Дополнительные статьи Статьи О прелюбодейной части

Эти статьи являются позднейшим добавлением к Уставу. Расположенные после его санкции и слова аминь, они трактуют иные вопросы, чем те, которые регламентирует Устав, – не о том, какие судебные дела подлежат ведению епископа и как должны делиться судебные пошлины, а некоторые сложные случаи наследственного права. Есть основания рассматривать их в качестве самостоятельного юридического памятника, примыкающего к Уставу. С. В. Юшков полагал, что эти статьи не входили не только в состав грамоты XII в., но и в Устав XIII, а принадлежали позднейшему составителю или переписчику556 [Юшков С. В. Устав кн. Всеволода, с. 419-420]. А. А. Зимин видел в них «позднейшую церковную приписку»557 [Памятники русского права. Вып. второй, с. 170]. Однако автор статей сообщает, что он сам рассматривал, изучал наследственное право, принимал участие в суде между наследниками, а это свидетельствует, что перед нами не переписчик, а юрист – кодификатор права, выполнявший судебные функции. Это скорее светский законодатель, чем церковный: действительно, церковному составителю-редактору Соловецкого извода единственная религиозная сентенция, содержащаяся в нем, показалась недостаточной, и он значительно ее расширил. Этим законодателем мог быть один из новгородских князей XIV в., продолжавших обладать правом суда, достаточно правомочный для разработки норм наследственного права.

Статья 1

Прелюбодейнаа чясть в животе – часть наследства (живота – имущества), выделяемая незаконной жене и ее детям. По нормам церковного права, человек мог венчаться не более двух раз. Если умирала и вторая его жена, он не имел права больше жениться и фактически третья и следующие его жены и дети от этих жен законными не признавались, права наследования не имели. Изысках – обнаружил в результате изучения или рассмотрел, установил (И мы ныне по первым ярлыком изыскавши и удумав не изыначиваем (не изменяем) первых ярлыков)558 [Срезневский И. И. Материалы для словаря, т. 1, стб. 1059]).

Статья изменяет традиционное право наследования незаконных детей. Согласно ей, состоятельный человек (полн животом) может оставить небольшую часть наследства (урок) своим детям от третьей и четвертой жен, не включая их в число основных наследников. Такое ограничение прав этих детей оправдано здесь тем, что они незаконные. Если оставивший наследство небогат, то незаконный его сын получает только то, что полагается оставить робичичю – сыну от рабыни-наложницы, а именно лошадь и боевое снаряжение (доспех), а также другое имущество (покрут), необходимое для службы, в зависимости от общего размера наследства. Упоминание доспеха и коня говорит о том, что здесь рассматривается наследственное право в семье феодалов.

В Соловецком списке источником права рассматриваемой статьи названо правило Никейского собора, но постановления ни I, ни II Никейских соборов не касаются таких вопросов.

Нормы статьи исходят из наследования по закону, а не по завещанию.

Статья 2

Установив порядок наследования незаконных детей, законодатель вновь традиционно закрепляет суд по этим делам за епископом, предлагая ему следовать нормам права Кормчей книги (номоканона).

Статьи Соловецкого списка о наследовании дочерей

Статьи устанавливают особый порядок наследования дочерей и сыновей – их братьев, отличный от традиционного древнерусского права. По Пространной Правде (ст. ст. 91, 95), дочери лично свободных людей и феодалов при наличии сыновей не наследовали, что подтверждалось Судебниками 1497 (ст. 60) и 1550 гг. (ст. 92). В.О.Ключевский отмечал, что «эта норма была чужда русскому наследственному праву и никогда в нем не действовала», она была внесена «на всякий случай, в чаянии, что и она может пригодиться»559 [Ключевский В. О. Курс русской истории, т. I, с. 260-261]. Вместе с тем нормы этих статей имеют соответствия в византийском праве (Прохирон-Закон Градский, грань 29, гл. 11; грань 33, гл.9). Составитель статьи – образованный церковный книжник, знавший о падении Константинополя и особой роли, которую играла после этого Трапезундская империя, знакомый с собраниями переводных памятников права по Кормчим книгам.

Истыи свидетели – настоящие, достойные доверия.

РУКОПИСАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА. XIII В.

Введение

«Рукописание князя Всеволода» – ценнейший памятник, сохранивший единственный дошедший до нас устав купеческой корпорации в Новгороде. Он посвящен регулированию отношений князя, епископа и города с церковью Ивана на Петрятином дворище, которой было предоставлено право извлечения в свою пользу доходов от взвешивания воска, а также отношений этой церкви с корпорацией «пошлых» купцов.

«Рукописание» составлено от имени новгородского князя первой половины XII в. Всеволода Мстиславича, однако, будучи пронизано многочисленными анахронизмами относительно времени его деятельности, в действительности закрепляет порядок, сложившийся в Новгороде не ранее второй трети XIII в.

Памятник известен в двух изводах – Троицком и Археографическом. Первый сохранился в единственном списке третьей четверти XVI в., но более полно отражает древний оригинал. Второй известен не менее чем в 23 списках XV – XIX вв., объединяемых в четыре вида: Археографический, Соловецкий, Летописный и Житийный.

Списки Археографического извода содержат материалы, свидетельствующие об изменении порядка организации финансов церкви Ивана в XIV в., и, следовательно, дают возможность исследовать динамику существенных преобразований новгородского права.

