содержание бакалаврской работы. Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяется названием главы, во втором - параграфом выпускной квалификационной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя. Например, в тексте бакалаврской работы это может звучать таким образом:

«…обозначенная цель предполагает формулировку следующих задач исследования:

- рассмотреть особенности осуществления конституционного правосудия;

- проанализировать возможность конституционно-судебного правотворчества при различных направлениях деятельности Конституционного Суда Российской Федерации;

- сформулировать общие направления реформирования института конституционного контроля в России;

- обобщить опыт деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по совершенствованию российского законодательства».

Объект выпускной квалификационной работы бакалаврской работы- это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект представляет собой процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Он может находиться в области гражданского права, административного или конституционного права, финансового или уголовного права, в любой другой правовой либо иной сфере, связанной с профессиональной деятельностью юриста. Например, «…объектом бакалаврской работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в связи с толкованием Конституции и разрешением дел о соответствии Конституции России нормативно-правовых актов».

Предметвыпускной квалификационной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет работы либо совпадает с ее темой (чаще всего), либо они очень близки по звучанию. Например, «…предметом исследования является конституционно-судебное правотворчество».

Способы решения основных задач.Они предполагают определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели дипломной работы. Здесь же дается характеристика источников получения информации. Например, «Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, требующий рассмотрения предмета познания в его развитии и связи с другими явлениями, а также системный, функциональный, логико-юридический, системно-правовой и другие частно-научные методы».

Теоретическая и практическая значимость работы. характеризуется анализ научной литературы по рассматриваемой пробюлематике.

Объем введения - 3-5 станиц.

Основное содержание

Выпускная квалификационная работа - это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, которые студент-выпускник должен выполнить.

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть - несколько предложений, водящих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод - обобщающая мысль изложенного материала и переход к следующему параграфу.

Язык и стиль.При подготовке выпускной квалификационной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит отражение прежде всего в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, являться следствием проведенного исследования.

Важнейшие средства выражения логических связей - специальные функционально-логические средства связи, указывающие на:

- последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во- первых, значит, итак и др.;

- противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.;

- причинно-следственные отношения - следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.

- переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к ..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;

- итог, вывод - итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

Неписаным правилом является, когда студент-выпускник выступает во множественном числе «мы» - я и научный руководитель.

Цитирование и заимствования.Автор бакалаврской работы для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная выпускная квалификационная работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например, т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот

пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы.

Текст цитаты заключается в кавычки, и делается ссылка на источник с указанием страницы. Вариант ссылок – сплошная нумерация с постраничными ссылками.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:», либо «Приводится по:».

В случаях, когда в тексте бакалаврской работы излагается содержание авторской мысли своими словами, то в ссылке добавляются начальные слова «См.:», «См. об этом:».

При постраничном цитировании следует придерживаться следующего:

- первая ссылка на источник предусматривает полное включение

всей ее библиографической информации с указанием страниц (например, Дмитриев Ю. А., Корсик К. А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. – М. : Манускрипт, 2007. - С. 65.);

- если публикация неоднократно цитируется на одной странице, то в последующих ссылках пишется - «Там же» и указывается страница.

- если публикация неоднократно цитируется на других страницах работы, пишется – Дмитриев Ю. А., Корсик К. А. Указ. соч. - С.165.

При оформлении ссылок необходимо руководствоваться ГОСТ 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Заключениепредставляет собой результат научного творчества студента,краткий итог бакалаврской работы.

Учитывая, что содержание выпускной квалификационной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решения основных задач выпускной квалификационной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в бакалаврской работе.

Результаты излагаются как в позитивном (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном плане (чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, отсутствием необходимой базы и пр.).

Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложения.

Объем заключения - 3-4 страницы.

Список использованной литературызавершает выпускную работу.Он отражает тулитературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки бакалаврской работы. Оформляется (составляется) список литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Библиографические списки содержат библиографические записи использованных источников и литературы, помещаются в конце работы и обозначаются названием: «Список использованной литературы».

Все источники располагаются в алфавитном порядке, а при необходимости - в хронологическом, либо по тематическому принципу. В бакалаврских работах по юриспруденции выделяют следующие рубрики:

1) Нормативные акты -излагаются по юридической силе акта(Конституция Российской Федерации, Международные договоры, Федеральные конституционные законы, Кодексы, Федеральные законы, Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ (законы, постановления и т.д.), инструкции, письма и т.д.).

2) Научная и учебная литература. Периодическая печать (монографии,учебники,учебные иучебно-методические пособия - за последние 5 лет, энциклопедии, справочники, журналы,реферативные сборники,газетныепубликации.

На первое место среди источников по юридической дисциплине выносят законодательные материалы (нормативные акты). Нормативные акты выносятся в начало библиографических списков и располагаются по юридической силе.

1) Международные нормативные акты – по хронологии;

2) Конституция

3) Федеральные конституционные законы – по хронологии;

4) Постановления Конституционного Суда – по хронологии;

5) Кодексы – по алфавиту;

6) Федеральные законы – по хронологии;

7) Законы – по хронологии;

8) Указы Президента РФ – по хронологии;

9) Акты Правительства РФ – по хронологии;

а) постановления

б) распоряжения

10) Акты Верховного и Высшего Арбитражных Судов - по хронологии;

11) Нормативные акты министерств и ведомств – по хронологии;;

а) постановления

б) приказы

в) распоряжения

г) письма

12) Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские)

13) ГОСТы

14) СНиПы, СП, ЕНИРы, ТУ и др.

Расположение внутри равных по юридической силе документов – по дате принятия.

Работа должна строиться на актуальных (современных) источниках. Отсутствие в работе ссылок на современные (до 3-х лет) источники считается грубой ошибкой, поскольку выдает незнание современных работ по выбранной тематике.

Приложения.Приложения-это материалы прикладного илииллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы выпускной квалификационной работы. К ним относятся:

- различные положения, инструкции, копии документов;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.

Все приложения нумеруются (без знака №, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и должны иметь тематические заголовки. В тексте бакалаврской работы обязательна ссылка на каждое приложение.

Наши рекомендации