Тексты

Троицкий извод

Список третьей четверти XVI в. в приложении к Новгородской I летописи (ГБЛ, МДА, IV 54).

1. Се аз, князь великий Гаврил, нареченыи Всеволод, самодръжець Мьстиславичь, внук Володимир, владычествующю ми всею Рускою землею и всею областью Новгороцкою, божиим благоволением поставил есми церков святыи великыи Иван на Петрятине дворище и устроил есми ю иконами многоценнами, и еуангелием многоценным, и всеми книгами ис-полнь, устроил есми попы и дьяконы в зборнои виликои церкви.

2. И даю святому великому Ивану от своего великоимения на строение церкви и в векы вес вощаной, а в Торжку пуд вощаной: половина святому Спасу, а половина святому великому Ивану на Петрятино дворище.

3. А оброка попом, и дьякону, и дьяку, и сторожам из весу вощаного: имати попом по осми гривен серебра, а дьякону четыре гривн серебра, а дьяку три гривны серебра, а сторожам три гривны серебра. А имати им той оброк и в векы на всякий год по моему данью великого князя Всеволода.

4. А попом пети у святого Ивана вселенная, у святого Захарьи на полатех пети по неделям и в векы. А дьякону пети у святого Ивана субота да неделя ис того оброка и в век.

5. И яз, князь великий Всеволод, поставил есми святому Ивану три старосты, от житьих людей и от черных тысяцкого, а от купцев два старосты, управливати им всякие дела иванская, и торговая, и гостинная, и суд торговой.

6. А Мирославу посаднику в то не вступатца и иным посадником в ываньское ни в что же, ни боярам новгороцкым.

7. А хто хочет в купечство вложится в ыванское, даст купьцем пошлым вкладу пятьдесят гривен серебра, а тысяцкому сукно ипьское, ино купцам положить в святыи Иван полътретьяцать гривен серебра. А не вложится хто в купечество, не даст пятьдесят гривен серебра, ино то не пошлый купець. А пошлым купцем ити им отчиною и вкладом.

8. А весити им в притворе святого Ивана, где дано, ту его и дръжати.

9. А весити старостам иваньским, двема купцем пошьлым добрым людем. А не пошлым купцем старощениа не дръжати, ни весу им не весити иваньского.

10. А у гостя им имати: у низовьскаго от дву беркоеска вощаных пол гривне серебра да гривенка перцю, у полоцкого и у смоленьского по две гривны кун от берковъска вощаного, у новоторжанина полторы гривны от берковъска вощаного, у новогородца шесть мордок от беркоеска вощаного.

11. А куны им класти святого великого Ивана в дом, что вывесят по правому слову.

12. А новгородцю не весити ни на которого гостя.

13. А по моем животе, великого князя Всеволода, стояти за дом святого великого Ивана брату моему великому князю всея Русии, и владыце новгороцкому, и старостам купецьким, и купцам, и за вся церковникы святого Ивана.

14. А взять князю великому из весу вощаного полтретьяцать гривен серебра через год.

15. А праздник рожество святого великого Ивана почесть створити и празновати старостам купецким и купцам. А имати старостам купецким и купъцем из весу из вощаного на полътретьяцать гривен серебра на всякыи праздник святого Ивана и в век. А старостам купецким святого великого Ивана ставити на праздник святого Ивана семьдесят свечь, и темъян, и ладан. А пети в празьдник владыце, а старостам купецким и купцам дати владыце гривна серебра да сукно ипьское, а на завтрее пети анхимандриту святого Егоргиа, а взять ему пол гривне серебра, а на третей день пети игумену святей Богородици из Онътонова манастыря; взять ему пол гривне серебра.

15а. И яз, князь великий Всеволод, дал есми пошлины попом святого великого Ивана Петрятино дворище с купець в Руси на память князем великым дедом моим и прадедом има-ти с купець таи старина и в векы с тверского гостя, и с новгородского, и з бежицкого, и з деревьского, и с всего Помостья.

16. А буевище Петрятино дворище от прежних дверей святого великого Ивана до погреба, от погреба до Концаньского мосту. А того буевища имати куны старостам иваньским и старостам побереским. А класти куны в дом святого великого Ивана.

17. А попов святого великого Ивана, и дьякона, и дьяка, и сторожов призирати старостам иваньским, и купцам, и старостам побереским, и побережаном.

18. А в дому святого Ивана не дръжати никому ничего же, разве свечи и темъяна.

19. А городу, ни владьще, ни боярам весу не отимати у святого великого Ивана, ни продавати моего данья, великого князя Всеволода.

20. А хто почнет вес отимати, или продавати, или дом оби-дити святого великого Ивана и святого Захарьи, на того Спас, и пречистая, и святыи великыи Иван, будет им тма, и съблазнь, и казнь божия.

Археографический извод

Дается по 13 основным спискам:

Археографический вид

1. Ар – середины XV в., в приложении к Комиссионному списку Новгородской Первой летописи (ЛОИИ АН СССР, Археогр. 240). Используется как основной;

2. ВА – 1495 г., в сборнике (Центральная библиотека АН ЛитССР, ф. 22, №49);

Соловецкий вид

3. СлН – 1493 г., в приложении к Кормчей книге (ГПБ, Сол. 858/968);

Наши рекомендации